Главные вкладки
«Сказки принцессы Флоры» Экспериментальная программа дополнительного образования по флористике
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Занятия флористикой являются составной частью экологического образования: они открывают детям мир растений, учат внимательно вглядываться в окружающую природу, подмечая красоту природных пейзажей, игру света и тени, гармонию линий, формы и цвета, помогают ребёнку полнее осознать своё единство с миром, природой, наполнить душу любовью к людям, к жизни. Дают возможность самовыражения посредством цветов и растений, помогают ощутить радость творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказки принцессы Флоры»
Экспериментальная программа дополнительного образования по флористике
Педагог дополнительного образования:
Хорева Ю.Д.
Пояснительная записка
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФЛОРИСТИКЕ «Сказки принцессы Флоры»
Срок реализации программы 1 год
72 занятия в год
Занятия проводятся с детьми малыми подгруппами 5-10 человек, во второй половине дня
Предусматривается индивидуальная работа с детьми, обладающими различным уровнем развития
Место проведения: ИЗО – студия
Человек окружен растениями: травами, цветами, кустарниками, деревьями. Маленький ребёнок удивляется первой зелёной травке, восхищается одуванчиком и, как правило, старается сорвать его и подарить близкому человеку маме, папе, бабушке и т.д. Традицию дарить цветы соблюдают практически все. Нет такого человека, который ни разу в жизни не дарил или не получал цветы. Но многие ли умеют правильно их выбирать? Срезать? Продлевать им жизнь? Не говоря уже о том, что только единицы знают, какое смысловое значение несёт в себе тот или иной цветок или цветочная композиция. Аранжировка цветов позволяет приоткрыть тайны нашей флоры, продлить жизнь и сохранить красоту растений. Флористика — разновидность декоративно-прикладного искусства, создание букетов, композиций, панно, коллажей и других произведений из различных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, засушенными или искусственными. Флористика - это особая культура общения человека с природой на языке искусства.
Занятия флористикой являются составной частью экологического образования: они открывают детям мир растений, учат внимательно вглядываться в окружающую природу, подмечая красоту природных пейзажей, игру света и тени, гармонию линий, формы и цвета, помогают ребёнку полнее осознать своё единство с миром, природой, наполнить душу любовью к людям, к жизни. Дают возможность самовыражения посредством цветов и растений, помогают ощутить радость творчества.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель программы
Создать условия для ознакомления детей с основными правилами обработки природного материала, составления цветочных композиций, оформления подарков, изготовления искусственных цветов и открыток
Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции.
Развивать у детей чувства вкуса, гармонии, ассоциативное и абстрактное мышление
Отрабатывать навык составления цветочных композиций, оформления упаковки подарков
Раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке
Задачи
Вызвать интерес дошкольников к флористике как одному из видов искусства, который позволяет прикоснуться к природе и почувствовать себя ее частью
Воспитать чувство трепетного отношения к природе
Научить выбирать, обрабатывать и сохранять природный материал для композиций, букетов, бутоньерок
Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций
Научить выбирать стиль оформления упаковки подарков
Научить изготавливать искусственные цветы и открытки
Учебно – тематический план
экспериментальной программы доп. образования по флористике
«Сказки принцессы Флоры»
№ п/п | Название блока | Кол-во занятий |
Блок №1 «Природа – источник вдохновения» | ||
1 | История возникновения | 1 |
2 | «Техника сбора, сушки и хранения флористического материала. Творческий поиск» | 3 |
3 | «Этапы создания флористического коллажа» Ваза. Цветы. Бабочка. Стрекоза | 4 |
4 | «Составление натюрморта» | 4 |
5 | « Летний пейзаж» | 4 |
6 | «Подводный мир» | 4 |
7 | «Осенний пейзаж» | 4 |
Блок №2 «Сказку создает природа» | ||
1 | «Сказочно – мифологические образы» Веселая гусеница. Волшебная бабочка. Ежик у яблони. Черепаха Тартилла. Царевна – лягушка | 6 |
2 | «Украшение интерьера» Составление новогодних букетов. Рождественские венки | 6 |
3 | «Пейзажи. Зимняя сказка» Мороз и солнце - день чудесный. Танец снежинок. Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы | 6 |
4 | «Времена года» | 6 |
Блок №3 «Берендеево царство» | ||
1 | «Обереги» | 3 |
2 | «Музыка леса. Весенние пейзажи» | 5 |
3 | «Сказочные образы» Гуси – лебеди. Сказочная птица. Аленький цветочек. Дюймовочка | 3 |
4 | «Лукоморье» Кот ученый. Баба Яга. Русалка. Черномор. Невиданные зверушки | 3 |
5 | «Парк Юрского периода» Природа, животные, сад корней | 3 |
6 | «Кошкин дом» | 3 |
7 | «Выставка букетов. Вернисаж» | 3 |
8 | «Заключительное занятие» | 1 |
итого | 72 занятия |
Содержание программы
Блок I «Природа – источник вдохновения»
Занятия флористикой формируют в детях умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу; готовность прочувствовать боль и радость живых существ (букашек, бабочек, птиц, зверей, цветов, трав, деревьев и т.д.); сопереживать им; выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам животных и растений; препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.
На занятиях флористикой дети учатся понимать, как прекрасна природа, на сколько бережно надо к ней относится. Развивается умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное.
Законы флористики просты, естественны. Они прекрасно накладываются на общечеловеческую этику, гласящую, что живое неприкасаемо, что природа – «и храм, и мастерская» и для мастера нет ничего в ней неинтересного. Все природное – прекрасно, нужно только видеть.
Блок II «Сказку создает природа»
Сказочно – мифологическая образность, присущая флористике, ее доброта, человечность, оптимизм, юмор – необыкновенно привлекательно для детей. Как неповторима природа, так неповторимо, все, что создается из ее даров. Листочки, цветы, семена вызывают у детей различные ассоциации, задают настроение и тему.
Формы художественной деятельности могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения:
- флористическая аппликация под впечатлением от прочитанных литературных и прослушанных музыкальных произведений
- от наблюдений с натуры
- декоративное творчество по мотивам народных промыслов
- индивидуальное и коллективное творчество детей в технике коллажа, используемое в оформлении дошкольных интерьеров
Таким образом, эстетическое воспитание, начинающееся с чувства, опирающееся на мыслительную деятельность, является эффективным средством интеллектуального развития, средством формирования интеллектуального развития и средством формирования духовного мира ребенка.
Блок III «Берендеево царство»
Увлекательно, интересно и полезно общение с природой! Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.
Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного отношения. Полезны занятия флористикой еще и потому, что сбор и заготовка растений происходит круглый год на воздухе.
Целью данного блока является знакомство детей с традиционной народной культурой, что помогает развитию чувства патриотизма.
В процессе работы дети развивают чувство вкуса и гармонии, мелкую моторику рук, абстрактное мышление, творческую активность, коммуникабельность. А это путь, позволяющий преображать жизнь по законам красоты:
«Через красоту – к человеческому»
В.А. Сухомлинский
Условия реализации программы
Общие рекомендации
Занятия проводит педагог доп. образования
Занятия проводятся в ИЗО - студии
Занятия проводятся в группах с учетом возрастных особенностей
Время занятий 35 минут с учетом возраста.
Занятия проводятся 2 раза в неделю
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели (СанПиН 2.4.1. 2660-10, от 22.07.2010)
Программа является неоцениваемой деятельностью детей (не вводить систему оценки результатов)
Положительный эмоциональный фон проведения занятий
Позитивное отношение к занятиям
На каждом занятии обязательно использование элементов игровой деятельности
В течение занятия обязательно включать упражнения на снятие напряжения
Подбор музыкального сопровождения
Подбирать музыку для каждой новой темы
Музыка должна легко восприниматься детьми
Требования к квалификации педагога
Знание возрастной психологии
Знание основ психологии творчества
Владение методиками преподавания предмета дошкольникам
Материально – техническое оснащение
Необходимы разнообразные худ. материалы: разнообразный флористический материал: засушенные листья, травы, плоды, желуди, шишки, бутоны, лепестки цветов
Дополнительные материалы: гуашевые и акварельные краски, карандаши, фломастеры, цветные мелки, пластилин, цветная бумага, нитки, декоративная тесьма
Необходим музыкальный центр
Необходим «зрительный ряд» для каждой темы
Необходим побор художественных произведений , стихов, загадок, поговорок и т.д.)
Рекомендации педагогу по проведению занятий
На каждом занятии развивать творческие способности ребенка и фантазию
Побуждать развивать навыки и умения ребенка
Формировать эмоциональное и эстетическое отношение к окружающему миру
Внимательное отношение к любым вопросам
Уважительное отношение к необычным идеям
Акцентировать внимание детей на образах и ассоциациях
Прогнозируемые результаты
У детей сформируются знания, умения и навыки как инструменты для решения творческих задач
Познакомятся с техникой сбора, сушки и хранения флористического материала
Дети научатся составлять букеты, цветочные композиции, бутоньерки, новогодние венки и гирлянды, использовать для этого разнообразные материалы
Познакомятся с цветочным этикетом
Дети будут радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях
Смогут открывать для себя красоту в привычном и обыденном, некрасивом на первый взгляд
Будут радостно включаться в различные виды и формы художественно – творческой деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные)
Обращать внимание на красоту форм, сочетание цветов, причудливость узоро
Подробный тематический план | |||
№ п/п | Название блока | Кол-во занятий | |
Блок №1 «Природа – источник вдохновения», 24 часа | |||
Сентябрь | История возникновения | Знакомство с искусством Флористики. Ее особенностями Знакомство с цветочным этикетом | 1 |
«Техника сбора, сушки и хранения флористического материала. Творческий поиск» | Способы заготовки сухоцветов: срезка, сушка, хранение, обработка. Работа с материалом: отбор, | 3 | |
«Этапы создания флористического коллажа» Ваза. Цветы. Бабочка. Стрекоза | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 4 | |
Октябрь | «Составление натюрморта» | Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание. Способы крепления: пластилин, проволока, клей. Последовательность составления композиции. | 4 |
« Летний пейзаж» | 4 | ||
Ноябрь | «Подводный мир» | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 4 |
«Осенний пейзаж» | 4 |
Блок №2 «Сказку создает природа», 24 часа | |||
Декабрь | «Сказочно – мифологические образы» Веселая гусеница. Волшебная бабочка. Ежик у яблони. Черепаха Тартилла. Царевна – лягушка | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения. Передача основных характеристик персонажа. | 6 |
«Украшение интерьера» Составление новогодних букетов. Рождественские венки | Материал: ветви хвойных деревьев, сухоцветы, живые цветы. Способы крепления: пластилин, проволока, флористическая губка, леска. Аксессуары: бусины, пенопластовые шарики, бантики, свечи. Виды и формы композиций: настольные горизонтальные, венки, гирлянды. | 2 | |
Январь | «Украшение интерьера» Составление новогодних букетов. Рождественские венки | 4 | |
«Пейзажи. Зимняя сказка» Мороз и солнце - день чудесный. Танец снежинок. Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 2 | |
Февраль | «Пейзажи. Зимняя сказка» Мороз и солнце - день чудесный. Танец снежинок. Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 2 |
«Пейзажи. Зимняя сказка» Мороз и солнце - день чудесный. Танец снежинок. Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 2 | |
«Времена года» | Развивать у детей интерес к красоте флористического материала, его формам, «спокойной» красоте. Даются образные характеристики цветовой гамме разных времен года. Учить передавать красоту разных времен | 6 | |
Блок №3 «Берендеево царство», 24 часа | |||
Март | «Обереги» | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 3 |
«Музыка леса. Весенние пейзажи» | 5 | ||
Апрель | «Сказочные образы» Гуси – лебеди. Сказочная птица. Аленький цветочек. Дюймовочка | Создание своего сказочного образа. Подбор материала, фона, аксессуаров. Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций. Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения. Передача основных характеристик персонажа | 3 |
«Лукоморье» Кот ученый. Баба Яга. Русалка. Черномор. Невиданные зверушки | 3 | ||
«Парк Юрского периода» Природа, животные, сад корней | Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание. Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность работы с ними | 2 | |
«Парк Юрского периода» Природа, животные, сад корней | Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание. Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность работы с ними | ||
«Кошкин дом» | Научить выбирать стиль, форму и цвет | 3 | |
«Выставка букетов. Вернисаж» | при создании композиций. Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения | 3 | |
«Заключительное занятие» | Передача основных характеристик | 1 | |
итого | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...