Урок по окружающему миру на тему "Природа в опасности"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Батрашева Кулянда Мустахимовна

 

Цели урока:рассказать о влиянии человека на природу и о цели создания Красной книги;воспитывать  любовь  к природе и учить правильному поведению в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya.ppt471 КБ
Файл разработка урока45.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тонкоклювому кроншнепу грозит тотальная угроза исчезновения. В мире, по разным оценкам, сохранилось от 50 до300 особей этого вида. Единственный места гнездования вида были известны в первой четверти 20 в.в Омской области ( Тара). Поиски мест современного гнездования вида ведутся с 1985 г., но пока они безуспешны. В последний раз наиболее число тонкоклювых кроншнепов в одному месте – 19 птиц – наблюдали в 1989 г. На севере Италии, на зимовке.

Слайд 2

Черный носорог в опасности. Из-за браконьерства численность носорогов в Африке уменьшается гораздо быстро, чем любых других видов крупных животных. За последние пять лет их количество сократилось более чем на 40%. В связи с этим усилились исследовательские работа по выявлению генетического разнообразия черных носорогов.

Слайд 3

Развитие цивилизации привело к исчезновению лесных массивов и исчезновению зубров уже в 11 в., сначала в Англии и Швеции, а затем и в других государств вах. К 17 в. Они сохранились лишь в пяти пунктах: на Кавказе, в Беловежье, Восточной Прусскии, Купреевской Пуще, Трансильвани. К1919г дикие литовские, или беловежские, зубр были истреблены в своем последнем прибежище – Беловежской Пуще. Кавказский зубр обитал в очень труднодоступных местах , но и эту популяцию достали спустя восемъ лет. Таким образом, исчезновение зубра в дикой природе связано с развитием способа природопользования , а также с ухудшением мест обитания , интенсивной вырубкой лесов. В естественной природе зубр может жить в широколиственных и смешанных лесах с обилием полян и лугов , избегая заболоченных угодий , поедая сотни видов трав и десятки видов древесно - кустарниковых растений, включая и ядовитые , Потребовались около 70 лет разведения- сначала в зоопарках и питомниках, затем небольшими группами в природе с тем, чтобы численость зубров увеличилась с 12 животных- основателей до 3000 особей .

Слайд 4

Твое и наше. Мы хотим, чтобы в наших реках было много рыбы, а в лесах много ценного зверя, чтобы в городских парках пели лесные птицы, чтобы с каждым годом сильнее и ярче звучала в нашей стране музыка весны. Но есть люди, которые нам мешают. Им дорога лишь своя выгода, а до других им дела нет! Они могут глушить рыбу динамитом, могут поставить сеть поперек реки, они хотят там, где нельзя охотиться, или в то время, когда охота запрещена. Это уже не охотники, не рыбаки, а браконьеры, это воры, которые обкрадывают природу. Закон говорит, что люди сами должны охранять природу- свое богатство. Народ- это все мы, вся наша страна, и взрослые, и дети. Наши ребята спасают цветы и деревья, спасают мальков, подкармливают птицы, а самые старшие и самые смелые помогают в борьбе с браконьерами.

Слайд 5

Заповедник – это прежде всего научное лаборатории в природе. Здесь ученые исследует сложные закон природы, не измененной человек. В нашей стране около 155 заповедников. В каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране которых уделяют особое внимание. В Кандалакшском заповеднике охраняют птичьи береза и гнездовья гаги. Пух этой птицы высоко ценится. На побережье озера Байкал расположен Баргузинский заповедник- основное место охраны соболя. В Беловежской пуще много копытных животных- оленей, кабанов, косуль. Здесь живут на воле лесные великаны- дикие быки- зубры. В Воронежском заповеднике удалось сохранить и успешно размножить бобров. В заповеднике на склонах Кавказа пасутся на воле стада туров и серн, в ущельях водятся редкие виды птиц. А на берегу Каспия, в Кызыл- Агачском заповеднике, проводят зиму стаи уток, гусей и лебедей, чтобы весной вернуться на свои гнездовья, в далекую тундру. А за последние 10 лет во всем мире создана сеть заповедников нового типа - биосферных. Эти заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за стоянием окружающей среды во всех странах.



Предварительный просмотр:

                    Конспект  урока по «Окружающему  миру»    в 3 классе.

Тема: Природа в опасности.

Учитель начальных классов МКОУ»Нововасильевская ООШ»  Батрашева Кулянда Мустахимовна.

Цели урока:рассказать о влиянии человека на природу и о цели создания Красной книги;воспитывать  любовь  к природе и учить правильному поведению в природе.

Оборудование:плакаты»Лесовичок»,»Задание

Лесовичка»;картинка»Загрязнение  окружающей среды»;картинки-знаки»Не ломать ветки!»,»Не рвать цветы!»,»Не разорять птичьи гнёзда!»,»Не брать из леса диких животных и их детёнышей!»,»Не ловить насекомых!».

        ХОД  УРОКА

1.Организационный момент,сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока:»Природа в опасности!»

Природа,как  израненная птица,кричит,просит о помощи!Мы должны знать о том,как сохранить природные богатства для тех,кто будет жить на Земле после нас.

Первым на Земле этот зов услышал человек,который ближе всех к природе.Он сегодня у нас в гостях.А кто это? Вы должны его узнать,выполнив задания.

2. Проверка домашнего задания.

1.Задание 4(рабочая тетрадь,с.10).

2.Игра»Поле чудес»

Это слово-имя человечка.Для вас этот гость приготовил задания,выполнив которые вы имеете право открыть любую букву.

Задание 1

Что изучает окружающая среда?

Задание 2

Что изучает наука экология?

Задание 3

Приведите примеры экологических связей:

а)живое-неживое;

б)неживое-живое;

в)растения-животные;

г)человек-природа.

Задание 4

Составьте цепь питания из списка живых организмов:кузнечик,сокол,растение,скворец.

(Растение-кузнечик-скворец-сокол.)

Задание 5

Какое значение для людей имеет экология?

Так кто  сегодня в гостях у нас?(Лесовичок)(На доску помещается изображение Лесовичка.)

3.Работа по теме урока.

1.Необходимость бережного отношения к природе.

На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить,как выпонимаете и как следуете им.

Работа в группе.Картинки-знаки.

«Не ломать ветки!»

«Не рвать цветы!»

«Не разорять птичьи гнёзда!»

«Не брать из леса диких животных и их детёнышей!»

«Не ловить насекомых!»

_Запишите правила,которые соответствуют данным знакам.

2.Работа по учебнику(с.27-29).

-Что такое маленькая рана природы?

-Почему природе трудно залечить даже самые маленькие раны?

-А что такое большие раны?

-Почему исчезают растения и животные,а  некоторые    

становятся редкими?

3.Выполнение задания в рабочей тетради(с.10,задание1).

-Какое влияние на природу может оказывать человек?

(Положительное и отрицательное?)

Рассмотрите картинки.

-Найдите примеры положительного влияния человека на природу.В квадратике поставьте знак «+».

-Приведите примеры свои положительного влияния

-А теперь найдите примеры отрицательного влияния человека на природу.В квадратике поставьте знак»-«.

-Приведите свои примеры отрицательного влияния.

4.Игра»Выберите правило вежливости».

(Правила записаны на карточках.)

1)Ветки не ломайте,деревья не калечьте,

 ни травинку,ни лист зря не рвите.

2)В лесу можно поиграть:листьями побросаться,

венки сплести,букеты нарвать.Подумаешь,много зелени, ещё вырастет.

3)Наконец-то можно пошуметь,покричать,поаукать,главное,никому  не мешаешь.

4)Старайтесь не шуметь,а то лес испугается,затаится,и вы не узнаете ни одной тайны.

5)Пучеглазую лягушку,ползучего ужа,неповоротливую жабу,противных гусениц можно прогнать,а лучше бы их совсем не было.

6)Всякие звери важны,всякие звери нужны.Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

(Учащиеся выбирают правила1,4,6,ещё раз их зачитывают.

Учитель читает стихотворение Г.Ладонщикова

«Дикарь в лесу».)

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину-сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех-сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и,как медведь,

Пошёл себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

-Ребята,все запомнили правила вежливости?Не будете ли вы похожи на этого мальчика?

-Почему мальчик не понравился белочке?

5.Беседа.

(Вывешивается картинка»Загрязнение окружающей среды».)

Однажды обходил Лесовичок свои владения.Смотрит,выскочила из воды рыбка и молвит:»Не отпускай ты меня,Лесовичок, назад в воду,моченьки нет там жить».

-Почему рыбка не хотела оставаться в воде,ведь там её дом?

-Как происходит  загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?

-А кому ещё угрожает опасность?Почему?

Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха,гибели живой природы,а это прежде всего вредит его собственному

здоровью,т.к. человек пьёт воду,дышит,использует в пищу разнообразных животных и растения.

4.Физкультминутка»Лес».

А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес

(посмотреть вправо,влево)!

Руки подняли и покачали-это деревья в лесу.

Руки согнули,кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,плавно помашем-

Это к нам птицы  летят.

Как они тихо садятся,

Покажем:крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

5.Работа по теме урока(продолжение).

1.Охрана природы.

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных(см.приложение к уроку).

Установлено,что с 1600 по 1970г.число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36и94.В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно-по одному виду растений.Новых появляется намного меньше.

-Какие же меры принял человек,чтобы спасти природу?

2.Работа по учебнику(с.29-30).

-Назовите мероприятия,которые проводятся по охране природы.

-Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?                                                                                                                                                                              

-Как называются охраняемые территории?

-Рассмотрите фотографии на с.30-31.

-Почему они расположены парами?

-Покажите фотографии с отрицательным воздействием человека.

-Назовите меры по охране природы.

-Подберите к каждой фотографии надписи.

3.Беседа.

Координацию работ по выявлению видов животных и растений,нуждающихся в первоочередных мерах защиты,взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов(МСОП),созданный в 1948г.

По заданию этого союза зоологи,ботаники,экологи стали изучать,какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь.Были составлены их списки и изданы в виде книги.Это и была первая Красная книга.

В 1966г.Международная Красная книга была издана в очень необычном виде.У неё была красная обложка ,а страницы-разноцветные.Красная книга-это не только сигнал бедствия,но и программа по спасениюредких видов,находящихся под угрозой исчезновения.

В Красную книгу России входят:

а)млекопитающие(выхухоль,сурок-байбак и др.)

б)птицы(чёрный аист,соколообразные-скопа,беркут балабан,курганник,могильник и др.)

в)рыбы(подкаменщик обыкновенный идр.)

г)насекомые(бабочка аполлон,шмели-армянский,необыкновенный,степной и др.)

д)растения(орхидеи,ветреница,тимьян клоповый и др.)

Создаются заповедники-участки земли,где вся природа находится под строгой охраной(см. приложение к уроку).

(Далее можно предложить заранее подготовленным

ученикам рассказать о редких и вымирающих видах животных и растений,об их охране.)

-Так почему люди продолжают использоватьприроду,хотя понимают,что она в опасности?Может быть,лучше остановить все фабрики,заводы,превратить Землю в один большой заповедник?(Ответы детей)-Работа группами.

Как же надо относиться к природе,чтобы она не погибла?Если вы взяли что-то от Земли,отдайте ей.Посадите дерево,почистите родник,подкормите птиц,только тогда Земля останется такой,как на ваших

рисунках»Любимые уголки природы».

Давайте же стараться жить так,чтобы природа вокруг нас оставалась щедрой,прекрасной,чтобы журчали чистые ручьи,цвели сады,пели птицы.

А что можете сделать для охраны родной природы вы,дети?(Ответы детей).

Прежде всего надо соблюдать правила поведения в лесу,на лугу,на реке.Давайте повторим эти правила.

4. Задание Лесовичка.

Помогите природе:посадите дерево,сделайте кормушку,запасите на зиму корм для птиц.

5.Выполнение заданий в рабочей тетради(.11,задание2.)

-Чтобы  верно выполнить задание,найдите в тексте

учебника на с.29-30 определение понятий»заповедники» и «национальные парки».

В чём их различие?

-Соедините стрелочками определение с термином.

(Первое определение-национальный парк.Второе определение-заповедник.)(с.12,задание 4).

Работа в паре.

-Разгадайте кроссворд.Внимательно рассмотрите рисунок и впишите в кроссворд  названия животных и растений.

Ответы:зубр,кабан,липа,сосна,тетерев,ель,дуб,олень,лисица,барсук.

6.Итог урока.

-О чём узнали сегодня на уроке.?(Используя природу,люди наносят ей вред.Необходимо охранять природу.)

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина

«Охранять природу- значит охранять Родину».

          На перемене ознакомтесь с выставкой книг  о природе.Эти книги есть в нашей школьной библиотеке.Лесовичок прощается и желает всем удачи.Он отправляется в свои владения.

Домашнее задание.

1.Прочитать статью «Природа в опасности»(учебник,с.27-30).

2.Ответить на вопросы раздела»Проверь себя»(учебник,с.32).

3.Выполнить задания 3,5(рабочая тетрадь,с.11,12).            

                 Перечень учебников и программ с 1 по 9 класс                              

                                    на 2012-2013 учебный год.

Класс

Предметы

Программы

Учебники

1

Русский язык

ФГОС «Школа России»

«Русский язык» В.П.Канакина,В.Г.Горецкий

Пропись»№1,№2,№3,;№;,

2

Литературное чтение

«Азбука» В.Г.Горецкий,Кирюшин.

«Литературное чтение»

Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецк

кий.

3

Математика

М.И.Моро, С.И.Волкова,

С.В.Степанова.» Математика

4

Окружающий мир

«Окружающий мир»

А.А.Плешаков.

5

Изобразительное искусство

Л.М.Неменская.» Изобразительное

Искусство».

6

Музыка

«Музыка» Е.Д.Критская.

7

Технология

«Технология» Т.Геронимус.

8

Физическая культура

«Физическая культура»

В.И.Лях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в опасности. Урок по окружающему миру. 3 класс

Данный урок содержит элементы проектной деятельности в группах, работу с энциклопедиями, с учебником. Каждый ребенок является творцом собственной памятки об опасностях....

Презентация "Природа в опасности" к уроку по окружающему миру

Презентация содержит 8 слайдов. Была составлена к уроку по окружающему миру "Охрана животных"....

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности. Пожар" для 2 класса УМК "Школа России"

Данный план-конспект содержит материал, который поможет учителю эффективно организовать работу на уроке....

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: «Опасные места». Автор: Тарасенко Т.С.

1.     ФИО учителя: Тарасенко Татьяна Семёновна2.     УМК: «Школа России»3.     Предмет: окружающий мир4.     Класс: 3 «...

конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности."

Конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности." предназначен для 3- 4классов для любых УМК....