Главные вкладки

    «Сказки принцессы Флоры» Экспериментальная программа дополнительного образования по флористике
    рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

    Хорева Юлия Дмитриевна

     

    Занятия флористикой являются составной частью экологического образования: они открывают детям мир растений, учат внимательно вглядываться в окружающую природу, подмечая красоту природных пейзажей, игру  света и тени, гармонию линий, формы и цвета, помогают ребёнку полнее осознать своё единство с миром, природой, наполнить душу любовью к людям, к  жизни. Дают возможность самовыражения посредством цветов и растений, помогают ощутить радость творчества.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazki_princessy_flory.docx38.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Сказки принцессы Флоры»

    Экспериментальная программа дополнительного образования по флористике

    Педагог дополнительного образования:

    Хорева Ю.Д.


    Пояснительная записка

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФЛОРИСТИКЕ «Сказки принцессы Флоры»

    Срок реализации программы 1 год

    72 занятия в год

    Занятия проводятся с детьми малыми подгруппами 5-10 человек, во второй половине дня

    Предусматривается индивидуальная работа с детьми, обладающими различным уровнем развития

       Место проведения: ИЗО – студия

    Человек окружен растениями: травами, цветами, кустарниками, деревьями. Маленький ребёнок удивляется первой зелёной травке, восхищается одуванчиком и, как правило, старается сорвать его и подарить близкому человеку маме, папе, бабушке и т.д. Традицию дарить цветы соблюдают практически все. Нет такого человека, который ни разу в жизни не дарил или не получал цветы. Но многие ли умеют правильно их выбирать? Срезать? Продлевать им жизнь? Не говоря уже о том, что только единицы знают, какое смысловое значение несёт в себе тот или иной цветок или цветочная композиция. Аранжировка цветов позволяет приоткрыть тайны нашей флоры, продлить жизнь и сохранить красоту растений. Флористика — разновидность декоративно-прикладного искусства, создание букетов, композиций, панно, коллажей и других произведений из различных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, засушенными или искусственными. Флористика - это особая культура общения человека с природой на языке искусства.

    Занятия флористикой являются составной частью экологического образования: они открывают детям мир растений, учат внимательно вглядываться в окружающую природу, подмечая красоту природных пейзажей, игру  света и тени, гармонию линий, формы и цвета, помогают ребёнку полнее осознать своё единство с миром, природой, наполнить душу любовью к людям, к  жизни. Дают возможность самовыражения посредством цветов и растений, помогают ощутить радость творчества.

    Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.


    Цель программы

    Создать условия для ознакомления детей  с основными правилами обработки природного материала, составления цветочных композиций, оформления подарков, изготовления искусственных цветов и открыток

    Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции.

    Развивать у детей чувства вкуса, гармонии, ассоциативное и абстрактное мышление

    Отрабатывать навык составления цветочных композиций, оформления упаковки подарков

    Раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке

    Задачи

    Вызвать интерес дошкольников к флористике как одному из видов искусства, который позволяет прикоснуться к природе и почувствовать себя ее частью

    Воспитать чувство трепетного отношения к природе

    Научить выбирать, обрабатывать и сохранять природный материал для композиций, букетов, бутоньерок

    Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций

    Научить выбирать стиль оформления упаковки подарков

    Научить изготавливать искусственные цветы и открытки


    Учебно – тематический план

    экспериментальной программы доп. образования по флористике

    «Сказки принцессы Флоры»

    № п/п

    Название блока

    Кол-во

    занятий

    Блок №1 «Природа – источник вдохновения»

    1

    История возникновения

    1

    2

    «Техника сбора, сушки и хранения флористического материала. Творческий поиск»

    3

    3

    «Этапы создания флористического коллажа»

    Ваза. Цветы. Бабочка. Стрекоза

    4

    4

    «Составление натюрморта»

    4

    5

    « Летний пейзаж»

    4

    6

    «Подводный мир»

    4

    7

    «Осенний пейзаж»

    4

    Блок №2 «Сказку создает природа»

    1

    «Сказочно – мифологические образы»

    Веселая гусеница. Волшебная бабочка. Ежик у яблони.

    Черепаха Тартилла. Царевна – лягушка

    6

    2

    «Украшение интерьера»

    Составление новогодних букетов. Рождественские венки

    6

    3

    «Пейзажи. Зимняя сказка»

    Мороз и солнце  - день чудесный. Танец снежинок.

    Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы

    6

    4

    «Времена года»

    6

    Блок  №3 «Берендеево царство»

    1

    «Обереги»

    3

    2

    «Музыка леса. Весенние пейзажи»

    5

    3

    «Сказочные образы»

    Гуси – лебеди. Сказочная птица. Аленький цветочек. Дюймовочка

    3

    4

    «Лукоморье»

    Кот  ученый. Баба Яга. Русалка. Черномор. Невиданные зверушки

    3

    5

    «Парк Юрского периода»

    Природа, животные, сад корней

    3

    6

    «Кошкин дом»

    3

    7

    «Выставка букетов. Вернисаж»

    3

    8

    «Заключительное занятие»

    1

    итого

    72 занятия


    Содержание программы

    Блок I  «Природа – источник вдохновения»

    Занятия флористикой формируют в детях умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;  готовность прочувствовать боль и радость живых существ (букашек, бабочек, птиц, зверей, цветов, трав, деревьев и т.д.); сопереживать им; выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам животных и растений; препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.

    На занятиях флористикой дети учатся понимать, как прекрасна природа, на сколько бережно надо к ней относится. Развивается умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное.

    Законы флористики просты, естественны. Они прекрасно накладываются на общечеловеческую этику, гласящую, что живое неприкасаемо, что природа – «и храм, и мастерская» и для мастера нет ничего в ней неинтересного. Все природное – прекрасно, нужно только видеть.

    Блок II  «Сказку создает природа»

    Сказочно – мифологическая образность, присущая флористике, ее доброта, человечность, оптимизм, юмор – необыкновенно привлекательно для детей. Как неповторима природа, так неповторимо, все, что создается из ее даров. Листочки, цветы, семена вызывают у детей различные ассоциации, задают настроение и тему.

            Формы художественной деятельности могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения:

     - флористическая аппликация под впечатлением от прочитанных литературных  и прослушанных музыкальных  произведений

     - от наблюдений с натуры

     - декоративное творчество по мотивам народных промыслов

     - индивидуальное и коллективное творчество детей в технике коллажа, используемое в оформлении дошкольных интерьеров

    Таким образом, эстетическое воспитание, начинающееся с чувства, опирающееся на мыслительную деятельность, является эффективным средством интеллектуального развития, средством формирования интеллектуального развития и средством формирования духовного мира ребенка.

    Блок III  «Берендеево царство»

    Увлекательно, интересно и полезно общение с природой! Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.

            Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного отношения. Полезны занятия флористикой еще и потому, что сбор и заготовка растений происходит круглый год на воздухе.

    Целью данного блока является знакомство детей с традиционной народной культурой, что помогает развитию чувства патриотизма.

    В процессе работы дети развивают чувство вкуса и гармонии, мелкую моторику рук, абстрактное мышление, творческую активность, коммуникабельность. А это путь, позволяющий преображать жизнь по законам красоты:

    «Через красоту – к человеческому»

    В.А. Сухомлинский


    Условия реализации программы

    Общие  рекомендации

    Занятия проводит педагог доп. образования

    Занятия проводятся в ИЗО - студии

    Занятия проводятся в группах с учетом возрастных особенностей

    Время занятий 35 минут с учетом возраста.

    Занятия проводятся  2 раза в неделю

    При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели (СанПиН 2.4.1. 2660-10, от 22.07.2010)

    Программа является неоцениваемой деятельностью детей (не вводить систему оценки результатов)

    Положительный эмоциональный фон проведения занятий

    Позитивное отношение к занятиям

    На  каждом занятии обязательно использование элементов игровой деятельности

    В течение занятия обязательно включать упражнения на снятие напряжения

    Подбор музыкального сопровождения

    Подбирать музыку для каждой новой темы

    Музыка должна легко восприниматься детьми

    Требования к квалификации педагога

    Знание возрастной психологии

    Знание основ психологии творчества

    Владение методиками преподавания предмета дошкольникам


    Материально – техническое оснащение

    Необходимы разнообразные худ. материалы:  разнообразный флористический материал: засушенные листья, травы,  плоды, желуди, шишки, бутоны, лепестки цветов

    Дополнительные материалы: гуашевые и акварельные краски, карандаши, фломастеры, цветные мелки,  пластилин, цветная бумага, нитки, декоративная тесьма

    Необходим музыкальный центр

    Необходим «зрительный ряд» для каждой темы

    Необходим побор художественных произведений , стихов, загадок, поговорок и т.д.)

    Рекомендации педагогу по проведению занятий

    На каждом занятии развивать творческие способности ребенка и фантазию

    Побуждать развивать навыки и умения ребенка

    Формировать эмоциональное и эстетическое отношение к окружающему миру

    Внимательное отношение к любым вопросам

    Уважительное отношение к необычным идеям

    Акцентировать внимание детей на образах и ассоциациях

    Прогнозируемые результаты

    У детей сформируются  знания, умения и навыки как инструменты для решения творческих задач

    Познакомятся с техникой сбора, сушки и хранения флористического материала

    Дети научатся составлять букеты, цветочные композиции, бутоньерки, новогодние венки и гирлянды,  использовать для этого  разнообразные материалы

    Познакомятся с цветочным этикетом

    Дети будут радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях

    Смогут  открывать для себя красоту в привычном и обыденном, некрасивом на первый взгляд

    Будут радостно включаться в различные виды и формы художественно – творческой деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные)

    Обращать внимание на красоту форм, сочетание цветов, причудливость узоро

    Подробный тематический план

    № п/п

    Название блока

    Кол-во

    занятий

    Блок №1 «Природа – источник вдохновения», 24 часа

    Сентябрь

    История возникновения

    Знакомство с искусством Флористики. Ее особенностями

    Знакомство с цветочным этикетом

    1

    «Техника сбора, сушки и хранения флористического материала. Творческий поиск»

    Способы заготовки сухоцветов: срезка, сушка, хранение, обработка. Работа с материалом: отбор,
    подкрашивание, обесцвечивание,
    изгибание

    3

    «Этапы создания флористического коллажа»

    Ваза. Цветы. Бабочка. Стрекоза

    Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
    назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций

    4

    Октябрь

    «Составление натюрморта»

    Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание.

    Способы крепления: пластилин, проволока, клей.

    Последовательность составления композиции.

    4

    « Летний пейзаж»

    4

    Ноябрь

    «Подводный мир»

    Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
    назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность,
    фокусная точка.  Язык цветов

    4

    «Осенний пейзаж»

    4

    Блок №2 «Сказку создает природа», 24 часа

    Декабрь

    «Сказочно – мифологические образы»

    Веселая гусеница. Волшебная бабочка. Ежик у яблони.

    Черепаха Тартилла. Царевна – лягушка

    Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с

    назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения. Передача основных характеристик персонажа.

    6

    «Украшение интерьера»

    Составление новогодних букетов. Рождественские венки

    Материал: ветви хвойных деревьев, сухоцветы, живые цветы. Способы крепления: пластилин, проволока, флористическая губка, леска. Аксессуары: бусины, пенопластовые шарики, бантики, свечи. Виды и формы композиций: настольные горизонтальные, венки, гирлянды.
    Последовательность составления композиций.

    2

    Январь

    «Украшение интерьера»

    Составление новогодних букетов. Рождественские венки

    4

    «Пейзажи. Зимняя сказка»

    Мороз и солнце  - день чудесный. Танец снежинок.

    Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы

    Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
    назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура.

    2

    Февраль

    «Пейзажи. Зимняя сказка»

    Мороз и солнце  - день чудесный. Танец снежинок.

    Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы

    Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
    назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура

    2

    «Пейзажи. Зимняя сказка»

    Мороз и солнце  - день чудесный. Танец снежинок.

    Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы

    Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
    назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура

    2

    «Времена года»

    Развивать у детей интерес к красоте флористического материала, его формам, «спокойной» красоте. Даются        образные        характеристики цветовой гамме разных времен года. Учить передавать красоту разных времен
    года с помощью разных материалов

    6

    Блок  №3 «Берендеево царство», 24 часа

    Март

    «Обереги»

    Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
    назначением композиции Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций

    3

    «Музыка леса. Весенние пейзажи»

    5

    Апрель

    «Сказочные образы»

    Гуси – лебеди. Сказочная птица. Аленький цветочек. Дюймовочка

    Создание своего сказочного образа. Подбор материала, фона, аксессуаров. Развивать у детей умение выбирать

    природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции.

    Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций. Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения. Передача основных характеристик

    персонажа

    3

    «Лукоморье»

    Кот  ученый. Баба Яга. Русалка. Черномор. Невиданные зверушки

    3

    «Парк Юрского периода»

    Природа, животные, сад корней

    Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание.  Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность

    работы с ними

    2

    «Парк Юрского периода»

    Природа, животные, сад корней

    Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание.  Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность

    работы с ними

    «Кошкин дом»

    Научить выбирать стиль, форму и цвет

    3

    «Выставка букетов. Вернисаж»

    при создании композиций. Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения

    3

    «Заключительное занятие»

    Передача основных характеристик

    1

    итого

    72


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

    В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

    Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

    В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

    Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»

    Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...

    Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

    Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

    Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

    Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

    Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...