Рабочая программа по окружающему миру ,3 класс.УМК " Перспектива
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

фаткулина альфия анваровна

 

программа по УМК « Перспектива»

Окружающий мир ,3 класс

 

Пояснительная записка

 

                  Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития обучающихся.

Цели.

·                развитиевосприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышлениякак умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

·                освоениезнаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

·                воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

Задачи.

За годы обучения в начальной школе у каждого обучающегося должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи:  сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями обучающихся.

      Принципы:
      — принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
      — принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
      — принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
      — принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
      — принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
      — принцип ценностного подхода.
      

         

                                   

                   Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Содержание курса

Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы. Правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.

Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.

Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).

Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.

Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).

Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.

Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.

 

Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).

Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.

Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.

Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

 

Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).

Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

знать

·                название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

·                государственную символику России;

·                государственные праздники.

·                основные свойства воздуха, воды;

·                условия, необходимые для жизни живого существа;

·                правила охраны и укрепления здоровья;

·                правила дорожного движения;

уметь

·                определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

·                различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

·                различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

·                приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

·                показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);

·                описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·                использовать термометр для измерения температуры воздуха;

·                устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;

·                применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

·                выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

·                устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;

·                рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающиеся

Результаты обучения

1.Общие  учебные умения

1.1.Умения, связанные с познавательной деятельностью

Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.

   Сопоставлять на однотипном материале    два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.

На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.

Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.

Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

1.2.Умения  связанные с информационно-коммуникативной  деятельностью

Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

 

 

2.Специальные предметные умения

знать

название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

государственную символику России;

государственные праздники.

основные свойства воздуха, воды;

условия, необходимые для жизни живого существа;

правила охраны и укрепления здоровья;

правила дорожного движения;

уметь

определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

использовать термометр для измерения температуры воздуха;

устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;

применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;

рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебно-тематический план по окружающему миру 3 класс

 

Название разделов и тем

Всего часов

                                 В том числе

теория

практика

контроль

«Радость познания»(11 часов)

1.

Свет знания.

1

1

 

 

2.

Как изучают окружающий мир.

1

1

 

 

3.

Книга – источник знаний.

1

1

 

 

4.

Отправимся на экскурсию.

1

 

1

 

5.

О чём рассказывает план?

Практическая работа.

1

 

1

 

6.

Планета на листе бумаги.

1

1

 

 

7.

Страны и народы на политической карте мира.

1

1

 

 

8.

Путешествуя, познаём мир.

1

1

 

 

9.

Транспорт.

1

1

 

 

10.

Средства информации и связи.

1

1

 

 

11.

Праздник «Книга – источник знаний».

1

1

 

 

«Мир как дом» (24часа)

12

Мир природы в народном творчестве.

1

1

 

 

1 3

Из чего состоит всё.

Проверочная работа.

1

 

 

1

14

Мир небесных тел.

1

1

 

 

15

Невидимое сокровище

1

1

 

 

16

Как сохранить воздух – наше невидимое богатство.

1

1

 

 

17

Самое главное вещество.

1

1

 

 

18

Свойства воды, круговорот воды в природе.

1

1

 

 

19

Почему вода бывает святой.

1

1

 

 

20

Природные стихии в народном творчестве.

1

1

 

 

21

Кладовые земли.

Самостоятельная работа.

1

 

 

1

22

Чудо под ногами.

1

1

 

 

23

Как уберечь землю – нашу кормилицу.

1

1

 

 

24

Мир растений.

1

1

 

 

25

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

1

 

 

26

Мир животных.

1

1

 

 

27

Образы животных  в народном творчестве.

1

1

 

 

28

Невидимые нити в живой природе.

1

1

 

 

29

Лес – волшебный дворец.

1

1

 

 

30

Луг – царство цветов и насекомых.

1

1

 

 

31

Водоём – дом из воды.

Проверочная работа.

1

 

 

1

32

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

1

1

 

 

33

Как сохранить богатства природы.

1

1

 

 

34

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1

1

 

 

35

Охрана природы родного края.

1

1

 

 

 «Дом как мир» (25 часов)

36

Родной дом – уголок Отчизны.

1

1

 

 

37

Свой дом – свой простор.

1

1

 

 

38

Тепло родного дома.

1

1

 

 

39

В красном углу сесть – великая честь.

1

1

 

 

40

Побываем в гостях.

1

1

 

 

41

На свет появился – с людьми породнился.

1

1

 

 

42

Родословное древо.

1

1

 

 

43

Родословное древо моей семьи.

Практическая работа.

1

 

1

 

44

Муж и жена – одна душа.

1

1

 

 

45

Святость отцовства и материнства.

1

1

 

 

46

Моё имя – моя честь.

1

1

 

 

47

Добрые дети – дому венец.

1

1

 

 

48

Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи.

1

 

1

 

49

Детские игры – школа здоровья.

1

1

 

 

50

Строение тела человека.

1

1

 

 

51

Как работает наш организм.

1

1

 

 

52

Что такое гигиена.

1

1

 

 

53

Наши органы чувств.

1

1

 

 

54

Школа первой помощи.

1

1

 

 

55

Здоровью цены нет.

1

1

 

 

56

Дом не велик, а стоять не велит.

1

1

 

 

57

Семейный бюджет.

1

1

 

 

58

Мудрость старости.

1

1

 

 

59

Путешествие к А.С. Пушкину.

1

1

 

 

60

Мой уголок для игры в родном доме.

Тест.

1

 

 

1

 «В поисках Всемирного наследия»   (8 часов)

61

Всемирное наследие.

1

1

 

 

62

Московский Кремль.

1

1

 

 

63

Озеро Байкал.

1

1

 

 

64

Путешествие в Египет.

1

1

 

 

65

Путешествие в Грецию.

1

1

 

 

66

Путешествие в Иерусалим.

1

1

 

 

67

Путешествие в Китай.

1

1

 

 

68

Всемирные духовные сокровища.

1

1

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое и методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение                 для учеников

Учебно-методическое обеспечение                для учителя

  1. Новицкая М.Ю. Родная земля.- М.: Дрофа, 2008.
  2. Новицкая М.Ю. Прибаутки, небылицы, считалки, детские игры: Сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов.- М.: АРКТИ, 1999.
  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учебник  в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2010.
  4. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2010.
  5. . Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
  6. ПлешаковА.А. Зелёные  страницы: книга  для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.
  7. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

 

Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Литература

 

 

1.А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2010 год.

2.А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2010 год.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива

Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива"

рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива" составлена по ФГОС на 2013-2014 учебный год....

рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования. Состоит из пояснительной за...

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Обучение ведется по учебнику: А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 ч...