Природа. Урок окружающего мира.3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок окружающего мира
(Урок с использованием ЭОР)
3 класс

 

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся целостного представления о природе, ее многообразии и значении для человека.

Задачи:

1. познакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией;

2. рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека;

3.развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные

умения;

4. развивать организационные общеучебные умения, в том числе

умения оценивать результат своих действий, контролировать самого

себя и находить свои собственные ошибки;

5. воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.pptx271.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа Урок окружающего мира (Урок с использованием ЭОР) 3 класс Составитель: Никитина С.Ю., учитель начальных классов, ГОУ СОШ №643, г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Цель урока : создание условий для формирования у учащихся целостного представления о природе, ее многообразии и значении для человека. Задачи: 1. познакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; 2. рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; 3.развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; 4. развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения оценивать результат своих действий, контролировать самого себя и находить свои собственные ошибки; 5. воспитывать бережное отношение к природе.

Слайд 3

Оборудование: Для учителя: презентация; учебник, Рабочая тетрадь. Для учеников: учебник, Рабочая тетрадь, карточки для групповой работы, репродукции картин И.Шишкина, И. Левитана. Использованная литература: 1. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы / сост. М.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен», 2011. 2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл . нач . шк . В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. 3. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2005.

Слайд 4

Ход урока: 1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока: Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока. Слайд 1. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … (природа). - Правильно, тема нашего урока : «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

Слайд 5

2. Работа по теме «Разнообразие природы и ее классификация» Работа в паре. Обсудите в паре, что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека). На доске – карточки со словами (дождь, трактор, облако, медведь, кирпич, глина, одуванчик, молоток, дуб, книга и др.). Слайд 2. Подумайте, что из указанного на доске можно отнести к природе, а что создано человеком? (Убираются рукотворные объекты.) Прочитайте названия объектов природы. (Дождь, облако, медведь, глина, одуванчик, дуб …) Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая природа.) Слайды 3-5. - Распределите объекты на две группы.

Слайд 6

Работа по учебнику, выполняется задание 1 (стр. 7). Слайды 6-7. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.) Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов « биос » – жизнь и «логос» – наука. Все живое биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов. Но это еще не все. Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы – это бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп – это увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше … песчинки. Бактерии – особое царство живой природы. «Подумай!» (учебник стр. 7): - К каким царствам живой природы относятся эти организмы: береза, подберезовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник?

Слайд 7

Физминутка . Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим, На носочках побежим. Руки в сторону, вперед, На опушке зайка ждет… Зайка прыгал под кустом, Приглашая нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх Убегаем мы от всех. Игра: «Живое – неживое». - Я называю слова. Если это объект живой природы, вы показываете, как он двигается, а если – объект неживой природы – стоите на месте. (Дождь, снег, ворона, подсолнух, белка, мальчик, листик, гора, солнце…)

Слайд 8

3. Связи в природе. Слайд 10. На доске – схема- опора. Ниже – предложение: Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни дерева. Работа в паре. Прочитай предложение, которое записано на доске и объясните, как вы его понимаете. (Благодаря этим условиям дерево живет и растет.) Какое это дерево? (Береза.) А какие грибы растут под березой? (Подберезовики.) - Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба – это грибница. Она связана с корнями дерева, оплетает их и получает от дерева питательные вещества. А кто питается грибами? (Белочка. Она запасает грибы и орехи на зиму.) - Теперь мы ясно видим, что многие растения служат животным пищей.

Слайд 9

Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворенными в ней солями. Солнце, воздух, вода – это неживая природа, а дерево, грибы, белка это живая природа. Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая природа связаны друг с другом.) Работа по учебнику. Статья «Связи в природе». (Стр. 6) 4. «Значение природы для людей» А к какой природе относится человек: к живой или неживой? (Человек относится к живой природе.) Докажите. Сейчас каждая группа получит задание, после выполнения которого мы сделаем вывод, какое значение имеет природа для человека. Работа по группам. (Класс делится на 6 групп). Работа по опорной схеме. Слайд 11.

Слайд 10

Задание для 1 группы. Прочитайте текст и сформулируйте, что дает человеку природа. Гидросфера – водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, реки, озера, подземные воды, ледники. Вода (гидросфера) – неразлучный спутник человека с рождения и до смерти. Вода – колыбель жизни. Это минерал, который входит в состав всего живого. Сам человек на 50% состоит из воды. Атмосфера- воздушная оболочка, обеспечивает нас кислородом, защищает от вредных космических излучений, регулирует температурный режим планеты. Верхний плодородный слой земли - почва - необходим для выращивания сельскохозяйственных растений. Открывается 1 опорный знак: «Природа – источник воздуха, пищи, воды».

Слайд 11

Задание для 2 группы. - Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье... И ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов. Перед вами репродукции картин известных художников: И. Шишкина, И. Левитана. Посмотрите на картины. Понравились они вам? - Что изображено на картинах? - Какое настроение вызвали у вас эти картины? - С помощью чего художник сумел передать свое настроение? - При помощи красок художник передал всю красоту природы. - А теперь послушайте музыку. Соответствует ли эта мелодия тому, что изображено на картине? - Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину? (Звучит музыка П.И. Чайковского.) Что вы представили, слушая музыку? - Какие образы возникли у вас?

Слайд 12

Но описать природу может и поэт, писатель при помощи слов. Прочитайте отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад». Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Опираясь на произведения разных жанров, сформулируйте, чем является природа для человека. Природа – источник красоты (открывается 2 опорный знак). Задание для 3 группы. Прочитайте текст и сформулируйте, что дает человеку природа. Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека. Растения выделяют особенные вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, влияют на климат. Растения поглощают индустриальные шумы, вредные для здоровья. Аромат и яркие краски цветов снижают нервное напряжение. Природа - источник здоровья (открывается 3 опорный знак).

Слайд 13

Задание для 4 группы. Прочитайте стихотворение Душана Родовича : Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Мы обещаем: Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам, Хорошо живется с нами рядом! -Птицы, розы и звери в души людям смотрят, Вы их жалейте люди, не убивайте зверя, Ведь небо без птиц – не небо, И море без рыб – не море, И земля без зверей – не земля.(«Просьба» Р. Рождественский) К какому отношению к природе призывают их авторы? (Открывается 4 опорный знак – «Природа – источник доброты». )

Слайд 14

Задание для 5 группы. -Прочитайте текст, сформулируйте, источником чего является для человека природа? Отрывок из книги Б.Зубкова «Что подсказала летучая мышь». Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на нее со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнется. Сверните бумагу трубочкой. Туго-туго сверните. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? То-то же! Вот почему и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И додумался построить мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку. Изучая природу, мы узнаем, почему летом идет дождь, а зимой снег и многое другое. Открывается 5 опорный знак «Природа – источник познания».

Слайд 15

Задание для 6 группы. - Прочитайте текст, сформулируйте, какое значение имеет природа для человека. Минеральные ресурсы имеют для народного хозяйства огромное значение. Одни полезные ископаемые (например, руды различных металлов) служат сырьем для изготовления промышленной продукции; другие (горючие ископаемые, руды радиоактивных элементов) — используются как источник энергии; многие горные породы применяются как строительный материал. Нефть и природный газ, а также уголь используются для изготовления разнообразных предметов бытового назначения, медицинских приборов, строительных материалов и даже некоторых пищевых продуктов. Таким образом, на применении минеральных ресурсов полностью работают цветная и черная металлургия, атомная промышленность и индустрия строительных материалов; весь авто-, авиатранспорт и большая часть железнодорожного. Открывается 6 опорный знак: «Природа источник материалов для хозяйственной деятельности».

Слайд 16

-Давайте сделаем вывод, может ли человек обойтись без природы? 5. Итог урока. -Читается вывод по теме «Природа» (учебник, стр. 8): Природа удивительно разнообразна. Ее делят на живую и неживую. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. В природе все взаимосвязано. Люди не могли бы жить без природы. 6.Рефлексия. Выполнение теста по теме: «Природа и мы». 7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать  стремления к познанию окружающего мира;воспи...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

"Живая и неживая природа", урок окружающего мира. 2 класс.

Урок по программе А. Плешакова в соответствии ФГОС....

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

"Явления природы" урок окружающего мира во 2 классе

Презентация сотавлена по теме урока "Явления природы" по УМК "Школа России"...