Окружающий мир. Осенние изменения в живой и неживой природе. 2кл..
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Смирнова Светлана Ивановна

Урок окружающего мира во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh._mira.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ТЕМА:

ОСЕНЬ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК.

(2 класс)

ЦЕЛИ:

Обобщить знания учащихся о характерных признаках осени в живой и неживой природе.

Закрепить знания по ранее изученному материалу.

Учить сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развивать мышление, память.

Воспитывать любовь к природе, прививать интерес к изучению природы.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, рисунок лесной поляны, грибы, таблица «Группы животных», опорные схемы по темам: «Птицы осенью», «Звери осенью», овощи и фрукты для игры.

I. Организация класса

II. Повторение изменений в неживой природе осенью

1. Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы повторим все об осенних изменениях в живой и неживой природе.

2. Выделение осенних примет в неживой природе на материале стихотворения А.С. Пушкина.

- Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – (понижение t воздуха)

Дорога промерзает, (замерзание почвы)

Журча, еще бежит

За мельницу ручей,

Но пруд уже застыл… (лед на водоемах)

- Какие осадки бывают осенью? (Дождь, снег)

- Какое важное явление влияет на все остальные изменения в неживой природе? (День становится короче)

III. Повторение изменений в жизни растений осенью 

                                                                   (на доске: рисунок лесной поляны с грибами)

- Изменения в неживой природе вызывают изменения в жизни растений. Об этом мы сейчас поговорим, но сначала выберем лучшего грибника. Он отправится в осенний лес за грибами.

(Ученик снимает грибы с плаката и кладёт в корзинку).

- Мы тоже отправимся в осенний лес и послушаем разговоры деревьев.

(Инсценировка).

- Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое.                                              

 - А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый.  Я этому цвету никогда не изменю.

- Какие деревья могли вести этот разговор?

(Лиственное и хвойное).

- Какие изменения произошли у лиственных деревьев осенью?

(Созревают и опадают плоды с семенами, изменяется окраска листьев, идет листопад).

- Назовите причины листопада. (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей, избавляет от вредных веществ).

- Какие изменения произошли у хвойных деревьев осенью? (Их нет).

- Чем интересна лиственница? (Сбрасывает хвою осенью).

- Осенью лес щедро одаривает людей своими подарками. Грибы – один из таких даров природы. Вернулся наш грибник из леса, посмотрим в его корзинку.

                                                                  (Ученик показывает грибы, которые «собрал», дети сигналят. согласны с ним или нет).

- Какие грибы остались на поляне? Почему ты их не взял?

                                                                                                                                     

IY. Повторение изменений в жизни животных 

- Повторим по таблице изменения в жизни животных осенью.

                                                         (на доске таблица)

(Ученики называют  отличительные признаки каждой группы животных).

1. Насекомые (3 пары ног, прикрепленных к груди).

- Что происходит с насекомыми осенью?

(Часть насекомых погибает, часть улетает в теплые края (стрекозы, бабочки, божьи коровки), часть прячется в укромном месте и засыпает).

2. Птицы (перья).

- На какие 3 группы можно разделить птиц? (Оседлые, перелётные, кочующие).

- В каком порядке улетают перелетные птицы? (Насекомоядные, растительноядные, водоплавающие).

- Что их гонит: голод или холод? (Голод).                                              

- Послушаем птичий разговор и подумаем, кто из них прав?

Иволга и Кукушка (Н. Сладков)(Инсценировка).

- Слушай, Иволга, о какой это зиме местные пичужки щебечут?

  -Будто бы зима бывает, белый снег землю закроет, морозы затрещат?

- Э-э, Кукушка, болтовня пустая.

Сколько на свете живу – никакой зимы и снега не видела. На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето.

На всей земле – лето!

- Объясните, почему так считают птицы? (Они перелетные, зиму проводят в теплых краях, на родину возвращаются весной).

3. Звери (выкармливают детенышей молоком).

- Как готовятся к зиме звери?

(Одни делают запасы на зиму, вторые жиреют и засыпают, другие не готовятся никак, им достаточно корма зимой, происходит линька).

- Кто хочет у доски разделить на 3 группы зверей?

                                                           (ученик самостоятельно делит на группы рисунки

                                                           зверей)

мышь                  медведь              волк

белка                  ёж                     лиса

бобёр                 барсук                лось

- Объясните поговорку «Волка ноги кормят». (Догоняет добычу).

4. Земноводные (голая кожа, живут на суше и в воде).

- Как готовятся к зиме?

(Прячутся в корнях деревьев, норах, под камнями, зарываются в ил и впадают в зимний сон).

5. Пресмыкающиеся (чешуйки, ползают или бегают невысоко над землей).

- Как готовятся к зиме?

(Прячутся в убежища на зимовку, собираясь десятками, а ужи – сотнями, зимуют на глубине от 50 см до 2 м в норах грызунов, в стогах сена).

6. Рыбы (чешуя, дышат в воде).

- Как готовятся к зиме?

(Прячутся в ил и спят на дне лини, караси, сомы. Остальные рыбы бодрствуют).

 

Y.Повторение о труде людей осенью

1. Беседа

- Какая главная задача стоит перед людьми осенью?

(Уборка урожая).

- Объясните пословицу: «Осень – запасиха, зима – подбериха».

(Чтобы быть сытым зимой, надо хорошо потрудиться осенью).

2. Игра «Узнай меня». Повторение частей растений.

                                                          (ученики по очереди в мешке ощупывают овощи

                                                          и фрукты, узнают их)

- Надо наощупь узнать овощ или фрукт и назвать, какую часть растения мы у него употребляем в пищу.

(Лук – стебель, листья, картофель – стебель, яблоко – плод, морковь  - корень, свекла – корень и т.д.).

- А у каких растений мы едим семена, цветы? (Орехи, мак; цветная капуста).

- Чем еще занимаются люди осенью?

YI. ИТОГ урока