открытый урок "Когда появилась одежда"
материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок с применением музейной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc128.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_pro_odezhdu.ppt952.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Терновка Щетинина Елена Александровна.

Тема урока: «Когда появилась одежда?»

Цели: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, военная); учить внимательно относиться к своей одежде; показать зависимость типа одежды от погодных условий.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; отличать национальную одежду своего народа; подбирать подходящую для конкретного случая одежду.

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, так как проводим мы его не одни, а в присутствии гостей, и не  в своём кабинете, а в кабинете – музее. Кто подскажет мне, что такое музей? Какие бывают музеи? Зачем они нужны? – Ребята, выберите себе смайлик по вашему настроению и положите его на парту.

Самоопределение к деятельности.

  - Отгадайте загадки:

        Если день стоит погожий,

        Он не выйдет из прихожей.

        Если дождик моросит,

        Он на улицу бежит. (Плащ.)

        Черна, а не земля,

        Пушиста, а не снег,

        Греет, а не печка. (Шуба.)

        Как только отправляются

        Они зимой гулять,

        Жильцы в дома вселяются,

        И в каждый  - целых пять! (Перчатки.)

-Назовите эти предметы  - отгадки одним словом. (Одежда.)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Об одежде.)

- Прочитайте на листочках, что лежат  перед вами на парте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Работа по теме урока.

- Муравьишка ( наш помощник) принёс к нам в класс крошечного малыша Федюшку. Какая на нём одежда? (Пелёнки, одеяльца)

- Малыш стал подрастать, какая теперь нужна ему одежда? (Учитель разворачивает куклу, на ней ползунки.)

-Малыш растёт не по дням, а по часам. Какая одежда теперь ему нужна?

Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.

- Выскажите предположение о том, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана. (Из шкур, потому что ещё не было ткани.)

-Найдите этих людей на стене.

- Прошло много времени и люди научились изготавливать что? (Ткани.)

- Ребята, кто подскажет, из чего делали ткань на Руси много лет назад? (Из растения лён.)

- Отгадайте загадки и скажите, в какой одежде ходили наши предки -  ваши прабабушки и прадедушки:

Один вход,

Три выхода. (Рубашка.)

По дороге я шёл,        

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Штаны.)

 - Посмотрите, какая замечательная рубашка хранится в нашем музее.

- А сейчас послушайте, что делали люди, чтобы получить такую рубашку.

Сохой (показать) пахали землю. Затем горстями разбрасывали по полю

маленькие блестящие зёрна – это семена льна. ( Презентация). Недели через две показывалась зелёная травка.  Ещё через несколько недель травка подрастала и на ней появлялись голубые цветочки. (Гербарий 1).  Когда цветочки опадали, то на их месте показывались зелёные головки. Когда головки темнели и подсыхали, лён дёргали с корнем, навязывали снопы и ставили на поле просохнуть. (Презентация). Лён просыхал,  у него срезали головки, а потом в речке топили пучки и ещё камнем сверху наваливали, чтоб не всплыл. (Презентация). Через две недели лён вынимали из речки, просушивали, мяли (Гербарий 2) и колотили по нему трепалом – это специальная доска с зубцами (Гербарий 3). Вытрепавши, лён чесали железным гребнем, пока он не сделается мягким и шелковистым (Гербарий 4). Долгими зимними вечерами из пряжи (Гербарий 5) пряли нитки (Гербарий 6). Прошла зима, весна и лето. Настала осень. На специальном станке из нитей получали холст (Гербарий 7). Готовый холст на морозе морозили, по снегу расстилали; а весной расстилали по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Делался холст из серого белым (Гербарий 8). Вот теперь можно шить одежду (Презентация)

- По праздникам одевались в нарядные костюмы (Показать).

- Как раньше ухаживали люди за своей одеждой? Как стирали, чем гладили? (Показать). Может быть кто из вас сможет это показать?

 - Как мы в наше время следим за своей одеждой? А зачем  нужно это делать?

4 Работа по учебнику. Работа в тетради.

5 Рефлексия.

- Понравился вам урок? Какое сейчас у вас настроение? (Дети ещё раз берут смайлики, сравнивают их с теми, что уже лежат на парте, делают вывод).

     

6  Подведение итогов.

- Что узнали нового на уроке?

- Нужно ли посещать музеи? Для чего?

     

           Пояснительная записка

Проблема  воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно – нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В тоже время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса,- общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

-общая историческая судьба народов России;

-единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально – политического пространства.

Учебно – воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи учебного курса:

- знакомство обучающихся с основами православной культуры, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания выбранного модуля, должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Тематическое планирование

1 Россия – наша Родина.

2 Культура и религия.

3 Человек и Бог в православии.

4 Православная молитва.

5 Библия и Евангелие.

6 Исповедь Христа.

7 Христос и его крест.

8 Пасха.

9 Православное учение о человеке.

10 Совесть и раскаяние.

11 Заповеди.

12 Милосердие и сострадание.

13 Золотое правило этики.

14 Храм.

15 Икона.

16 Творческие работы учащихся.

17 Подведение итогов.

18 Как христианство пришло на Русь.

19 Подвиг.

20 Заповеди блаженств.

21 Зачем творить добро?

22 Чудо в жизни христианина.

23 Православие о Божием суде.

24 Таинство причастия.

25 Монастырь.

26 Отношение христианина к природе.

27 Христианская семья.

28 Защита Отечества.

29 Христианин в труде.

30 Любовь и уважение к Отечеству.

31 – 34 Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

МОУ СОШ с.Терновка

Журнал

классных

часов

2012 – 2013 уч. год

МОУ СОШ с.Терновка

Журнал

занятий

КРУЖКА

             2012 – 2013 уч. год

Кружок ______________________________

Фамилия,имя

Фамилия, имя, отчество учителя __________________

Дата

Тема занятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку окружающий мир в 1 классе Тема урока: «Когда появилась одежда?»

Слайд 2

Как рубашка в поле выросла

Слайд 10

Работу выполнила Щетинина Елена Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ с.Терновка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда появилась одежда?

Урок окружающего мира в 1 классе....

презентация "Когда появилась одежда"

в красочной интересной форме презентация служит хорошим материалом  к уроку окружающего мира, 2 класс...

Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе....

Открытый урок по окружающему миру по теме "Когда появилась одежда?"

В материалах представлены конспект урока, презентация и самоонализ урока. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20687900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда?"

На уроке учащиеся знакомятся с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя)....

Открытый урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс по ФГОС

Открытый урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс по ФГОС...