Осенние месяцы.
методическая разработка по окружающему миру по теме

Ефимова Наталия Игоревна

Конспект урока по теме: Осенние месяцы.

Презентация к уроку.

 

Примечание: после сжатия рисунков, сильно пострадало качество презентации. Если кому-то понадобится оригинал - пишите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osennie_mesyacy_.doc86 КБ
Office presentation icon kopiya_osennie_mesyacy1.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Ефимова Наталия Игоревна

Осенние месяцы.

Целевые установки урока.

Предметные результаты:

Находить признаки осенних явлений  природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;

Называть те черты в судьбе и произведениях художников, что особенно затронули внимание каждого из учащихся;

Иметь общее представление о художниках И.И. Левитане,

А.А. Пластове и главных темах их художественного творчества.

Метапредметные результаты:

Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края;

Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;

Сочинять устный рассказ по картине;

Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни на Руси.

Личностные результаты:

Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;

Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;

Осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.

Оборудование. Презентация; запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла времена года П.И Чайковского; волшебный клубочек; предметы быта, украшенные хохломской росписью в осенней цветовой гамме, или их изображения; поделки из растительных природных материалов; куклы-неразлучники, ИКТ.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного эмоционального настроя.

Проверка готовности рабочего места.

Целеполагание

«Ключиком к сегодняшнему нашему уроку будет  загадка:

Есть у моего батюшки сад,

В саду – двенадцать гряд;

Гряды крест-накрест разгорожены.

Сколько гряд в каждой клети положено?

(слайд 1)

Чтобы лучше понять эту загадку нужно сделать к ней рисунок (слайд 2). Что из прошлых наших уроков он будет напоминать? Конечно, это наш знакомый годовой круг. Значит, клеть – это время года; гряды – месяцы; сад – год».

Отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья!

Это осень!

Давайте вспомним, как называются осенние месяцы. Для этого предлагаю вам решить кроссворд. (слайд 3)

В каком порядке следуют друг за другом осенние месяцы?

А кто из вас знает, откуда к нам пришли современные названия месяцев?

В нашем языке, как и во многих других, названия месяцев происходят из латинского языка.

По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

СЕНТЯБРЬ. Происходит от латинского: September. «Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта.

ОКТЯБРЬ. Происходит от латинского: October. «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря. 

НОЯБРЬ. Происходит от латинского: November. «Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря.

Но у славян были и  свои имена, связанные с "характером" месяца, его основными признаками.

Теперь я буду называть осенние месяцы их старинными русскими именами, а вы внимательно слушайте их звучание, вспоминайте, что вам известно об осенних явлениях природы и постарайтесь объяснить, о чем говорят эти старинные названия.

Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник, дождезвон.

Сентябрь люди зовут златоцветом, потому что на деревьях и кустах появляются золотисто-желтые листья.

Октябрь – позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.

Второй месяц осени  - октябрь. В старину его называли листопадом или листопадником.

Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.

Последний осенний месяц – ноябрь. Его народное название – грудень, потому что грязь на дорогах смерзалась со снегом и льдом и лежит грудами. В ноябре холодно, дуют порывистые ветра, часто идут дождь со снегом.

Дети отвечают на вопросы учителя, читают стихи

Ю. Тувима «Четыре времени года»

(приложение 1).


Дети вписывают в кроссворд названия осенних месяцев (кроссворд раздается на отдельных листках).

Ответы детей.








































Дети стараются объяснить, о чем говорят старинные названия месяцев.

Возможно, учащиеся владеют некоторой информацией по теме урока, поэтому учитель интересуется, что известно детям о названиях месяцев.

Тренировочные упражнения.

 

Работа с учебником стр. 54-55. Дети объясняют старинные названия месяцев.


















Аналитический этап.

Старинные названия - очень меткие, они точно говорят о характере месяца, каждое название – как маленький рассказ. Наблюдения людей за изменениями в природе, умение видеть красоту природы в изделиях и предметах домашнего быта. Изображения осенних листьев и ягод можно увидеть на старинных изделиях древнего хохломского промысла (слайд 7).

Какие краски использовали народные мастера?

Красота осени всегда вдохновляла поэтов, художников, музыкантов.

Вспомните стихи, которые вы учили. Расскажите.

Звучат «Времена года»

П.И. Чайковского, на экране репродукции картин художников И.И. Левитана,

А.А. Пластова. (слайды 8,9,10,11)

Попробуйте определить, в какие осенние месяцы мы могли бы наблюдать такие картины?


Ответы детей.

Дети рассказывают стихи.

Стихи «Братья – месяцы» (приложение 2)

Дети под музыку рассматривают репродукции картин.

Тренировочные упражнения

Учитель обращает внимание детей на фотографию куклы из пшеничных колосьев рядом с названием темы урока на стр. 54 учебника. (слайд 12)

Посмотрите, к нам в гости пришла осенняя кукла.

Почему такую куклу могли сделать только осенью?

Какое имя можно дать этой кукле?

Как можно описать ее характер?

Прочитайте в учебнике еще раз, какие названия даются октябрю.

Обратите внимание на названия капустник и свадебник.

Работа с учебником стр. 54-55.

Ответы детей:

К осени собирали урожай с полей; складывали на зиму в стога скошенную на корм животным траву.

Щедрая, хлебосольная, гостеприимная, работящая.

Аналитический этап.

Как названия капустник и свадебник связаны с жизнью людей?

В октябре капусту заготавливали на зиму.

В народе говорили: сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.

В народе бывало говаривали: В октябре зима с белого гнезда снимается, к нам в гости снаряжается: «Дай-ка я на Руси погощу, деревни – села навещу, пирогов поем, свадьбы веселые сыграю, отпраздную».

Потому и называли октябрь свадебником.

Ответы детей.

Физкультминутка

Мы капусту рубим, рубим;

Мы капусту жмем, жмем;

Мы капусту солим, солим;

Плотно в бочки кладем!

Дети повторяют за учителем.

Аналитический этап

Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы (слайд13). Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной.

После Покрова игрались свадьбы. (слайд 14)

Ноябрь – ворота зимы.

В ноябре зима с осенью борются.

Тренировочные упражнения

Обратите внимание на двух кукол в нашем учебнике. Куклы связаны между собой. Одна символизирует мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными.

Работа с учебником стр. 57.

Выводы и обобщения

Назовите современные названия осенних месяцев.

Как называют их народными именами?

Что рассказывают эти названия?

Почему поэты и художники  воспевают осень?

Прочитайте выводы на стр. 57 учебника.

Ответы на вопросы учителя.

Чтение выводов в учебнике.

Чтение стихотворения «Осень – златовласка» (приложение 3).

Фильм про осень

Д/з: Учебник стр. 54-57

        Р.т. стр. 36-37, з. 2,4,5.

Приложение 1.

Все печальное на свете

Позабудь весною!

Видишь, в небе солнце светит,

Ландыш под сосною.

И не хмурься в летний полдень –

Столько ягод зреет,

Темный бор цветами полон,

В небе птицы реют.

Надо ль осенью нам плакать,

Если дождик льется?

Ведь в саду и в дождь и в слякоть

Яблоко найдется.

Пусть опять зима сурова,

Небо ледяное –

Не грусти, ведь ландыш снова

Расцветет весною!  

Приложение 2.

Сентябрь

Сентябрь – златоцвет

В золотой кафтан одет.

Лес красуется листвой

Пышной, яркой, золотой.

Октябрь

Октябрь – листопад,

Листья падают, кружат,

Укрывает лес ковром

Перед долгим зимним сном.

Ноябрь

Ноябрь – грудень

Для прохожих труден.

Смерзлись в груды снег и грязь,

Не проедет даже князь.

Приложение 3.

Осень – златовласка.

Осень, осень – златовласка,

Ты приходишь к нам из сказки.

Как прекрасен твой убор,

Янтарем горит узор!

Тихо бродишь на приволье

По лесам и по долинам.

Тебя встретим хлебом – солью,

Гроздью алою рябины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осенние месяцы. Окружающий мир 2 класс Учитель: Ефимова Наталия Игоревна ГБОУ СОШ № 160 г. Санкт-Петербург 2012г.

Слайд 5

Сентябрь

Слайд 6

Октябрь

Слайд 7

Ноябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник осенних месяцев"

Сценарий праздника...

"Праздник осенних месяцев"

Сценарий праздника...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Осенние месяцы"

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Осенние месяцы".Перспектива...

Урок по теме: "Осень наступила. Осенние месяцы"

Доноведение 1 класс Урок по теме: "Осень наступила. Осенние месяцы"...

Осень. Осенние месяцы . Окружающий мир 2 класс (УМК Перспектива)

Узнают: об  изменениях, происходящих осенью в неживой и живой природе,Научатся : устанавлив. взаимозависимость; определять природн. объекты с помощью атласа-определителя;Научатся осознавать необх...

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.»  с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна....