Педагогический проект
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Шишкова Татьяна Владимировна

Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx666.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Совершенствование экологической культуры

младших школьников».

Пояснительная записка

Одна из задач младшего школьного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе их взаимосвязь с человеком, нашей цивилизацией.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной ребенку, усваивается им.

Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в экологическом воспитании является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.

Учитывая особенности детей данного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием была выбрана проектная деятельность. Результат - «Совершенствование экологической культуры младших школьников», который включает в себя цикл краткосрочных проектов для детей младшего школьного звена.

Проектировочная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов:

В ходе исследовательской деятельности и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы. Эта деятельность в полном смысле является совместным творчеством педагога и учащегося. В такой деятельности – продукт исследования обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. В ходе работы школьнику предстоит освоить и выполнить ряд определенных операций:

В ходе исследовательской деятельности также формируются навыки работы учащихся в группах, развитие чувств товарищества, сопереживания, ответственности за порученное дело.

Как же внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного творческого мышления?

Я постараюсь ответить на эти и ряд других вопросов в своем педагогическом проекте «Совершенствование экологической культуры младших школьников».


Объект исследования

Процесс формирования экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования

Условия, способствующие формированию экологической культуры младших школьников.

Гипотеза:

если в начальной школе создать условия для развития исследовательской и проектной деятельности учащихся, то это будет способствовать формированию экологической культуры младших школьников и успешной самореализации детей.

Основной результат эффективной реализации проекта:

достижение высокого образовательного результата,

раскрытие творческих способностей учащихся,

формирование экологической культуры младших школьников.

Целями данного проекта было:

совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры в начальной школе

создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности

систематизация  и обобщение работы по экологическому воспитанию в начальной школе.

В соответствии с целями проекта были поставлены задачи:

обобщить опыт исследовательской и проектной деятельности по формированию экологической культуры в начальной школе

создать условия для творческой самореализации детей, приобщить их к исследовательской деятельности

скорректировать деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников, выявить положительные моменты и недостатки

отобрать наиболее яркие и развивающие приёмы работы в ходе проекта

спрогнозировать возможные варианты дальнейшей работы.

Для решения поставленных задач нужна слаженная работа педагогов. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.

Методы исследования:

изучение литературы по исследовательской и проектной деятельности младших школьников, изучение нормативных, методических документов

изучение и обобщение передового педагогического опыта

опросы (анкетирование)

педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации

сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ

Значимость проекта.

В сфере модернизации начального образования ставится задача получить на выходе выпускника начальной школы со знаниями, умениями и навыками основ самостоятельной и творческой деятельности. Наиболее продуктивный вариант добиться такого результата использование в обучении и воспитании младшего школьника исследовательских и проектных технологий.

В рамках школьной экологической  программы «Мой дом - планета Земля» я совместно с учителем начальных классов Шубиной И.В. разработала долгосрочный педагогический проект «Совершенствование экологической культуры младших школьников».

В ходе данного проекта школьник должен «пропустить» через себя экологические ценности, информацию об окружающем мире, отражающие единство человека и природы, которые станут мотивационной основой его поступков. При этом взаимодействие ребенка с природной средой удовлетворяет его познавательные потребности, способствует интеллектуальному развитию, реализуется внутренний потенциал.

Составляющие проекта 

воспитательная 

учебная

развивающая

Составные части проекта.

Использование творческих, исследовательских  и проектных работ в учебных дисциплинах

Развитие творческого потенциала учащихся

Формирование навыков самостоятельной проектной деятельности школьников и умения работать в команде

Распространение и пропаганда опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

Элементы исследования в рамках учебных предметов

Кружки – школьный компонент

Классные часы

Экскурсии, прогулки 

Экологические акции

Работа на пришкольном участке

Озеленение класса, школы, дома

Проведение опытов и наблюдений

Поход

Конкурс

Ожидаемые результаты.

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающей среде,  формирование здорового образа жизни.

Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в библиотеке.

Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, мини – сочинений, отзывов, рисунков, фотографий, и др.

Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.

Развитие речи и обогащение словаря.

Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Повышение профессиональной компетентности учителя

Критерии эффективности педагогического проекта:

Мы будем считать педагогический проект эффективным, в том случае, если по его  завершении учащиеся смогут:

разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их

распределять обязанности в группе

организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом

подбирать необходимые материалы, инструменты и приборы

Участники проекта:

Учащиеся младшего школьного возраста 1 – 4 классы

Учителя начальных классов, учителя – предметники

Родительская общественность

Сроки реализации проекта: 

сентябрь 2010 – май 2012 гг.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Сроки

Задачи этапа

Ожидаемый результат

1. Подготовительный

2010-2011

1. Организационные:

Разработать план по подготовке и реализации проекта.

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм и периодичности отчётов

2. Мотивационные:

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

3.Кадровые

Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта.

Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта

4. Содержательные:

Изучить учебно-методическую документацию, освещающую вопросы формирования творческой деятельности учащихся,  работу с одарёнными детьми. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.

5.Информационные:

Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.

Информационная готовность участников проекта.

Система мониторинга проекта.

2. Практический

2011-2012

1. Осуществить апробацию проекта

Реализация целей и задач проекта

2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта

Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта

3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта

Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

4. Построить образовательный процесс на основе предлагаемого проекта

Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта

3. Контрольно-оценочный

2011-2012

Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в школе. Участие в мероприятиях школьного и районного, областного уровней.

Подготовить план работы на 3 летний период

Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта.

     


Реализация педагогического проекта «Совершенствование экологической культуры младших школьников»

Основные мероприятия

Мероприятие

Сентябрь

проведение опытов и наблюдений

экскурсии в природу

учебный проект «Осенние цветы»

Акция «Чистый двор»

учебный проект «Откуда в наш дом приходит вода?»

Октябрь

экскурсии в природу

учебный проект «Осень пришла»

конкурс рисунков

посадка семян сосны и пихты

Ноябрь

акция «Мир вокруг нас»

акция «Кормушка»

учебный проект «Откуда берется снег и лед?»

Декабрь

акция «Кормушка»

учебный проект «Законы природы»

учебный проект «Путешествие капельки»

Январь

акция «Кормушка»

учебный проект «Снег и лёд»

учебный проект «Как человек использует свойства воды?»

Февраль

акция «Кормушка»

учебный проект «Красная Книга Ульяновской области»

Март

акция «Кормушка»

учебный проект «Прорастание семени»

Апрель

акция «Кормушка»

Презентация «у нас живет…» или «я хочу, чтобы у меня был…»

Май

озеленение класса, школы, дома

акция «Чистый двор»

очистка пришкольной территории

экологическая неделя

Июнь

экскурсии в природу

 

Сентябрь

проведение опытов и наблюдений

экскурсии в природу

учебный проект «Подарки лета»

Акция «Чистый двор»

Октябрь

экскурсии в природу

учебный проект «Осень»

конкурс рисунков

Ноябрь

учебный проект «Мой верный друг»

конкурс рисунков

акция «Кормушка»

Декабрь

акция «Кормушка»

учебный проект «Откуда в наш дом приходит вода»

Январь

акция «Кормушка»

учебный проект «Мои домашние животные»

Февраль

акция «Кормушка»

учебный проект «Зимующие птицы»

учебный проект «Я хочу иметь друга …»

Март

акция «Кормушка»

учебный проект ««Волшебница вода»

Апрель

акция «Кормушка»

учебный проект «Зимующие птицы»

учебный проект «Физические свойства воды»

Май

озеленение класса, школы, дома

акция «Чистый двор»

очистка пришкольной территории

Июнь

экскурсии в природу

учебный проект «Наш двор»

План проведения экологической недели

Дни недели

Класс

Мероприятие

Участники

В течение недели по индивидуальному плану

1-2

Взаимопосещение уроков окружающего мира.

Учителя начальных классов

Понедельник

Праздник «День Земли»

Классные руководители, дети, родители

Вторник

Конкурс рисунков и  плакатов

Классные руководители, дети

Среда

Чтение произведений о природе.

Классные руководители, дети

Четверг

Доброе дело

Классные руководители, дети

Пятница

Фантазируем, творим, создаём

Классные руководители, дети, родители

Учебные проекты

«Осенние цветы»

«Осень пришла»

«Мир вокруг нас»

«Законы природы»

«Снег и лёд»

«Красная Книга Ульяновской области»

«Прорастание семени»

«Волшебница вода»

«Откуда в наш дом приходит вода?»              

«Откуда берется снег и лед?»

«Путешествие капельки»

«Физические свойства воды»

«Жизнь воды»

«Как человек использует свойства воды?»

«Подарки лета»

«Осень»

«Мой верный друг»

«Зимующие птицы»

«Мои домашние животные»

«Я хочу иметь друга …»

«Растения и животные моего края»

«Уход за комнатными растениями»

«Красная книга в картинках»

«Наша школа»

Исследования

«Растения мира»

«Растения водоема»

«Растения леса»

«Мой дневник наблюдений»

Цели учебных проектов:

формирование начальных форм экологической культуры младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность

развитие навыков и умений самостоятельной творческой деятельности, работы в коллективе

воспитание ответственного отношения к окружающей среде, животному миру

Стандартный ход проводимой работы:

Наблюдение

Опыт

Анализ полученных результатов

Оформление полученных результатов (рисунки, мини - сочинения, отзывы, презентации)

Отчет о проделанной работе

Акции

«Кормушка»

«Чистый двор»

Цели акций:

формирование начальных форм экологической культуры младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность

развитие навыков и умений самостоятельной творческой деятельности, работы в коллективе

формирование навыков практической деятельности по изготовлению кормушек, декоративных поделок, рабочего инструмента

воспитание ответственного отношения к окружающей среде, животному миру

Стандартный ход проводимой работы:

Постановка проблемы

Анализ ситуации

Решение проблемы

Изготовление

Оформление полученных результатов (рисунки, мини - сочинения, отзывы, презентации)

Диагностический инструментарий:

•        эколого-психологическое тренинги для всех составляющих педагогического процесса (школьников, учителей, родителей);

•        уровень освоения школьниками экологического словаря;

•        систематическое включение экологических тем в содержание контрольных работ по естественным предметам (тесты и традиционные работы);

•        интервьюирование родителей.

Результативность:

Анализ реализации педагогического проекта «Совершенствование экологической культуры младших школьников» показывает, что если в начальной школе создать условия для развития исследовательской и проектной деятельности учащихся, то это помогает формированию экологической культуры младших школьников и успешной самореализации детей. При этом школьники достигают более высоких результатов в обучении «Окружающего мира», раскрываются их творческие способности, возрастает внутренняя самооценка ребенка, формируются навыки самостоятельной и групповой форм работы.

Это подтверждается результатами анкетирования школьного педагога – психолога, данными внутришкольного контроля, отзывами родителей.

За два года работы учащиеся начального звена МБОУ СОШ № 41 под руководством своих учителей  Шишковой Т.В., Шубиной И.В. достигли поставленных целей в проекте «Совершенствование экологической культуры младших школьников».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Совершенствование экологической культуры младших школьников через исследовательскую

и проектную деятельность».

Учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 41

Шишковой Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...