Конспект урока по теме "Животноводство в нашем крае"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Богданова Галина Александровна

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Животноводство в нашем крае".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnovodstvo_v_nashem_krae.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Животноводство в нашем крае».

Цели:

Раскрыть  понятие «породы домашних животных».

Сформировать представления учащихся о животноводстве как составной части сельского хозяйства, его роли в жизни человека.

Познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в нашем крае.

Задачи:

Образовательные:

 изучить особенности разведения и содержания домашних животных;

обратить внимание  на существенные признаки во внешнем строении животных и способы приспособления их к окружающей среде.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, использовать в работе полученные знания.

Воспитательные:

воспитывать уважение к людям разных профессий, любовь к животным.

                                           Ход урока

I Организационный момент.

                         Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

                         Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать.

                         И внимательными быть, и старательными быть.

                         И тогда уж точно, каждый, знания свои покажет!

III Актуализация знаний.

 -  Сегодня у нас тоже сельскохозяйственный урок. Мы познакомимся еще с одной отраслью сельского хозяйства. Какой, узнаете, когда разгадаете кроссворд «Кто живет у нас в сарае?»  

1.  Шапочка алая,

    Жилеточка нетканая,

     Кафтанчик рябенький. (Курица.)

2.  Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца.)

                                                                                                                                               

3.  Не земледелец, не кузнец, не плотник,

     А первый на селе работник. (Лошадь.)

4.  Среди двора стоит копна,

     Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

5.  Эй, куда, борона?

     Берегись, наскочу, лбом ухвачу! (Коза.)

6.  Лежит под плетнем и крутит хвостом.

     Ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)

7.  Лежит кучка поросят,

     Кто ни тронет – завизжат. (Пчелы.)

- Что объединяет эти слова – отгадки? ( Это животные.)

- К какой группе животных их отнесем? (Домашние.)

III. Сообщение темы, целей урока.

   - На уроке речь пойдет о разведении и содержании  домашних животных, то есть о животноводстве, его роли в жизни человека.

    Найдите толкование слова «животноводство» в словаре С.И. Ожегова.

 - Что обозначает слово животноводство? (Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел, и др.)

   -  Из всех домашних животных особенно большое значение имеют сельскохозяйственные животные. Они и составляют основу животноводства.

   - На какие отрасли делится животноводство,  и какие из них развиты  в нашем крае, об этом мы узнаем чуть позже.

IV. Изучение нового.

  -  А сейчас попробуйте объяснить, что такое «породы домашних животных»?

 ( Породы – разновидности хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-нибудь признаками от животных того же вида.)

- Откуда они взялись?

Чтение статьи учебника «Породы домашних животных», с.214.

 -  Теперь мы знаем, что животноводство тоже зародилось на заре человечества.      Приручение и одомашнивание животных началось 15-20 тысяч лет назад.  Нелегок был труд людей в приручении диких животных.

   Немного истории. Рассказывают ученики.

Домашних кур начали разводить  4 тысячи лет назад. За это время они стали очень сильно отличаться от своих родоначальников – диких кур. В настоящее время в лесах Индии встречаются дикие банкивские куры – родоначальники домашних кур. Голос  у этих птиц был  пронзительный. Они кричали вечером, провожая солнце, а на рассвете снова горланили. Древние люди решили, что эти птицы будят солнце. Назвали этих птиц солнечными и принесли домой. Солнечных птиц тогда очень уважали, их боялись убивать и есть. За ними ухаживали, сытно кормили. Птицы становились все крупнее и толще и несли все больше яиц. Постепенно они стали домашними.

Известно, что предками коров  были похожие на них животные – древние туры.  Водились когда-то на земле крупные свирепые туры. На туров охотились из-за вкусного мяса.  400 лет назад была уничтожена на охоте последняя самка дикого тура.  Приучить тура было невозможно - они поднимали на рога охотника вместе с конем. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. С годами они становились смирными, паслись около дома на зеленом лугу, перестали бояться человека. Молока они давали совсем мало. Так мало, что оно считалось лекарством и лакомством. Пить его полагалось, разбавляя водой. Люди заботились о коровах, хорошо их кормили, и коровы давали все больше молока. 

Домашние лошади -  потомки дикой лошади Пржевальского  и тарпана, который еще в начале прошлого столетия водился в степях Европы.  Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н.М. Пржевальским. Лошадей издавна разводили и использовали для перевозки грузов, верховой езды, выполнения различных работ. С развитием транспорта, появлением на полях мощных сельскохозяйственных машин лошади потеряли свое былое значение.        

Ближайшие родственники домашней свиньи – дикий кабан.

Предками домашних овец считают диких баранов – муфлонов и архаров.

 Домашние гуси произошли от дикого серого гуся.

Домашние индейки родом из Мексики. Предок их – дикая индейка, живущая в лесах Центральной и южной части Северной Америки.

 

     Обсуждение  полученных сведений.

  1. Продолжение работы над  новым материалом.

Домашние сельскохозяйственные животные разнообразны. Одних животных разводят больше, других совсем не разводят.

- Подумайте, отчего это зависит? (От природных условий.  Разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа. В разных природных зонах – разная растительность.)

   

VI. Работа с картой.

- Вспомните, какие природные зоны расположены на территории Красноярского края?

   ( На территории Красноярского края при движении с севера на юг наблюдается следующая смена природных зон: ледяная или полярная зона, зона тундры, зона лесотундры, зона тайги, зона лесостепи и зона степей.)

   -  Природные условия каждой зоны определили их сельскохозяйственную специализацию.    

   - Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае, об этом продолжим наш разговор. Работу будем вести  группами, каждая группа получит для работы все необходимое.

Физминутка.

Далее дети работают в группах.

Пакет заданий для первой группы.

1. Карточки с названиями отраслей: разведение крупного рогатого скота, разведение мелкого рогатого скота.

      2. Рисунки  и фотографии  «На ферме», «Выпас на пастбище».

   Источники: учебник стр. 216 – 217, карта края, карточка - помогай-ка.

Пакет заданий для второй группы.

  1. Карточки с названиями отраслей: коневодство, свиноводство.
  2. Рисунки и фотографии «На свинокомплексе», «Выпас на пастбище».

Источники: учебник стр. 217 – 218, карта края, карточка помогай-ка.

                                                                                                   

Пакет заданий для третьей группы.

  1. Карточки с заданиями отраслей кролиководство, птицеводство.
  2. Рисунки и фотографии «Кролиководство», «Работа на птицеферме».

Источники: учебник стр. 219 – 220, карта края, карточка помогай-ка.

Пакет заданий для четвертой группы.

  1.   Карточка с названиями отраслей: рыболовство, пчеловодство.
  2.  Рисунки и фотографии «В рыболовном хозяйстве»,  «На пасеке».

Источники: учебник стр. 220 – 221, карта края, карточка помогай-ка.

Карточка - помогайка (для всех групп):

  1. Название отрасли.
  2. Чем занимается отрасль, ее особенности.
  3. Люди, каких профессий работают в этой отрасли?

Проводится обсуждение в группах. Представители от каждой группы делают сообщение. Сообщения сопровождаются презентацией. Их рассказы дополняют учащиеся из других групп, задают уточняющие  вопросы.

В процессе обсуждения заполняется таблица – схема «Отрасли животноводства».

Животноводство

Крупный, мелкий рогатый скот

коневодство

свиноводство

кролиководство

птицеводство

рыбоводство

пчеловодство

В список отраслей животноводства можно добавить:

Оленеводство – древняя отрасль хозяйства районов Крайнего Севера. Домашний северный олень – стройное красивое животное. Летом оленьи стада кормятся в тундре, а зимой перекочевывают ближе к лесу. Мясо северного оленя отличается высокой питательностью, а молоко высокой жирностью. Из шкур вырабатывают мех, замшу, шьют удобную одежду, шапки, рукавицы, обувь. Шерсть используют в мебельной промышленности. Из сухожилий делают прочные нитки для сшивания меха. Рога и копыта используют для приготовления клея.

 

  Охотничий промысел и звероводство широко развиты в нашем крае. Главные районы в тундре, лесотундре, тайге. Созданы специальные заповедники, организованы промыслово-охотничьи станции и ондатровые хозяйства. Во многих районах края развивается пушное звероводство и мараловодство.

В нашем крае разводят маралов. Маралы - особый вид оленей.  Этих стройных красивых животных также называют сибирскими благородными оленями.                                                              

Разведением маралов занимаются, чтобы получить рога  – панты, имеющие   промысловое значение. Обрезают их весной, а на следующий год они

снова вырастают.  Панты используют в фармацевтической промышленности для приготовления лекарственных средств.

 Животноводство тесно связано с растениеводством, которое обеспечивает животноводство основными кормами.

Увеличение посевных площадей и повышение урожаев – необходимое условие получения изобилия кормов для животноводства. Где обилие кормов, там и обилие мяса, масла, молока и других сельскохозяйственных продуктов.

   Красноярский край – ведущий район по животноводству в Восточной Сибири.

  1. Закрепление нового материала.

       Ответы на вопросы:

  1. Что нового узнали о домашних животных?
  2. Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

3.  Каковы особенности животноводства в нашем крае?

     4.  Что дает наш край стране?

Работа в тетрадях.

    - Составьте схему – цепочку связей домашних животных, окружающей природы и труда людей. Объясни её.

VIII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Стр. 214 – 222.

Узнайте о работе животноводов нашего края. Подберите дополнительный материал о тех домашних животных, которые вас особенно заинтересовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"

Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...

Конспект урока по теме "Деревья нашего края"

Конспект урока по чувашскому языку для русскоязычных школ для 4 класса....

Презентация к уроку окружающего мира "Водоемы нашего края"

Наш город раскинулся вдоль берега Волги. О красоте этой реки сложено много стихов, песен. Кроме Волги, в нашем саратовском крае, много других водоемов. О них вы узнаете из презентации....

Конспект урока по теме: "Водоемы нашего края". 4 класс "Окружающий мир" по учебнику А.А. Плешакова

Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, учебник А.А. ПлешаковаДанный урок разработан по теме: Водоемы нашего края" Цель урока: познакомить учащихся с водоемами, находящимися на территории Рам...

Спецкурс "Юный эколог" Конспект спрезентацией по теме: Рыбы нашего края.

Здесь вы можете найти конспект урока на данную тему, презентацию и приложение....

Урок окружающего мира "Животные нашего края. Охрана природы" 3 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках Краснод...

Конспект открытого урока по теме "Животноводство нашего края" 3 класс

Конспект открытого урока по теме "Животноводство нашего края" 3 класс...