Главные вкладки

    Водоёмы нашего края. Урок + презентация.
    презентация к уроку (4 класс) по теме

    Колб Наталья Александровна

    Программа А.А.Плешакова. 4 класс. Урок с элементами краеведения ХМАО-Югры Тюменской области города Когалыма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vodoyomy_nashego_kraya.rar1.59 МБ

    Предварительный просмотр:

                                Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя  школа № 5»

    г. Когалыма

    Урок по природоведению в 4-В классе

    "Водоемы нашего края"

                                         

         Учитель: Колб Н.А.

                                               учитель начальных классов  

    2011

    Урок по природоведению в 4-м классе "Водоемы нашего края"

    Цель: Сформировать представление о водоемах нашего края.

     Познакомить с естественными и искусственными     водоемами, со значением водоемов и их охраной.

     Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

     Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

    Воспитывать любовь к природе родного края.

    Оборудование: Глобус, карта области, схема реки, компьютерная презентация урока.

                                      Ход урока.

    1. Организационный момент.

       Сообщение темы и целей урока.

                                   - Сегодня мы отправимся туда,

                                      Где плещется вода.

    - Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Водоемы нашего края)

    (на экране появляется тема урока «Водоемы нашего края»)

    -  Мы познакомимся с водоемами нашего края. Составим описание водоемов. Выясним значение водоемов в природе и жизни человека. Познакомимся со способами охраны.

    2. Актуализация опорных знаний.

     -Тему урока мы узнали сейчас,

       Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

    Проверка д/з. Тесты с. 41-42

    2. Устный опрос

    Карточка 1

    Замени предложение, одним словом:

    - Горы, созданные руками человека из отходов пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (Терриконы)

    - Углубления с пологими, заросшими растениями склонами. ( Балка)

    - Возвышенность высотой от 200 до 500 метров. ( Холм)

    - Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров. ( Гора)

    - Углубление с крутыми осыпающимися склонами. ( Овраг)

    3. -А сейчас напишем цифровой диктант. Возьмите листочки и укажите на нём цифру, под которой написан правильный ответ. Только цифру.

    1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

       1. балка      2. овраг        3 склон

    2. Возвышенность, высота которой более 1000м :

       1. холм       2. гора    3. равнина

    3. Нижняя часть горы, холма.

      1. склон       2. подошва   3. вершина

    4. Есть у оврага, холма, горы.

      1. склон      2. подошва     3. вершина

    5. Самое теплое море России.

    1. Черное море    2. Каспийское море

                               

                               Мой край.

    1.Мой край расположен на материке…

       1 Африка     2  Австралия     3  Евразия.

    2. Мой край находится в природной зоне..

         1 Тайги    2 Степи           3 Пустыни

    3. Мой край находится в…

     1. Восточном полушарии        2 Западном полушарии

    4. В моем крае растут…

      1 Кактусы, кипарисы.       2 Багульник, мать-и-мачеха

    5. У нас обитают…

      1 Ласточки, скворцы     2  Синицы, свиристели

    6. Мой край дает стране…

       1  Металлургическую продукцию

       2  Легковые автомобили

       3  Нефть, газ

    Проверяем диктант. Поставьте себе оценку, которую, как вы думаете, вы заслужили. Вложите листочек в тест. Я проверю и выставлю вам оценку (среднюю).

    Формирование новых знаний.

                 Разгадайте, ребятки, такую загадку:

                 Я и тучка, и туман, я – река и океан

                 Я летаю бегу, и стеклянной быть могу.        (Вода)

    - Каким цветом обозначена вода на карте (синим)

    - Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля?   Почему ?  (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)

    - Какие океаны есть на нашей планете?(Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский.)

    - Берега России омывают моря 3 океанов. Каких?   (Северно- Ледовитого, Атлантического, Тихого)

    - Какие вы знаете моря ?

    - Многие поэты и художники изображали море в своих произведениях. Художники изображали неповторимую красоту моря на своих картинах. Одним из них был знаменитый русский художник Иван Константинович Айвазовский. Посмотрим репродукции с его картин.

                  На экране репродукции картин  

    - Айвазовский был влюблен в море. Он писал свои картины по памяти, а не с натуры. Ему удивительно точно удавалось передать краски моря, величие и мощь морской стихии.

    - Каким изображает море художник?  Каким бывает море ?    (Разным: теплым, спокойным, ласковым, добрым, бушующим)

    - Море было источником вдохновения русских поэтов. Ф.И. Тютчев посвятил морю много своих стихотворений. Вот одно из них

                  Как хорошо ты, о море ночное,-

                  Здесь лучезарно, там еще – темно…

                  В лунном сиянии, словно живое,

                  Ходит, и дышит, и блещет оно…

                  На бесконечном, на вольном просторе

                   Блеск и движение, грохот и гром…

                   Тусклым сияньем облитое море,

                   Как хорошо ты в безлюдье ночном!

    - Каким изображает море поэт?  

    Физ. минутка

    - А сейчас перенесемся на берег моря. Закройте глаза. Расслабьтесь.

                           Звучит музыка «Звуки прибоя»

    - Куда вы мысленно перенеслись? Что представили?

    - В России множество больших и маленьких озер. Какое озеро из- за огромных размеров называют озером- морем и даже просто морем? (Каспийское) Покажите его на карте.

    -Назовите самое глубокое озеро. (Байкал) Его глубина 1637 м.

    - Вода в одних озерах пресная, в других соленая. Например в Байкале- пресная, а в Каспийском озере- море- соленая. Если бы случилось так, что люди остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тыс лет.

    - Реки тоже являются богатством и украшением России. Назовите и покажите самые крупные реки нашей страны. (Волга, Обь, Лена, Енисей)

    - У нас много и маленьких рек, которые не нанесены на карту. Все реки, и большие, и маленькие имеют огромное значение. Их необходимо оберегать.

    - На нашей планете много различных водоемов. Отгадайте, о каких водоемах загадки?

    2. Отгадайте загадки.

    Естественный крупный и непрерывный водный поток, текущий в разработанном им русле. (река)

    Естественный водоем, замкнутый в берега. (озеро)

    Водное пространство между материками (океан)

    Небольшой естественный водный поток (ручей)

    Кругом вода, а с питьем беда. (море)

                   -К какой группе можно отнести эти водоемы по происхождению? (естественные)

    - Все водоемы можно разделить на 2 группы по происхождению: естественные и искусственные. Какие водоемы называют естественными? (Водоемы созданные природой)  Какие искусственными? (Водоемы созданные человеком)

    - Назовите  искусственные водоемы?

    На экране: канал, водохранилище, пруд  

    -Для чего люди создают искусственные водоемы ?

    Водохранилища для гидроэлектростанций.  

    Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей.

    Пруд для разведения рыбы, для проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и др целей. Пруд обычно не более 1 квадратного км.

                      Показ снимков : Рыбинское водохранилище, канал им Москвы, пруд в Михайловском

    -В нашем городе есть искусственные водоёмы?

    Какие естественные водоёмы есть в нашем городе?

    Марина

    1.Ингуягун или Ингу-Ягун — река в России, протекает в Ханты-Мансийском АО. Впадает в Тромъёган, в 126 от устья последнего. Длина реки составляет 235 км. Внеё впадают озёра:

    озеро Паасын-Лор

    озеро Тетль-Котым-Энтль-Лор

    озеро Юль-Виум-Лор

    озеро Яккун-Лор

    Даша

    2.Кирилл-Высъягун или Кирилл-Высъ-Ягун — река в России, протекает в Ханты-Мансийском АО. Длина реки составляет 142 км, площадь водосборного бассейна 1200 км². Река впадает в реку Ингуягун в 96 км от устья. Недалеко от впадения реки Кирилл-Высъягун в реку Ингуягун, между этими реками расположен город Когалым.

    В Кирилл-Высъягун впадают следующие реки:

    По правому берегу:

    Пинтыр-Ягун

    Санкый-Ягун

    Сугмутен-Ягун

    По левому берегу:

    Ергонго-Ягун

    Ай-Кирилл-Выс-Ягун

    В Кирилл-Высъягун впадают следующие озера:

    Коголымлор

    Вар-Ягун-Инг-Лор

    Озеро без названия

    3. Ортъягун

    Озёра: наиболее крупные – Вели-Сарым-Лор и Когалым-Лор – имеют площадь более 1000 га каждое.

    Тюменская область богата реками и озёрами. Около 25 тыс. рек и речек насчитывается на её территории общей протяжённостью около 180 тыс. км.

    Работа с картой

    Внимательно посмотрите на карту  и постарайтесь ответить на вопросы:

    1. Это самая большая река Тюменской области. Она длиннее Волги, имеет самую большую площадь водосборного бассейна. Это река-труженица. назовите её. (Обь).
    2. Эта река берёт своё начало в Китае и является второй по длине (после Амура) рекой Сибири. На ней стоит много городов, такие как: Омск, Тобольск, Х-Мансийск. За буйный характер люди прозвали её землероем, потому что во время половодья она прокладывает новые русла. Что это за река? (Иртыш).
    3. Что стоит посреди Иртыша? (Т).
    4. Что  находится между берегом и рекой? (И).

    Физ. минутка   - Вика

                                Мы немного отдохнем,

                                Встанем, глубоко вздохнем,

                                Руки в стороны, вперед.

                                Мы на пляже,

                                Солнце жжет.

                                Побежим скорее в реку,

                                Окунемся, поплывем.

                                Ах, какая благодать!

                                Но и меру надо знать.

                                Побежим скорее в класс,

                                Там послушаем рассказ.

    - О какой роли водоема была наша физминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем – место отдыха людей.)

    -Что вы знаете о роли водоемов?

    - Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет 70% массы тела человека. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ. Дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени. В нашем городе все реки и озёра являются рыбопромысловыми объектами.

     А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?

    Прочитайте об этом в учебнике на стр. 155- 156.

    Прочитав, статью сформулируйте

       Работа по вариантам

    1 вариант – Значение водоемов.

    2 вариант – Правила бережного отношения

    Правила запишите на листочке с обратной стороны.

    Проверка. Читаем цепочкой. Правила не повторяем.

            Роль водоемов

    Водоем – это место отдыха людей.

      Водоем – это дом для растений и животных.

      Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи

      Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.

       По воде перевозят грузы.

     Воду для работы берут заводы и фабрики.

    - Водоемы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого?

    -Какие правила поведения у водоемов предлагает нам соблюдать 2группа

    Правила поведения у водоемов

    1.Не бросай мусор в воду.

    2. Не оставляй мусор на берегу.

    3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

    - Какие опасности может таить водоем?  (Можно утонуть, нельзя ходить по льду.)

    Мы знаем что вода- это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

    - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.

    -Но люди еще много вреда причиняют водоемам и их обитателям.

    - Посмотрите фильм и ответьте, какие вы увидите факты нарушений.

    - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

       Работа в тетради с. 49-51

    Дополнительно.

    Я найду слова везде:

    И на небе, и в воде,

    На полу, на потолке,

    На носу, и на руке.

    ВЫ не слышали такого?

    Не беда!

    Играем в слова!

    Назовите водоёмы и их обитателей. Побеждает тот, чьё слово оказалось последним.

    4. Итог:

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Что было особенно интересно?

    - Что расскажите дома?

    Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами … Ты самое большое богатство на свете ”, -  Антуан де Сент-Экзюпери.

    5. Домашнее задание: 

    1. с. 154-158, пересказ

    2. с.49-51 (тетрадь).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок " Водоёмы нашего края"

    На уроке рассматривался краеведческий материал, который можно использовать на уроках географии. Проведеда большая исследовательская работа, применена компьютерная технология....

    Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"

    Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...

    Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Водоёмы нашего края и их охрана» УМК «Школа России»

    Методическая разработка раскрывает  опыт работы  по проведению урока  окружающего мира  УМК «Школа России»  под редакцией А. А. Плешакова....

    Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Водоёмы нашего края"

    Ознакомление учащихся с разнообразием водоемов родного края, различиями между водоемами.  Раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны. Разв...

    Предмет: «Окружающий мир». 4 класс. Тема урока: «Водоёмы нашего края». Форма: урок – конференция.

    Урок создает условия для развития мировоззрения учащихся, стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы.В конспекте предст...

    Презентация по окружающему миру 4 класс по теме "Реки и водоёмы нашего края"

    В помощь учителям начальных классов города Москвы для проведения урока по теме "Реки и водоёмы нашего края"....

    Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

    Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...