Конспект урока "Золотое кольцо России"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Сумарокова Любовь Александровна

Конспект урока "Золотое кольцо России" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sumarokova_l.a._szenari.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Сумарокова Любовь Александровна

Тема: «Золотое кольцо Росcии». 3 класс

Цель как формулировка конечного результата урока:  познакомить детей с городами Золотого Кольца России с их достопримечательностями; развивать  устную речь, память, мышление, воображение, умение слушать; развивать умение работать с картой, с компьютером.

Задачи: отрабатывать умение работать с картой, источниками дополнительной информации;

       развивать  устную речь,  умения рассуждать, делать выводы;

        прививать у обучающихся стремление быть успешными, воспитывать   самостоятельность,  интерес к предмету.

Оборудование к уроку: карта «Золотое кольцо России», слайды, компьютер, проектор, приложение, тетрадь на печатной основе А.А. Плешакова.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.          

Мы начнём урок, друзья.

2. Новая тема.

Вступительная беседа (1 слайд)

Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию. Побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

А почему же кольцо? И почему золотое? На эти вопросы вы ответите в конце урока.

Как вы  понимаете, что такое кольцо? (2 слайд)

Для чего служат кольца? Какие бывают кольца?

Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Хотите узнать чье оно? …

 Сообщение темы. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое Кольцо, украшено оно особыми российскими самоцветами.

Расскажите о том, какие чувства и мысли возникли у вас, когда вы узнали, что у России есть необыкновенное Золотое Кольцо.  Расскажите.

У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Прислушайтесь к их необычному волшебному звучанию: Чудо чудное! (3 слайд)

В каждом городе у нас будет небольшая экскурсия.

Как называют людей, которые проводят экскурсии? (Экскурсовод.) Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь. Вы сегодня тоже попробуете себя в роли экскурсовода. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту.

Кто был в Москве? (4 слайд)

Какие впечатления оставил у вас этот город?

А вы знаете, кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.) Сейчас мы все сядем в воображаемый школьный автобус и отправимся на заочную экскурсию по Золотому кольцу России.

Ребята, а ведь это не сказка. Действительно, есть такое понятие «Золотое Кольцо России».  И украшением России являются города Москва, Сергиев Посад, Переславль, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир. Хотите узнать о них побольше? Отправляемся в путешествие.  

Беседа: Посмотрите на план размещения  городов в Золотом кольце Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве.

Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему заочное путешествие, побываем на экскурсии в городах Золотого Кольца.

Заочная экскурсия. (5-6 слайды)

Первый город, который мы посетим, это Сергиев Посад. А расскажет нам о нём наш экскурсовод Холмов Алексей.  Итак, вы поняли, кто такой Сергий Радонежский?

Что он   основал? Чем прославился?

Какие достопримечательности вы  запомнили? (Троице-Сергиева лавра, рака с мощами С.Радонежского).

Далее мы оказываемся в  городе Переславле - Залесском. В этом городе экскурсоводом будет Завьялов Антон (7-8 слайды). Этот город был основан тем же человеком, который основал Москву, помните кто это? Кто из вас видел этот памятник? Где он установлен?

Какие достопримечательности вы  запомнили? (памятник Юрию Долгорукому, Никитский монастырь).

Отправляемся в следующий город. Найдите его на карте. Да, это Великий Ростов. О городе Ростове нам расскажет Шабанов Денис (9-10 слайды).

Как в древние времена называли этот город?

Чем славятся ростовские  колокола? Как их называли?

Что такое финифть?

Какие достопримечательности вы  запомнили? ( Церковь Иоанна Богослова, колокола, финифть).

А теперь отправляемся в город Углич. Найдите его на карте. Следующая остановка на нашем маршруте - город Углич. В этом городе экскурсоводом будет работать Сивкова Юлия (11-12 слайды).

Почему этот город так назвали?

Какие достопримечательности есть в Угличе? ( Первая ГЭС, часовой завод «Чайка»)

 Следующий город– Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Экскурсию по этому замечательному городу проведу я (13-14 слайды). Послушайте легенду о создании этого города: « Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости", - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль».  Ярославль – родина русского театра. В нем был создан первый общественный театр Федором Григорьевичем Волковым. 

Какие достопримечательности вы  запомнили? (памятник Ярославу Мудрому, первый русский театр)

Еще один город, который стоит на Волге – Кострома. Послушайте ещё одну легенду, которая объясняет, почему план города так похож на веер. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент она развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

Экскурсию по этому городу нам проведет Потеряева Полина (15-16 слайды).

Кто основал этот город?

В виде чего расположены улицы?

Какие достопримечательности вы  запомнили? (Торговые ряды, церкви)

2. Физминутка. 

Продолжаем нашу экскурсию и отправляемся в город Плёс.

Кто нашел этот город на карте?

Об этом замечательном городе нам расскажет наш начинающий экскурсовод - Трефилова Виктория (17 слайд).

Почему этот город получил такое имя?

Какой  известный художник  прославил  город Плёс?

Какие достопримечательности вы  запомнили? (Дом-музей И.Левитана)

Следующая остановке в городе Суздаль и наш гид по этому городу Кощеева Алина (18 слайд). 

Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. С XVI века в Суздале ведется строительство монастырей. Суздаль становится одним из религиозных центров России. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева - церкви, избы, мельница и др. Какие достопримечательности вы  запомнили? (33 церкви, музей деревянного зодчества)

Из Суздаля совсем недалеко до следующего города  Владимира -  последний город, вошедший в Золотое кольцо. Расскажет нам о городе Владимир экскурсовод – Вешкурцев Владимир (19-20 слайды).

Кто основал город? 

Какие достопримечательности запомнили?  (Золотые ворота, Успенский собор).

3. Закрепление полученных знаний.

Вспомним все города, по которым мы сегодня путешествовали.

Викторина.

Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского (Сергиев Посад).

Этот город, как и Москва, основан Юрием Долгоруким (Переславль-Залесский).

В этом городе находится музей Игрушки (Сергиев Посад).

Этот город назван так потому, что река, на берегу которой он стоит, в этом месте «изгибается», течет «углом» (Углич).

Герб этого города выглядит так: на красном поле серебряный олень, рога, грива и копыта которого золотые (Ростов).

В этом городе часто бывал Петр I и даже написал указ о хранении построенных здесь кораблей (Переславль-Залесский).

Этот город славится часовым заводом, выпускающим часы «Чайка». (Углич)

Этот город славится своей финифтью (Ростов).

Работа в тетради на печатной основе. Стр. 45

-Проверьте работу соседа по парте.

4. Итог урока.

Вам понравилась сегодняшняя экскурсия?

Кто из экскурсоводов вам больше понравился?

Что удалось на уроке?

Что было самым трудным?

Спасибо большое за отличную работу!!!

5. Домашнее задание: учебник стр. 88-98 прочитать, ответить на вопросы на стр. 98, в тетради стр.47 №4, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"

Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности,  Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...

Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"

Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с =городами Золотого ко...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плёс" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плёс».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми...