Урок – игра по закреплению знаний весенних изменений в живой и неживой природе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Соболева Лариса Александровна

Конспект урока по окружающему миру 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_zdravstvuy_vesna.docx91.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Здравствуй, весна!»

 (урок – игра по закреплению знаний весенних изменений в живой и неживой природе)

Цели:    применение, закрепление полученных знаний и выявление неусвоенного материала;  

               развивать умения проявлять инициативу, самостоятельность в учении;  

               выделять экологические проблемы.

Оборудование:  плакат «Здравствуй, весна!», рисунки ребят о весне, запись «Голоса птиц. Утро в лесу», раздаточный материал для четырех команд (карточки с текстом стихотворения,  конверта с пословицами и поговорками, шаблоны знаков охраны природы), листочки деревьев (баллы),  мяч, эмблемы команд, призы

Подготовительная работа: дети выполняют рисунки на тему «Весна», делятся на команды по 6 человек, готовят представление своей команды и эмблему, подбирают загадки о природе, растениях, животных.

                                                             Ход урока.

I.   Организационный    момент.

Учитель.    Какое сейчас время года?

Дети.         Весна

У.     Сегодня на уроке мы вспомним всё, что узнали о весенних изменениях в природе.

Послушайте стихотворение.

 Разморозить землю нужно,                                                                                                                                                                          Чтоб могла взойти трава,                                                                                                                                        Сделать так, чтоб жили дружно                                                                                                                             Все живые существа.

На зелёной ножке тонкой                                                                                                                                             Укрепить бутон цветка,                                                                                                                                                       Обойти луга с гребёнкой,                                                                                                                                           Птиц вернуть издалека.

 

Берега, поля, пригорки                                                                                                                                            Окропить росой с утра.                                                                                                                                             И тепло в лесные норки                                                                                                                                       Принести давно пора.

Подсластить цветы для пчёлки,                                                                                                                            Вовремя полить сады,                                                                                                                                                   Наточить ежу иголки,                                                                                                                                                      Вставить косточки в плоды,                                                                                                                                                 Чтобы слива стала сливой.                                                                                                                                                        Будь и ты трудолюбивым

   - Сколько дел у весны вы услышали в стихотворении Франтишека Галаса?

Д.     Разморозить землю, птиц вернуть из тёплых стран.

- Укрепить бутон цветка, оросить природу росой с утра

 -  Наточить ежу иголки.

- Полить сады, вставить косточки в плоды.

У.    Молодцы! А что посоветовал автор стихотворения вам, ученикам?

Д.    Быть трудолюбивым.

У.    Так давайте же трудиться. 

(стук в дверь)

С. – Л. Здравствуйте, ребята! Я старичок – Лесовичок. Я знаю много лесных тайн и секретов, а также я знаю, что вы любите игры и соревнования. Сегодняшний урок предлагаю провести в форме игры «Здравствуй, весна!»

У.     Согласны? Команды к игре готовы? В игре победит команда, которая наберёт большее число баллов.

II.   Представление   команд.

       Каждая команда представляет своё название в виде загадок, эмблемы. Другие команды – участницы отгадывают их.

1 команда.     Мы живём небольшими группами. Целый день лежим в каком-нибудь углублении или норке, а ночью выходим на поиск пищи. У нас много врагов: волки, лисы, рысь, филин, вороны, человек. Но мы хорошо бегаем, особенно в гору, а с горы – кубарем.

Д.    Зайцы.

У.       1-я команда –…     (команда хором ) «Зайчики» (эмблема команды).

2 команда.    Мы – хищники, но очень любим плоды и ягоды, коренья, травы, почки деревьев и цветов, желуди. А ещё люди говорят, что мы ведаем мёдом, т. е. знаем, где он.

Д.      Медведи.

У.     2-я команда - …         (команда хором ) «Медвежата» (эмблема команды).

3 команда.        Над цветами я жужжу,

                             Целый день в заботах -

                              Я пыльцу в карман беру,

                              Наполняю соты.

Д.      Пчела

У.    3-я команда - …     «Пчёлки»

4 команда. Эта птица имеет белое оперенье, клюв – чёрный, голос звонкий. В воде плавает, голову на длинной шее держит гордо, прямо, величественно.  

Д. Это лебедь.

У. Правильно. Итак, 4-я команда … «Лебёдушки»    

С. – Л.     Молодцы! Каждая команда заработала по 2 балла за представление и эмблему. (Каждая команда получает по два листочка)

III.   Конкурс  «Аукцион  ответов».

            За 1 минуту нужно как можно больше дать правильных ответов на вопрос. За каждый правильный ответ – 1 балл.

У.    Лесовичок согласился подсчитывать правильные ответы. ( За правильный ответ команда получает листочек)

В о п р о с ы   к о м а н д е   1.

1. Самое заметное изменение в неживой природе весной.  (потепление)

2. Где снег тает быстрее – в лесу или на поле.  (в поле)

3. Прилёт каких птиц означает приход весны.  (грачей)

4. Слепыми или зрячими родятся зайчата.   (зрячими)

5. Когда чаще всего бывает первая гроза?  (в мае)

6. Самое сладкое дерево наших лесов.  (липа)

7. Какие особенности первоцветов связаны с ранним цветением.  (утолщённые корневища)

8. Самый чистоплотный зверёк.  (барсук)

9. Яйца рыб, лягушек, жаб.  (икра)

10. Животное наших лесов, похожее на кошку.  (рысь)

В о п р о с ы   к о м а н д е   2 .

1. Какими стали осадки весной по сравнению с зимой.  (дождь)

2. Состояние реки, когда она вскрывается ото льда.  (ледоход)

3.Какое травянистое растение зацветает первым?  (мать-и-мачеха)

4. Когда ёж не колется? (когда только родился)

5. Перед какой погодой птицы перестают петь?  (перед дождём)

6. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки?  (ласточки)

7. У какого дерева ствол белый?  (берёза)

8. Животное, которое строит дом на реке.  (бобр)

9. Охраняемая природная территория. (заповедник)

10. У кого каждый день растут зубы?  (у зайца, бобра)

 В о п р о с ы   к о м а н д е   3.

1. Что происходит с почвой весной?  (оттаивает)

2. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный?  (грязный)

3. Детёныши каких животных питаются молоком чужих матерей?  (зайцев)

4. Дерево, которое зацветает раньше других.  (ольха, ива)

5. Для чего птицам нужны гнёзда?  (выводить птенцов)

6.Как называются цветы, появляющиеся сразу после таяния снега?  (первоцветы, подснежники)

7. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые.  (крапива)

8. Родилась в воде, живёт на земле.  (лягушка, жаба)

9. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда?  (кукушка)

10. Сколько ног у паука.

В о п р о с ы   к о м а н д е   4.

1. В чём причина происходящих весной изменений в природе?  (высота солнца)  

2. Состояние реки, когда вода заливает большие территории.  (половодье)

3. Месяц весенних первоцветов.  (апрель)

4. Какие детёныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (ежата)

5. Какая птица умело подражает голосам многих птиц?  (соловей)

6. Изменение густоты и окраски шерсти у животных.  (линька)

7. Какие изменения в жизни самого растения обеспечивают распускание листьев весной. (сокодвижение)

8. Какая птичка хвостом на реке лёд ломает?  (трясогузка)

9. Дерево – символ нашей Родины.  (берёза)

10. Кровожадный хищник наших лесов.  (волк)

IV.  Конкурс «Пословица недаром молвится»

С.-Л.  Молодцы! Я вижу вы многое знаете. А знаете вы пословицы, поговорки и приметы о весне? Сейчас проверим. 

    Каждая команда получает конверт с пословицами и поговорками, каждая часть которых написана на отдельной карточке. Команда должны их «собрать». Побеждает команда раньше всех выполнившая задание (задания у всех команд одинаковые). 

 Ранний прилёт грачей – к тёплой весне.

Землю согрело – не опоздай с посевом.

Срубил кусты – прощайте птицы.

Увидел скворца – весна у крыльца.

У. А теперь проверим, как вы справились с заданием Лесовичка. Каждая команда читает и объясняет поговорки, пословицы. Начинает победившая команда.

V.     Конкурс «Бросай-ка»

       Каждая команда загадывает 3 загадки (по 1 загадки  др. командам) о явлениях природы, животных и растениях. Команда, загадывающая загадки, выбирает отвечающего и бросает ему мяч. За правильный ответ – 1 балл.

У.  Лесовичок подсчитывает баллы.

1    к о м а н д а.

Пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже –

Тем дождик ближе.      

                             (туча)

                             Сначала – блеск,

                             За блеском – треск,

                             За треском – плеск.    

                                    (молния, гром, дождь)

В синем небе алый мяч,

Он и светел и горяч.

                       (солнце)

         

2    к о м а н д а.

Летом цветёт,

Зимой греет,

Настанет весна –

Потечёт слеза.

               (берёза)

                             Одно весной бросил –

                             Осенью горсть взял.

                                                       (зерно)

Из под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

                           (подснежник)

                               

3    к о м а н д а.  

В малине понимает толк

Хозяин леса – страшный . . . .        (медведь)

                                    Клубком свернулся:

                              Ну-ка тронь –

                              Со всех сторон колючий . . . .        (ёж)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно рыжая . . . .        (белка)

               

 4    к о м а н д а.  

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул, наконец,

Так и выскочил жилец.

                       (яйцо, птенец)

                              Чужие песни петь умеет,

                              Хоть голос собственный имеет,

                              Он прилетает каждый год

                              Туда, где домик его ждёт.

                                                         (скворец)

Кто стучит как барабан?

На сосне сидит . . . .

VI.   Физкультминутка.

 Звучит запись «Голоса птиц. Утро в лесу»

У.    Это природа позвала нас к себе в гости. Птицы собрались вместе и ждут нас.

 С.-Л. Какие же это птицы?

У. А вот послушайте. Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем:

                                     Прилетели птицы:

                                     Голуби, синицы,

                                     Мухи и стрижи…

Дети топают.

У.  Что неправильно?

Д.  Мухи. Это насекомые.

У.  Вы правы. Продолжаем.

                                     Прилетели птицы:

                                     Голуби, синицы,

                                     Аисты, вороны,

                                     Галки, макароны!..

Дети топают.

У.  Начинаем снова.

                                     Прилетели птицы:

                                     Голуби, куницы!

Дети не обращают внимание на куниц.

У.   Один ноль в мою пользу. Куницы – это не птицы, а звери. Продолжаем.

                                     Прилетели птицы:

                                     Голуби, синицы,

                                     Чибисы, чижи,

                                     Гаички, стрижи….

Дети топают

У.  Что такое?

Д.   Гаечки.

У.    Не гайки – гаечки, а птицы гаички.

                                     Прилетели птицы:

                                     Голуби, синицы,

                                     Чибисы, чижи,

                                     Галки и стрижи,

                                     Комары, кукушки…

Дети топают

                                     Прилетели птицы:

                                     Голуби, синицы,

                                     Чибисы, чижи,

                                     Гаички, стрижи,

                                     Аисты, кукушки,

                                     Даже совы – плюшки…

Дети топают.

Д. Плюшки – не птицы.

У.  А хотите, я сделаю из них птиц?

                                      Инте-инте-интерес,

                                      Выходи на букву «С».

                                      И тогда из плюшки

                                      Выйдут совы – сплюшки.

У.   Почему их так называют?

Д.   Они днём спят.

                                     Прилетели птицы:

                                     Голуби, синицы,

                                     Чибисы, чижи,

                                     Гаички, стрижи,

                                     Аисты, кукушки,

                                     Даже совы – сплюшки,

                                     Лебеди, скворцы…

                                     Все вы молодцы.

VII.  Конкурс «Почемучка».

    Капитаны по очереди выбирают карточку с вопросом и отвечают на него (члены команды могут помочь в случаи затруднения, дополнить ответ). За полный правильный ответ – 2 балла, за неполный – 1 балл.

         1.  Почему весну называют «утром года»?

         2.  Почему в лесу, особенно весной, нельзя шуметь?

         3.  Почему в лесу, особенно весной, нельзя разжигать костры?

         4.  Почему многие растения не смогут оставить потомство, если вы будете ловить бабочек?

VIII.  Конкурс  «Кто быстрее прочитает четверостишие».

    Каждой команде даётся карточка с текстом стихотворения, в котором вместо некоторых слов стоят рисунки. Побеждает команда первой справившейся с заданием.

      Дети должны выразительно прочитать стихотворение.

       Оттепель.

Солнце стало пригревать.

Под окном проталинки.

Мы ходили в лес гулять,

Промочили валенки.

IX.  Конкурс «Ситуация».

С.-Л.      Экстренное сообщение! В наш лес пришли ребята. Оцените их поведение: что так, а что не так.   За правильный ответ – 1 балл.

Дети 10 сек. обсуждают ответ и выбирают отвечающего.

    1.   Ребята поставили палатки. Теперь их надо обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес за лапником.

    2.  – Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костёр, - предложил Алик.

 - Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

    3.    Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц. Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.

    4. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.

    5.  неожиданно перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл её шапкой. «Теперь моя будешь», - довольно сказал он.

    6.  Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей.

     7.  Ребята гуляли со щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, кричали, но он так и не нашёлся.

     8.  Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо магнитофон включить погромче».

     9.  Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха.

    10.  Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-нибудь подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак.

        - Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он. – Брось её в воду - и дело с концом.  

     11.  На земле валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали всё это и сожгли на костре.

     12.  После ужина осталась каша, все наелись и не хотели больше. «Брось её в костёр», - предложил кто-то.  

 

X.  Конкурс «Плакатов»

С.-Л. Спасибо, ребята! Вы хорошо знаете правила поведения в весеннем лесу. Помогите мне и других научить правильно вести себя в лесу. Нарисуйте знаки охраны природы, а я их развешу в своём лесу.

          Каждая команда рисует по два знака,  вывешивает на доску, объясняет свой знак. За каждый знак команда получает 1 балл.

XI.  Подведение  итогов.

С.-Л. подчитывает баллы. Учитель подводит итоги, награждает победителей и всех участников игры призами (закладки, карандаши, фломастеры и др.)

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа (задания на актуализацию знаний)

Задания, которые представлены на слайдах направлены на:- систематизацию знаний учащихся о живой и неживой природе, о классификации грибов на съедобные и несъедобные;- развитие мышления младших школьни...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Урок по окружающему миру. 2 класс. Обобщение по теме: "Осенние изменения в живой и неживой природе"

Цель урока:1. Проверить, ка дети усвоили изученную тему.2. Развитие интереса к предмету "Окружающий мир".3. Воспитание чувства товарищества, дружбы....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Статья «Игра-путешествие по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе».

Игра - путешествие для учащихся начальной школы. Интересное путешествие в осень....

Дидактическая игра "Живая и неживая природа"

Дидактическая игра "Живая и неживая природа" для уроков Окружающего мира...