Консект урока. Вода-путешественница.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Шмакова Наталья Владимировна

Конспект урока "Вода-путешественница". 3 класс. УМК "Школа России" Учебник Плешакова. Возможно использование в других УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_voda_3_klass.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3 класс).

Вода-путешественница.

Цели урока:

1.Формировать понятие о круговороте воды в природе.

2.Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.

3.Формировать знания об экологической целостности природы.

            Оборудование:

-Капля-Капитошка (картинка).

-Карточки с символикой и понятиями.

-Иллюстрации (водопад, туман в низине, лёд и снег на берегу реки).

-Электронное приложение «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

           

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

     -Вспомните, на какие части делим природу? (Живая и неживая.)

     -Что относится к неживой природе?  (Воздух, вода, звёзды, горы, и т.д.)

     -Что относится к живой природе? (Люди, растения, животные.)

     -Отгадайте загадку:

               Меня пьют,

               Меня льют,

               Всем нужна я,

              Кто я такая?

                          ( Вода)

3. Сообщение темы урока.

     -Прочитайте тему урока. (Вода-путешественница.)

     -Как вы понимаете слово «путешественница»?

     -Можно ли отнести это слово к воде и почему?

     -Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды и поможет нам в этом Капля-Капитошка).

4.Проверка домашнего задания. (Групповая работа)

     -Расскажите Капитошке ,что вы уже знаете о воде.

1 группа. Задание: Прочитать предложения. Вместо точек вписать пропущенные слова. Провести опытную работу.

 Вода … при нагревании и … при охлаждении. В воде растворяются  некоторые вещества, потому что вода хороший … .Воду можно очистить с помощью … .

2 группа. Задание: Какие свойства имеют воздух и вода ? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:


Свойства

Ответы

1.без цвета;

2.не имеет запаха;

3.расширяется при нагревании;

4.сжимается при охлаждении;

5.растворитель;

6.плохо проводит тепло;

7.прозрачность;

8.текучесть.

Воздух


(1,2,3,4,6,7)


Вода


(1,2,3,4,7,8)

3 группа. Задание: Что входит в состав воды? Докажите, что в воде есть кислород.

 Отчёт групп о выполненных заданиях.

5. Три состояния воды.

    -  Вода так говорит о себе:

          Я и туча, и туман,

          Я ручей и океан,

          Я летаю и бегу,

         И стеклянной быть могу.

   - Как вы понимаете эти слова?

Учитель демонстрирует иллюстрации.

    -Что объединяет эти три иллюстрации?  (На иллюстрациях изображена вода. Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном).

                                    Состояние воды

               Жидкое            Твёрдое                        Газообразное

-Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, сосульки)

        


Сообщение ученика про айсберги.

«Ледяные бродяги»

     Слово «айсберг» означает « ледяная гора». И в этом нет преувеличения. В океанах встречаются ледяные великаны. Нередко высота ледяных гор достигает 40-60 метров.

      Айсберги - это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая часть находится под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной.

       Откуда же берутся в солёной воде эти громады льда? Они постепенно сползают с антарктических материков или островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на материках, спускающихся к океану с гор.

        В последнее время всё серьёзнее становится проблема пресной воды. Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде.

-Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман, пар)


Сообщение ученика о тумане.

«Что такое туман?»

          Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

            Туман может быть и в городе, и в деревне- везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днём едут с включёнными фарами, чтобы не столкнуться.

            А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе.

-Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, озёра, ручьи, дожди). 

Сообщение ученика про дождь.

«Дождь»

           Сама природа подсказывает людям, какая будет погода. Многие из вас знают эти подсказки: Цветы сильно пахнут - дождь близко; лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег- жди дождя.

             А почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю?

На земле много океанов и морей, рек и озёр, прудов, ручейков, луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше- на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Тёплый пар наверху прикасается к холодному воздуху. Из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и лёгкие. Холодный воздух тащит их вниз, а тёплый воздух поднимает их опять вверх. Так они и снуют над землёй вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

        Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.

         Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождей.

          Прошёл дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождём.

-Вот мы и узнали как путешествует Капитошка. А кто попробует рассказать это увлекательное путешествие? (Рассказ ученика)

         

        видеофрагмент

 Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

           Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

-Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? ( Ответы детей)

-Докажите, что вода – источник жизни.

-Какие меры принимает государство, чтобы сохранить воду чистой? ( Создаёт заповедники, заказники, использует очистительные сооружения)

-А как вы, дети, можете сохранять и беречь воду? (Ответы детей)

6. Итог урока.

-Ещё раз прочитайте тему урока ( Вода - путешественница).

-Докажите, что вода - действительно путешественница. (Дети читают вывод в учебнике на странице 56.)

7.  Домашнее задание.

1.Прочитать материал в учебнике на страницах 53-56.

2.Нарисовать путешествие Капитошки.

Приложение « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «МИР вокруг нас» (Круговорот воды в природе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Урок чистой воды. Вода – путешественница»

Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы. Главные вопросы мероприятия: 1. Состояние воды в природе. 2. Значение воды в жизни человека. 3. Охрана и рациональное использование водных р...

Консект урока и презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме : Пустыня

Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока...

вода- путешественница

В работе есть презентация и музыкальное сопровождение....

Интегрированный урок "Вода- путешественница"

Много веков назад вода попала к нам из космоса. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь.  Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой ...

Интегрированный урок в 3-м классе (литературное чтение + окружающий мир) Тема : « Вода – путешественница»

Интегрированный урок в 3-м классе (литературное чтение + окружающий мир)Тема : « Вода – путешественница»...

Вода-путешественница

Вода-путешественница 3 класс...

Конспект урока окружающего мира "Вода- путешественница" 3 класс ШР

конспект урока окружающего мира в 3 классе по умк "Школа России"...