Духовные традиции русской семьи в учебном курсе ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

Циома Елена Николаевна

Духовные традиции русской семьи в учебном курсе" Основы религиозной культуры и светской этики" (эссе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия №540 Приморского района                                                                                                                                                                                  г.Санкт-Петербурга

                       

 Тема «Духовные традиции русской семьи» в преподавании учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

   

                      Подготовила работу Циома Елена Николаевна, учитель.

                                                            2018 г.

                     Духовные традиции русской семьи в учебном курсе

                                   

Государство начинается с семьи. Какова семья, такое и государство. Именно в семье пробуждаются дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь складываются основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья. «Мир управляется из детской…» Я бы продолжила - мир не только строится в детской, но и разрушается из нее.

Сегодня мы находимся в таком кризисе, что можем спастись лишь чудом. Но это чудо возможно лишь при возрождении духовности семьи, а духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на  которых держалась во все века русская семья.     В этом я убедилась при изучении литературных источников, где зафиксированы духовные традиции семьи: «Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало».  Но если в прежнее время эти ценности были незыблемыми правилами, составной частью души, совести, то теперь они для нас остаются недосягаемой мечтой, чем-то желанным, греющим душу.                              Изучая памятники литературы, поучения, жития, можно сделать вывод, что все положения, лежавшие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые ценились в детях, женах, отцах, являются и сегодня самыми ценными. Разве устареет когда-нибудь заповедь о почитании родителей? А разве не мечтают родители сохранить целомудрие своих детей до супружества? И кто из нас не мечтает, чтобы в старости не быть одиноким, а быть при детях и при внуках?

   В современном мире мы живем в обстановке, полной соблазнов. Члены семьи должны бороться не только за себя, но и за супругу, супруга, детей, внуков. И особенно эта борьба тяжела, если в семье нет единодушия.

Поэтому так важно, на мой взгляд, изучение в школе  духовных традиций русской семьи, где учащиеся могли бы подробно изучать произведения русской литературы, на конкретных примерах видеть роль каждого члена семьи, постигать такие категории духовной жизни, как «честь семьи», «непорочность семьи», понятия благородства и долга. Где показаны картины идеального быта – чистоты, порядка, бережливости и, вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения. Попытаться раскрыть особенности духовной жизни человека в семье на различных этапах жизни. У каждого члена семьи - своя роль. Главой  является,  конечно же, отец. Это моральная сила, высший «суд» в семье. В слове «папа» есть власть, послушание, ответственность. Особая роль у матери – в привитии детям духовности. Мама - это самый красивый и добрый человек в мире! Как никто другой, помогают в создании благоприятной обстановки в доме дедушка и бабушка. Это настоящие динозавры, добрые и доисторические. Бабушка пахнет ряженкой и хлебным мякишем. Дедушка – табаком. Оба они любят брать внука на руки и рассказывать о том, что видели они, и что внук может увидеть только внутренним зрением.                                                                                                Счастье, если у ребенка есть еще и прабабушка и прадедушка. Это  живые представители всей человеческой древности. Это люди из святого и недостижимого прошлого Видя их, ребенок подкожно воспринимает идею того, что мир очень древен, сложен, и что прабабушка и прадедушка – крайние звенья цепи, к которой ребенку посчастливилось прикоснуться. Такие темы в школьной программе как «Муж и Жена – одна Душа», «Святость Отцовства и Материнства», «Мудрость старости», «Моя родословная» были бы, на мой взгляд, очень полезны и интересны детям.                                                          

Большую роль играет чтение детьми вслух духовной литературы, где внимание учащихся заостряется на таких важнейших понятиях, как благородство и долг в семье, уважение к родителям, старикам.      «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности» - говорил А.С.Пушкин.                                                                                                Очень полезно детям вместе с родителями составлять родовое древо своей семьи, собирать старые фотографии, изучать семейные архивы. Ведь традиция составления родословных в России существует испокон веков. Она была развита на Руси как в дохристианский период, так и в нынешнем тысячелетии. В русской истории люди всегда относились с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. Ведь семья на Руси олицетворялась с Храмом Рода, малой Церковью, Духовным очагом.                                         Род – вот коренное слово, означающее: и дающий жизнь, и жизнь продолжающий.  А от этого корня рождаются светлые  слова – народ, Родина, родимый, родник – и несут светлое, доброе начало. Необходимо показать детям, что наш язык – духовное достояние и святыня русского народа, включающий сокрально – Божественные начала.

Очень важно вести разговор с учащимися о дружбе, влюбленности, раскрыть духовность истинного чувства – любви. Ведь семья начинается со слова «люблю…»  Но смысл его разный: «люблю – жалею», «люблю – боготворю», «люблю» - благоговею, «люблю – жертвую», «люблю – желаю, обещаю, клянусь в верности», «Люблю – значит более всего хочу тебе добра, хочу умножить все хорошее для тебя  и с тобою пережить полноту твоего счастья. 

Наша задача - показать детям  духовную сторону слова, учить понимать и чувствовать всю глубину и обаяние великого и могучего русского языка. А также научить верно относиться к слову как к великому Божьему дару. Уметь отличать слово, употребляемое во благо (светлое, созидающее) от слова, употребляемого во зло (темное, разрушающее). Необходимо дать детям и  православное понимание о браке, семье, об обрядах и традициях русского народа (сватовство, свадьба, венчание, рождение детей, крещение).                                        И, наконец, раскрывать истинность брака как победы каждого из двоих над своей самостью и гордыней. Ведь такой брак дает радость на всю жизнь, он преображает человека.

   Помочь открыть в душе ребенка главные источники его будущего счастья с помощью изучения основных ценностей  русской семьи в курсе «ОРКСЭ» - наша первостепенная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".

Проблемы,  рассматриваемые в статье  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.  Именно школа является основным  звеном...

Роль родителей и членов семьи обучающихся в рамках изучения учебного курса ОРКСЭ

Статья будет интересна родителям и педагогам 4 х классов...