Учебный проект "Семейные традиции"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Этот проект разработан в рамках преподавания предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Хотя может быть использован и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_tradicii.doc60 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_teme_rod_i_semya_kutenkova_i.n.doc65.5 КБ
Office presentation icon semeynye_tradicii.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина

Центрального района г. Волгограда

Учебный проект

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

      Выполнила 

                                    Кутенкова Ирина Николаевна,

                               учитель начальных классов  

                                         МОУ лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина

             Центрального района

                                                   гор. Волгограда

Волгоград

 2012

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Автор проекта

Кутенкова Ирина Николаевна

Место работы, должность

МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района                                                    гор. Волгограда, учитель начальных классов

Класс, возраст участников проекта

4-ые классы, 10 – 11 лет

Место учёбы

МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района                                                    гор. Волгограда

Предметный раздел

Светская этика

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, технология

Уровень владения учениками проектной технологией

Средний,

имеется опыт выполнения проекта

Тема проекта

Семейные традиции

Краткая аннотация проекта

Проект "Семейные традиции" предназначен для обучающихся 4 класса. Проект раскрывает значимость традиций, позволяет познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи. Выполняя работу, учащимся придется ориентироваться в большом количестве информации, анализируя ее и выбирая нужное. Также они получат необходимые человеку 21 века умения и качества. Результаты работы ученики представят в виде компьютерной презентации.

Вид проекта

По доминирующей деятельности - информационный проект;

По комплексности – межпредметный;

По характеру контактов – внутришкольный;

По продолжительности – среднесрочный (1 месяц).

Цель проекта

Формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека;

повышение интереса ребёнка к семье, её традициям;

воспитание уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса;

выяснение роли традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

Задачи

узнать

1) что такое семейные традиции;

2) какие традиции есть в моей семье;

3) как традиции влияют на взаимоотношения в семье.

Гипотеза

Хорошие традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные люди.

Методы исследования

Наблюдение, опрос, работа  со словарями, поиск информации в сети Интернет.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:        

Что делает человека счастливым?

Проблемные вопросы:

Зачем человеку нужно знать свою родословную?

Какую семью мы называем счастливой?

Частные вопросы учебной темы:

Что такое семья?

Какие названия членов семьи вы знаете?

Что мы называем семейными традициями?

Какие традиции есть в твоей семье?

Какие пословицы о семье вы узнали?

Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?

Этапы работы

Проведение проекта предусматривает работу по следующим этапам:

Подготовительный этап:

-  Планирование проекта. Знакомство с вводной презентацией учителя. Определение участниками своих интересов по теме проекта. Формирование групп для проведения исследований. Выбор темы исследования. Постановка целей, задач исследования. Обсуждение и формирование плана работы группы по теме исследования. Формирование "ролей" и распределение "обязанностей" в исследовательских группах.

Основной этап:

-  Самостоятельная работа групп по выполнению заданий Поиск материала по теме исследования. Обработка материала в соответствии с поставленными целями и задачами. Подготовка учащимися информационных публикаций по учебным вопросам проекта. Подготовка учащимися презентаций о проделанной работе.

Заключительный этап:

- Итоги. Представление результатов работы в форме презентации. Анализ проделанной работы.

Планируемые результаты

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

 - личностные:

осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;

объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты);

 - метапредметные :

совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).


- предметные:

усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;

освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет;

знакомство с  некоторыми сервисами сети Интернет

Презентация проекта

Первичная защита происходила на уроке Светская этика в классе.

Второе выступление – на классном родительском собрании.

Лучшие работы были представлены на лицейском конкурсе научно-исследовательских работ и творческих проектов.

Партнёрство

При разработке проекта привлекались родители в качестве консультантов.

Литература

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва. Учебник. 4 класс. Светская этика. М.: Баласс 2012

Мастер-класс учителя начальной школы. Разработки уроков. Система работы с родителями. М.: Глобус. 2010

Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Разработка урока

курса «Светская этика» в 4 классе

Автор:  Кутенкова Ирина Николаевна

Место работы, должность:  МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда, учитель начальных классов

УМК: «Школа – 2100»

Учебник: Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебник, 4 класс, Светская этика, М. Баласс, 2012

Тема: Род и семья

Тип урока:  комбинированный урок

Цель: 

уточнение знаний детей о семье, семейных праздниках, правилах семейной этики;

развитие у детей чувства взаимопомощи, стремления совершать добрые дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье;

воспитание уважительного отношения к родителям, членам семьи, к близким людям.

Задачи:

Дать начальные представления о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

Показать образцы поведения членов семьи, разыгрывая жизненные ситуации,

Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные.

Ход урока

Организация урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Требования к результатам



- Всё у вас в порядке?


- Хочу пожелать всем удачу!

- Прозвенел и смолк звонок,

  Начинается урок!

Дети показывают и отвечают:

- Книжки, ручки и тетрадки!

- Вместе мы сможем решить любую     задачу!

Регулятивные

Коммуникативные



Актуализация опорных знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Требования к результатам

- Откройте учебник на с. 42, прочитайте тему урока.

- Чтобы определить проблему урока,  прочитаем диалог Оли и Игоря.

- Ответьте на вопросы после диалога.

Работают с содержанием учебника, определяют тему урока.

Читают по ролям диалог.



Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Регулятивные


Мотивация учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Требования к результатам

- Вспомним то, что уже знаем. Подберите синонимы к словам: ценности, духовность, добро, зло

- При затруднении можно обратиться к словарю в конце учебника.

- Что вы можете рассказать о своей семье, роде?

- Всё ли мы знаем о своей семье?

Дети подбирают синонимы.







Ученики рассказывают.

Познавательные







Личностные

Формулировка целей и задач урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Требования к результатам

- Определите задачи сегодняшнего урока.

Высказывают своё мнение

Регулятивные

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Требования к результатам

«Любая дорога начинается от крыльца дома, в котором ты живешь. И отправляясь в путь по неизведанным краям, спроси себя: а что  я знаю о своем доме? Что я могу рассказать о нем, чтобы другие полюбили край, который люблю я? Что я могу подарить человеку, чтобы он оставил мой подарок как память обо мне, о моем доме, о моем крае!..»

Древний мудрец Артташ.

- Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом к нашему уроку.

- Как появилась семья? Что было до появления семьи? Вспомните из Окружающего мира.

- Прочитайте 1-ый абзац текста на с. 43.

- Подберите цепочку слов, протяните единую связывающую нить от слова род. Найдите корень в словах.

- Прочитайте 2-ой абзац текста, сравните понятия род и  семья.



















Дети отвечают.



Ученики читают


Подбирают синонимы, выделяют корень.



Читают, высказывают суждения.

Познавательные



























Регулятивные

Закрепление нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Требования к результатам

- Какие пословицы о семье вы знаете?

- Предлагаю поработать в группах: 1-ая доказывает, что наш класс можно назвать семьёй, а 2-ая – наоборот, что наш класс – не семья.

Дети называют заранее заготовленные.


Работают в группах. Высказывают своё мнение.

Познавательные



Коммуникативные

- Каждая семья имеет свои традиции. А что это?

- Прочитайте текст на с. 44.

- Сейчас вы поработаете в группах и составите список наших классных традиций.

Дети объясняют, приводят примеры.


Чтение текста

Работают в группах

Регулятивные


Коммуникативные

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Требования к результатам

- Ребята, что самое главное  в жизни для каждого из нас?

- А что для вас значит это слово?

Это  близкие и родные люди.

 Это  те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

 Это те  люди  о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

 Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

- Чем богата каждая семья? 

Отвечают



Высказывают своё мнение.















Отвечают

Регулятивные

Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Требования к результатам

- Задание по выбору:

1. Создать герб семьи.

2. Составить родословное дерево.

3. Рассказать о традициях семьи

Выбирают и записывают задание

Личностные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный проект «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Слайд 2

Автор проекта: Кутенкова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района гор. Волгограда

Слайд 4

Вид проекта По доминирующей деятельности - информационный проект; По комплексности – межпредметный; По характеру контактов – внутришкольный; По продолжительности – среднесрочный (1 месяц).

Слайд 5

Цель проекта: Формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека; повышение интереса ребёнка к семье, её традициям; воспитание уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса; выяснение роли традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

Слайд 6

Задачи проекта Узнать 1) что такое семейные традиции; 2) какие традиции есть в моей семье; 3) как традиции влияют на взаимоотношения в семье.

Слайд 7

Гипотеза: мы предполагаем, что хорошие традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные люди.

Слайд 8

Методы исследования: наблюдение, опрос, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет.

Слайд 9

Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос : Что делает человека счастливым? Проблемные вопросы: Зачем человеку нужно знать свою родословную? Какую семью мы называем счастливой? Частные вопросы учебной темы: Что такое семья? Какие названия членов семьи вы знаете? Что мы называем семейными традициями? Какие традиции есть в твоей семье? Какие пословицы о семье вы узнали? Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?

Слайд 10

Этапы работы над проектом Подготовительный этап: - Планирование проекта. Знакомство с вводной презентацией учителя. Определение участниками своих интересов по теме проекта. Формирование групп для проведения исследований. Выбор темы исследования. Постановка целей, задач исследования. Обсуждение и формирование плана работы группы по теме исследования. Формирование "ролей" и распределение "обязанностей" в исследовательских группах. Основной этап: - Самостоятельная работа групп по выполнению заданий Поиск материала по теме исследования. Обработка материала в соответствии с поставленными целями и задачами. Подготовка учащимися информационных публикаций по учебным вопросам проекта. Подготовка учащимися презентаций о проделанной работе. Заключительный этап: - Итоги. Представление результатов работы в форме презентации. Анализ проделанной работы.

Слайд 11

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: - личностные: осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты); - метапредметные : совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете). - предметные: усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций; освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет; знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет Планируемые результаты:

Слайд 12

Презентация проекта Первичная защита - на уроке Светская этика в классе. Второе выступление – на классном родительском собрании. Лучшие работы будут представлены на лицейском конкурсе научно-исследовательских работ и творческих проектов.

Слайд 13

Партнёрство При разработке проекта привлекались родители в качестве консультантов.

Слайд 14

Литература Основы духовно-нравственной культуры народов России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва. Учебник. 4 класс. Светская этика. М.: Баласс 2012 Мастер-класс учителя начальной школы. Разработки уроков. Система работы с родителями. М.: Глобус. 2010 Интернет-ресурсы.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа учебного курса "Традиции и праздники"

Программа рассчитана на 32 часа. Возраст детей 6-8 лет. Формой подведения итогов является подготовка и проведение праздников....

«Организация учебной деятельности по изучению и сохранению фольклорных традиций»

Данный материал познакомит учителей-предметников  с использованием элементов фольклора на разных уроках....

Учебный проект "Семейные традиции"

Учебный проект "Семейные традиции" к уроку "Окружающий мир" 2 класс...

Духовные традиции русской семьи в учебном курсе ОРКСЭ

Духовные традиции русской семьи в учебном курсе" Основы религиозной культуры и светской этики" (эссе)...

учебный проект "Традиции, обряды и обычаи русского народа"

Проект проводится в рамках учебного предмета ОРКСЭЦели:·Формирование этической и экологической культуры школьников через приобщение учащихся к народным, природным праздникам прошлого.·Фо...