Охрана природы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Евсина Оксана Леонидовна

Урок по охране окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карточка урока

 Окружающий мир

2 класс

Учитель: Негреева Оксана Леонидовна, учитель высшей категории

Тема: Охрана природы

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Дидактическая цель урока:

организовать совместную деятельность учащихся с целью обобщения и систематизации знаний по теме,

Задачи: Выяснить основные причины исчезновения и сокращения численности растений и животных и исходя из этого, обосновать меры по их охране.. Выяснить, каково значение каждого человека в деле охраны растений. Познакомиться с правилами поведения в природе и научить следовать им в повседневной жизни.

Предметные:

Обобщить изученный материал по различным направлениям темы

Метапредметные:

познавательные: развивать умения строить речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации;

устанавливать причинно-следственные связи

регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, умению работать  по плану, сохраняя учебную задачу,

формировать  умение выполнять взаимопроверку выполненного задания

коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;

личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личностной ответственности за успех при выполнении учебной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся получат возможность  закрепить и обогатить свои знания об охране окружающей среды, о редких растениях и животных Ленинградской области.

Метапредметные:

познавательные: учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;

коммуникативные: обучающиеся получат возможность  высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль;

регулятивные: обучающиеся получат возможность  учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;

личностные:  обучающиеся получат возможность  формирования собственной позиции в понимании ответственного отношения к

природе.

Формы организации:

фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения:

1.Учебник  А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 2 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях.

2. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях.

6. http://viki.rdf.ru/-детские презентации и клипы

7.Мультимедийная установка для просмотра презентаций

 8.Схема « Парк 50-летия октября»

 9.MIMIO интерактивная приставка

 10.Задания для проектной работы в группах.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся

Создание положительного эмоционального настроя

1)-Добрый день, уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать в стенах 2-в класса 160 школы.

Мы начинаем работу. Скажите, пожалуйста, ребята, с чего начинается любая работа?

Проверьте вашу готовность к уроку:, пеналы. Сегодня будем работать в командах. Я надеюсь, что вы помните правила работы в командах

Проверка готовности к уроку

Восстановление учащимися основных этапов любой работы:

-подготовка

-выполнение

-проверка

Повторение  2-3 правил организации работы в командах

Дети рассаживаются в 4 группы.

На столах пеналы.

Этап мотивации  и целеполагания

 

На доске кроссворд на тему « Берегите

 природу».

Видеофрагмент « Живет повсюду красота»

 

(Стук в дверь. Входит Карлос с носовым платком. Он кашляет, чихает)

Учитель: Карлсон! Наконец-то! Ты заболел? А я думал, Карлсоны никогда не болеют, они всегда такие румяные, в меру упитанные. Сейчас дадим тебе лекарство. Правда оно горькое, но очень хорошо лечит.

(Несет большой флакон-бутылку, на нем крупными буквами написано “Лекарство”).

Карлсон: “Лекарство”. Да еще горькое? Вы что забыли, что я выздоравливаю только от варенья! Ну, в крайнем случае. От вкусного торта. А от горького лекарства я могу умереть.

Учитель: Ну, хорошо, не расстраивайся, будет тебе варенье. А пока, расскажи, пожалуйста, что с тобой случилось?

Карлсон: Сейчас расскажу. Ребята, как вы знаете, я живу где? Правильно, на Крыше. Там у меня всегда чистый воздух. А от грязного воздуха я чихаю.

Учитель: Но где же ты надышался грязного воздуха? Ребята,  в нашем городе  загрязнен воздух?

Карлсон: Фу! Наконец-то я отдышался, мне стало легче. Я пока к вам летел, даже стихи сочинил. Вот послушайте!

Кто от пыли задохнулся,
Едким дымом поперхнулся, 
Будем кашлять и хрипеть
И совсем не сможет петь.
Не помогут ни варенье,
Ни конфеты, ни

Не помогут ни варенье,
Ни конфеты, ни печенье.

Ох, и попал я в историю! У меня сломался моторчик. Я полетел на СТО. Вы знаете, что это такое? Да, это станция технического обслуживания; думал, что там мне его починят.

Смотрю, а там море машин! Там я и начал задыхаться! От чего, как вы думаете?

Кое-как отдышался, я лечу к вам, и тут свалка мусора , а от неё такой удушливый запах идет! Думал, не долечу!

Где вы видели такие свалки? 

Учитель: Что же нам делать, Карлсон? Чем же нам дышать?

Карлсон: Я придумал уже! Надо сделать огромный пылесос и отсасывать пыль и сажу из труб.

Учитель:Проще ходить тогда в противогазе.

Карлсон: У меня есть и другая  эта проблема. Бабушка собирала ягоды и сварила варенье.Я ведь

так сильно люблю варенье!!Но оно оказалось отравленным. Почему?Дети отвечают.

Учитель: Необходимо срочно помочь Карлсону, да и нам тоже, ведь природа-это наш дом.

Какой он буде зависит от нас.

Ученики решают кроссворд и выясняют тему урока

Просмотр видеофрагмента

Дети отвечают на вопросы Карлсона

См. приложение №1

См. Приложение №2

Карлсона исполняет один из учеников

Этап актуализации знаний

Организация работы в группах:

 Учитель: Ребята, на доске вы видите план нашего парка

.В нем мы любим часто гулять.

Сейчас вы будете выполнять работу в группах, а затем

мы проложим с вами маршрут

Нашей экскурсии, на которой мы попробуем внести

свой вклад в охрану природы.

1 группа мини-проект «Правила поведения в парке в знаках»

Учитель:

- Задача вашей группы внимательно прочитать рассказ, найти в нём ошибки, которые совершили дети, находясь в парке. А после этого изобразить эти правила с помощью знаков.

2 группа мини-проект «Стань природе другом» (стихи)

Учитель::

- Ребята, а у вашей группы самый творческий проект. Вы умеете сочинять стихи? Оказывается, это не так сложно, если знать, о чём будешь писать. Тем более, что рифмы уже готовы. А тема вашего стихотворения «  Береги природу».

3 группа мини-проект « Советы « Будь природе другом».

Учитель:

- Мир вокруг тебя очень привлекательный и интересный, и ты живешь в нем, как в родительском доме, так как ты - тоже частичка этой природы. А чтобы тебе было здесь уютно и хорошо, то необходимо вести себя мудро, оберегать окружающую среду, так как без него мы не сможем жить. Необходимо помогать природе восстанавливать свои силы. Составьте советы , как это сделать.

4 группа мини проект ««Пожелание растений и животных».

Предложите детям представить, что цветы, деревья и птицы решили написать пожелания людям.

Задача. Записать эти пожелания. Потом из лучших пожеланий можно сделать красивые плакаты и развесить их в парке или в лесу.

                           Учащиеся работают в группах

См. приложение №3

См. приложение №4

Физкультминутка

                         « Весна» музыкальная разминка

Этап подведения итогов работы в группах. Рефлексия.

Учитель выслушивает защиту проектов

     Тревожные факты!!!  .

За последние 30 лет транспорт и промышленность За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем  всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет.

Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на  2 процента ( это 20 га за сутки)

Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.

Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.

От загрязнения  воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность  растений и животных.

Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.

У:  1963 год – это год учреждения … Красной книги.

Разговор о Красной и Чёрной книгах.

- Что это за книга? (Красная книга, в неё  занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.) Почему она красного цвета? (Ответы детей)  Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.

- Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.

В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчёт этого списка ведётся с 1600 года. "Черный список" публикуется в Красной книге (списке видов, находящихся под угрозой исчезновения) на первых ее страницах. Все виды имеют некий статус уязвимости. "Черный список" - это так называемый "статус ноль". Это - список пополняемый и несокращаемый.

Как сообщает Всемирный союз охраны природы, за последние 500 лет вымерло 844 вида животных и растений. Но этот «черный список» далеко неполон. В недавно опубликованном отчете  говорится, что нынешнее вымирание животных является самым крупным со времен исчезновения динозавров.

Видеофрагмент о Красной книге Ленинградской области.

Учитель обращается в Карлсону:

-Ну, что. Мы попробуем своими силами охранять природу.Надеемся, что тебе будет заметна наша работа.

Карлсон прощается и уходит.

22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.

Нам тоже небезразлична судьба планеты, поэтому я приготовила вам небольшой подарок: такой же флаг, только в миниатюре. Пусть этот флаг символизирует наше единство в заботе о будущем планеты и веру в то, что люди обязательно найдут способ помочь природе земли.

Когда зеленеет под солнцем трава

И кружатся в небе весёлые птицы-

Находятся сами для песен слова

И хочется счастьем со всеми делиться!

- Домашнее задание  сегодня у вас будет необычным. Я приготовила вам конверт с адресом Администрации нашего района.Вам необходимо подготовить пожелания, каким бы вы хотели видеть наш парк . Затем вы вложите их в этот конверт

 и отправите  по этому адресу. И это тоже будет вашим посильным вкладом в дело охраны природы.

Защита проектов

Сообщение двух детей о растениях и животных Красной книги Ленинградской области.

     Показ презентации

См. приложение №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Природа в опасности. Охрана природы.урок по курсу Окружающий мир,3 класс по учебнику Плешакова А.А.

АннотацияПредставленный конспект  урока  ознакомления с новым материалом « Природа в опасности. Охрана природы» по курсу «Окружающий мир »по учебнику Плешакова А.А.в 3 классе  разр...

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...