«Организация учебной деятельности по изучению и сохранению фольклорных традиций»
методическая разработка (1 класс) по теме

Елена Васильевна Михайлова

Данный материал познакомит учителей-предметников  с использованием элементов фольклора на разных уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_uchebnoy_deyatelnosti.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация учебной  деятельности

по изучению и сохранению фольклорных традиций»

Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель - это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе . особенно очевидна в наше время, когда утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, исчезает интерес к учебе и живому слову. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений.

« А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - писал А.С.Пушкин. Это золото является ключом для построения учебного процесса.

Программа начальной школы предусматривает изучение УНТ на уроках литературного  чтения.

В 1 классе дети знакомятся с песенками, загадками, потешками, небылицами, сказкам.

Во втором классе работа усложняется, добавляются к ранее изученным жанрам, прибаутки, перевертыши, считалки, пословицы, сказки.

Продолжается работа по изучению фольклора и в 3, а в 4 классах ведущей  темой становятся былины, на изучение которых отводится лишь 9 часов.

Этого, согласитесь, мало, но ведь это основной материал, на котором и. строилась народная педагогика, которая гарантировала создание семьи и воспитание полноценных членов крестьянской общины. Сегодня мы возвращаемся к. народной педагогике, целенаправленно пропагандирующей освоение  культурных ценностей. Какие же это ценности? Что было важно для крестьянина?

Прежде всего, это — дом, большая, крепкая, дружная семья, которая совместными усилиями вырастит хлеб и обеспечит благополучие роду. Это рождает почтительное отношение к старшим, заботливое — к подрастающему поколению.

Что сегодня является реальным ориентиром человеческого поведения? Что применимо к начальной школе? Какие ценности наиболее актуальны сегодня?

Выделим самые важные:

  • Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно – нравственного начала,
  • Ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании,
  • Ценность родной земли, Родины,
  • Ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия,
  • Ценность здорового образа жизни.

Я стараюсь свою педагогическую деятельность, выстраивать так, чтобы основной запас ценностей к окончанию детьми начальной школы, был сформирован, в том числе и средствами фольклора.

Предлагаю познакомиться с использованием элементов фольклора на разных уроках.

Русский язык.

Произведения У.Н.Т. используются мною на многих этапах урока. Кроме этого я целенаправленно включаю фольклор во все виды работ:

• Словарная работа

  • Минутка чистописания.
  • Орфографическая пятиминутка,
  • Выборочный диктант,
  • Полный текстовой диктант,

Чаще всего идёт использование текстового материала фольклора.

Предлагаю рассмотреть работу с малыми жанрами фольклора на этапе всесторонней

проверки знаний, при приведении минутки чистописания на уроке по теме «Состав слова. Окончание».                .

Вначале урока дети проговаривают чистоговорку, выделяю повторяющийся -звук; определяют какой буквой обозначим этот звук на письме. Письмо этой буквы. Далее работа строится с поговоркой.

  • Прочитайте
  • Какая буква пропущена? Далее  запись поговорки с комментированием.
  • Какие слова в этой поговорке? Почему?
  • Что такое корень?
  • Выделите грамматическую основу.
  • Назовите словосочетание.
  • Каким членом предложения является слово ВОРОНЁНКА?
  • Дайте характеристику предложения.
  • Измените форму слова ВОРОНА. Что для этого надо сделать?
  • Прочитайте предложение, которое у нас получилось. Что увидели?
  • Что нужно сделать, чтобы слова в предложении были связаны по смыслу?
  • Прочитайте новое предложение. Получилось предложение?
  • Что мы сделали для того, чтобы получить предложение?
  • Зачем меняли окончание в словах?
  • Кто может сформулировать тему урока?

Работая с одной поговоркой мы,  вместе с детьми повторили несколько разделов русского языка: орфография, морфология, морфемика, синтаксис. А ещё поговорка помогла детям самостоятельно сформулировать тему урока, что тоже немаловажно.

Вот ещё один вариант использования фольклора. Орфографическая пятиминутка.

  • Прочитайте пословицу.
  • Объясните смысл
  • Назовите слово с непроверяемой безударной гласной. Что это за слово?
  • Назовите пропущенную букву в каждом слове, подбирая проверочное слово.
  • К каждому слову из этой пословицы подберите антоним.
  • А теперь подберите синоним?

Опять, работая с одной поговоркой, мы повторили орфографию, лексику.

Литературное чтение.

На каждом уроке литературного чтения мною предусмотрена дыхательная . и артикуляционная гимнастика. К каждой теме подобраны соответствующие содержанию текстов скороговорки и чистоговорки, которые позволяют не только, подготовить' дыхательный аппарат, но и способствуют подготовке к изучению нового материала.

Посмотрите, как строится работа с пословицами на примере произведения Л.Пантелеева «Честное слово»

  • Прочитайте пословицу. Объясните смысл.
  • Найдите и прочитайте такое место в рассказе, которое напоминает эту пословицу.
  • Прочитайте вторую пословицу. Объясните смысл.
  • Подумайте, можно ли её отнести к прочитанному рассказу. Обоснуйте свой ответ.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Подберите пословицу, отражающую главную мысль произведения. Если дети не могут вспомнить или подобрать пословицу самостоятельно, тогда учитель предлагает се варианты, из которых нужно выбрать правильные и обосновать.

  • Прочитайте пословицы. Объясните смысл. Какая из них содержит главную мысль? Математика:

Жанр У.Н.Т. определяет форму проведения урока математики:

  • урок - сказка,
  • урок - загадка,
  • урок - считалка,
  • урок - перевертыш.

Сюжетная линия сказки помогает раскрыть тему урока,

Осуществляется решение задач на фольклорном материале.

Вот вариант использования пословицы на уроке математики.

-  Сегодня девиз нашего урока: «Один за всех, и все за одного». Как понимаете смысл этой пословицы?

  • Какое число встретилось в пословице?
  • Назовите число, в котором количество ед. и количество десятков  равно 1.  Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.
  • Увеличьте его на 2 единицы.
  • Увеличьте в 2 раза.
  • Уменьшить на 1 десяток.

Превратите это число в другое, чтобы количество десятков было больше, чем количество ед.

  • А теперь, чтобы количество десятков  было меньше, количество ед. (такого числа не)
  • Какое число лишнее? Почему?
  • Какие числа называются чётными? Нечётными?

- Какое число может быть лишним? Почему?

  • Какие числа называются однозначными? Двузначными?

- Обратите внимание на числовое выражение. Какого вида задачи можно составить поданному выражению?

На уроках окружающего мира дети знакомятся с народными приметами, праздниками, самостоятельно подбирают этот материал и делятся с одноклассниками, при проведении минутки календаря. Такая работа учит самостоятельности, расширяет кругозор, приобщает к национальной культуре.

Сегодня, 1 ноября.

  • А знаете ли вы, как в народе назывался ноябрь?
  • А знаете ли вы, какой сегодня день по народному календарю?
  • Какие приметы связаны с этим днём? А люди старшего поколения смогли бы ответить на этот вопрос. И учитель должен это знать.

Труд, изобразительное искусство:

В связи со своей специфичностью эти учебные дисциплины помогают проводить:

  • интегрированные уроки,
  • фольклорные праздники.
  • фольклорные экспедиции

Конечно, работая учителем в современной школе, мы строим свою работу не только на использовании фольклора. Наш педагогический опыт позволяет выбирать из многих методик лучшее, необходимое на данный момент для данного класса и даже ребёнка. Но именно произведениям устного народного творчества мы говорим спасибо за то, что они помогают воспитать гражданина, знающего свои корни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение народных традиций как средство воспитания патриотизма и толерантности.

В современном российском обществе частично утрачены народные традиции - связь поколений, присущая каждой народной культуре. Особенно заметна эта проблема в крупных мегаполисах. Средства массовой инфор...

Русские народные игры, как основа сохранения русских традиций

Игра – это уникальнейшее явление человеческого бытия. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является ведущей формой деятельности ребенка до определенного возраста. В играх фо...

«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»

laquo;Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»...

Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций

Приобщение детей к родному языку, на знание и сохранение традиций и обычаев своего народа....

Педагогические приемы по сохранению народных традиций в детском коллективе

Формирование общечеловеческих   ценностей, возрождение забытых национальных обычаев,  ознакомление с национальной культурой....