Главные вкладки

    Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Водоёмы нашего края"
    план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

    Панченко Наталья Сергеевна

    Ознакомление учащихся с разнообразием водоемов родного края, различиями между водоемами.  Раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны. Развивать познавательную активность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                       Учитель: Панченко Н.С.

                                                                       МОБУ СОШ № 24

                                                                    Отрадненский район

                                                         Ст. Попутная

    Водоемы нашего края

    Цели: познакомить учащихся с разнообразием водоемов родного края, различиями между водоемами; раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны; развивать познавательную активность.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    У. Ребята, сегодня мы отправимся в  путешествие по родному краю.

    1. Сообщение темы и целей урока

    ( учащиеся сами должны определить  тему урока)

    Пусть на Земле не умирают реки,

    Пусть стороной обходит их беда,

    Пусть чистой остается в них навеки

    Студеная  и вкусная вода!

     (ВОДОЕМЫ)

    У. Водоемы нашего края.

    Так звучит тема нашего урока.

     Мы сегодня на уроке будем знакомиться с водоемами Краснодарского края. Узнаем, какие водоемы есть в ст. Попутной.

    3.Работа по теме урока.

    Водоемы – это места  скопления или хранения воды. Водоемы бывают естественные и  искусственные. Естественные водоемы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.

     К естественным относятся: море,  лиманы, ручей, река, озеро.

           К искусственным – канал,  водохранилище, пруд.

    Работа с карточками:

    У. На карточках  зачеркните лишнее слово и обведите названия  тех водоемов, которые есть у нас в крае?

    ( у каждого уч-ся лежит карточка на столе)

    Река             море              океан            озеро              пруд

    - Какое лишнее слово? Почему?  

    ( Лишнее слово пруд, потому что это искусственный водоём.)

    - Какие водоемы есть в нашем крае?

    ( море, река, озеро, пруд).

     Какие водоемы есть в нашей станице?

    - Покажите на карте водоемы Кубани?

    ( К доске выходит ученик и показывает водоемы)

    Река Кубань, Черное море, Азовское море и т. д.

    Беседа:

    -Ребята, какое море есть в нашем Краснодарском крае?

    (Черное море)

      (Море — это  часть океана, большое водное пространство

    с горько-соленой водой.)

    Что мы знаем о Черном море?

    - Черное море теплое, не замерзает. Омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Площадь моря- 422 000 квадратных километров. Самая большая глубина – 2245 метров. Вода соленая. Животный мир сосредоточен в основном на глубине 150- 200 метров. В море водится самый быстрый дельфин – белобочка ( длина тела от 1,5 до 2,6 метра), а также афалина длиной до 3 метров! Обитает в море примерно 170 видов рыб. На Черноморском побережье нашего края расположены города Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи.

     (Азовское море)

    - Чем отличается от Черного?

    ( Берега песчано - ракушечные, невысокие. Площадь моря – 38 800 квадратных километров, в 11 раз меньше площади Черного).

    - Какие реки впадают в Черное море?

    (Река - постоянный водный поток значительных размеров с естественным течений по руслу от истока до устья)

    Горные реки бегут быстро, равнинные – текут медленно, спокойно.

    -Какая река – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа?

    (Река Кубань. Протяженность Кубани – 870 километров).

    - Какие еще водоемы есть в Краснодарском крае?

    ( Озера,  лиманы).

    - Назовите наиболее крупные лиманы?

    ( Ахтанизовский, Бейсугский, Кирпильский, Ейский, Кизилташский)

       (Озеро — замкнутый в берегах большой, естественный водоем.)

    - Какие озера есть в Краснодарском крае?

    ( Озеро Ханское, Озеро Чембурка ( около Анапы), озеро Абрау (У Новороссийска)

    В Сочи озеро Кардывач, озеро Любви и много маленьких озер.

    Водохранилище - водоём, в котором скапливается и сохраняется вода.

         - Назовите крупнейшие водохранилища?

    Краснодарское, Крюковское, Варнавинское.

         - Сейчас вы увидите картинки, на  которых показаны водоемы. Определите, где какой водоем?

    - На какой картине есть река? озеро? море? Обоснуйте.

    (На первой- река, так как видно, что вода течет. На второй  – море, оно большое, бушует, плавают корабли, летают чайки. На третьей – озеро, т.к. стоячая вода, со всех сторон суша.)

    - Выполните задание  на карточке . Распределите понятия. (сделайте взаимопроверку)

    ОЗЕРО                       вода течет                                             РЕКА

                                        стоячая вода

                                        два берега

                                        со всех сторон суша

                                     

        4.Физкультминутка.

     Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды.

    5. Закрепление.

    Начало реки называется -  исток.

    Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют -  устье.

    В реку впадают и другие реки- это притоки.

    Ответвление от главного русла реки называется – рукав.

    На доске:

    Исток -

    Устье -

    Притоки -

    Рукав -

            

    - Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме «Водоемы», предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме. Работа проводится в парах.

           Обведите кружочком варианты правильных ответов.

    1. К искусственным водоемам относятся:

    а) море;

    б) пруд;

    в) канал.

    1. Началом реки называется:

    а) устье;

    б) рукав

    в) исток

    6. Итог урока.

     Гонит капля дождевая
    Ручеёк за ручейком,
    Те бегут не унывая
    В реки быстрые. Потом…
    А потом и синь морская!
    А за нею – океан!
    Воду зря не выпуская,
    Закрывай покрепче кран!

    -  Какова была цель нашего урока?

     Удалось ли нам её достичь?

     Какие новые слова вы узнали?

    Что они обозначают?

    - Наш урок окончен!

    Спасибо вам за хорошую работу.

    Литература:

    1.  Научно – методический журнал «Начальная школа»

    № 2 - 2007г.

    2. «География Краснодарского края. Природа»; И.А. Терская; Краснодар 2007 г.

    1. «Путешествие по родному краю», И.П. Лотышев;

    Краснодар 2005 г.

    1. «Занимательное Краеведение», В.И. Борисов;

    Кубанское книжное издательство, Краснодар  2005 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме "Животноводство в нашем крае"

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Животноводство в нашем крае"....

    Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

    Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

    Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"

    Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....

    Урок кубановедения "Растения и животные нашего края"

    Урок кубановедения "Растения и животные нашего края" для 3 класса. Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных и растений Краснодарского края, проанализировать пути о...

    Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае»

    Предлагаю материал по теме "Растениеводство в нашем крае" окружающий мир, 4 класс. Данный конспект урока заставит учащихся проявить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, понимать причи...

    Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе

    Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе...

    Урок по теме: "Дикие животные нашего края. Медведь"

    Урок по предмету "Мир природы и человека"  Программа: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей. Цель урока: закрепление знаний по те...