Открытый урок по программе "Мир вокруг нас" в 1 классе
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

Саутина Вера Алексеевна

 

Урока окружающего мира в 1-м классе по программе А.Плешакова "Мир вокруг нас".  Тема: «Когда жили динозавры?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Бережковская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе А.Плешакова "Мир вокруг нас"

Тема: «Когда жили динозавры?»

Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе А.Плешакова "Мир вокруг нас"

 

Тема: «Когда жили динозавры?»

Цели:

формировать представления о далеком прошлом;

познакомить учащихся с представителями животного мира прошлого - динозаврами, их многообразием, условиями обитания;

расширить знания детей о профессиях;

развивать кругозор, речь, мышление;

воспитывать интерес к природоведению, как науке.

Оборудование:

сигнальные карточки;

цветик - семицветик;

кроссворд;

изображения динозавров;

карточки с надписями: 200-65 млн. лет назад, тираннозавр, компсогнаты, палеонтологи;

пластилин у каждого ученика;

книга «Невиданные животные» (Москва «Малыш» 1987);

книга «Животные» из серии «Всё обо всём» (Москва «АСТ» 2000);

раздаточный материал для аппликации, клей, ножницы;

образец аппликации.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

(Игра «Светофор». Дети показывают красный цвет, если заметили ошибку.)

- Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и, если заметите ошибку, покажите красный сигнал карточки.

На севере.

Один из холодных районов земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасает густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

В жарких районах.

На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

III. Введение в новую тему.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд.

(На боковой магнитной доске кроссворд. Ленты с пустыми клетками прикрывают уже написанные под ними слова. Слово «ДИНОЗАВР», которое после разгадывания кроссворда читается по горизонтали, выделено красным цветом).

В какую птицу превратился гадкий утенок? (лебедь)

Самая маленькая птица? (колибри)

Птица, обитающая на Южном полюсе? (пингвин)

Птица, изображенная на гербе России. (орел)

В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухли на яблоне почки,

Он ежится, зябнет на ветке росистой,

На песни он просто певец голосистый:

На яблоньке звонко поет, не смолкая,

Встречая зарю долгожданную мая. (зяблик)

Самая большая птица в мире? (страус)

Самый лучший певец русского леса? (соловей)

Птица, развивающая самую большую скорость? (стриж)

IV. Работа над новой темой.

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Нам предстоит путешествовать в далекое прошлое. Перенестись туда нам поможет цветик - семицветик (Дети закрывают глаза и произносят слова: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь по-нашему вели». Далее продолжает учитель: «Вели, чтобы мы оказались там, где жили динозавры».)

(открыть центральную доску с изображением разных видов динозавров и темы урока)

Тема. Когда жили динозавры?

- Как вы думаете, на сколько лет назад мы с вами переместились? (ответы детей)

- Динозавры обитали от 200 до 65 млн. лет назад (на боковую доску вывешивается надпись 200 -65 млн. лет назад)

- Детеныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок на земле. Обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров. Но не все они жили в одно время.

- Как вы думаете, какими они были? (размер)

- О некоторых видах динозавров я вам покажу презентацию.

Птеродактили – были летучими динозаврами. У них был короткий хвост, многие из них не имели зубов. Эти динозавры питались рыбой. Размах крыльев достигал восьми метров, а вес тридцати килограммов. Птеродактили жили примерно 120 миллионов лет тому назад.

Бронтозавр – от носа до кончика хвоста насчитывал 30 метров. Жили они в болотах, а на сушу выбирались для того, чтобы поесть листьев, а также отложить яйца. Мозг у них был меньше куриного яйца. Это были медлительные животные. Единственной защитой у них был хвост, ударом которого они могли сбить с ног нападавшего хищника. У бронтозавра была очень маленькая голова. Ноздри располагались у них на макушках, чтобы они могли дышать, когда всё их тело находилось под водой. Бронтозавры жили то двухсот до шестидесяти пяти миллионов лет назад.

Зауролоф – самый крупный из утконосых динозавров. Они достигали до 9 метров высоты. Питались водными растениями. Вели полуводный образ жизни. На передних лапах у них были плавательные перепонки. На голове у Зауролофа был гребень, который достигал двух метров. Утконосые динозавры жили от ста до семидесяти миллионов лет назад.

- Кто запомнил, чем питались динозавры? (ответы)

- Действительно, некоторые динозавры питались растениями, другие же – предпочитали мясо.

- Откройте учебники на с.14. Вы видите, как на бронтозавра напал самый свирепый хищник – ТИРАННОЗАВР (карточку с названием вывесить на боковую доску). Весил он больше 8 тонн, а в длину достигал почти 15 метров. Большинство хищных динозавров передвигались на задних лапах, умели быстро бегать, преследуя добычу. Передние лапы у них были короткими.

А самыми маленькими динозаврами были КОМПСОГНАТЫ (карточку вывесить) - они на рисунке снизу. Длина их тела равнялась примерно 60 см, т.е. они были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели очень быстро бегать.

V. Первичное закрепление.

- Итак, мы с вами выяснили на какие две группы по типу питания можно разделить динозавров? (хищники и травоядные)

- На с. 15 нарисованы головы двух динозавров. Как вы думаете, какой из них был хищником, а какой питался растениями? (у хищника длинные острые зубы, а у травоядного мелкие зубы)

Физкультминутка:

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носки, Затем на пятки.

Лень отбросить и опять –

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

VI. Практическая работа 1.

- У вас на столах есть раздаточный материал для аппликации.

Учитель вывешивает на доску аппликацию «Динозавр».

— Из каких геометрических фигур выполнены животные?

- Сделайте такого весёлого динозаврика для себя.

- Муравьишка, которого мы прозвали Вопросик, тоже нарисовал динозавра. На с.15 вы можете его увидеть.

- Как вы думаете, могло ли такое быть на самом деле? (ответы детей)

-Во времена динозавров на Земле еще не было людей. Первобытные люди появились чуть больше 1 млн. лет назад, когда все динозавры уже вымерли. Ни один человек никогда не видел живого динозавра!

- Откуда же люди тогда знают, какими они были? (ответы детей).

- Помогают нам узнать о динозаврах ученые-ПАЛЕОНТОЛОГИ (вывесить карточку). Они осторожно откапывают кости, соединяют их. Посмотрите на зуб в руке человека (с. 15). Этот зуб – важная находка ученых. По нему можно судить о том, какими огромными были некоторые динозавры.

-Кому принадлежит этот зуб: травоядному или хищнику?

-Прочитайте, что вам спешит сообщить Мудрая Черепаха.

VII. Практическая работа 2.

- А теперь попробуйте собрать из частей мозайку – динозавров.

- Работа в печатной тетради на с. 33 №2

- Нарисуйте динозавров по штрихам и раскрась их.

- Около 65 млн. лет назад все динозавры вымерли. Почему это произошло, ученые точно не знают, но предполагают: в эпоху динозавров климат был теплым на протяжении всего года. Затем на Земле стало прохладнее, особенно зимой. Динозавры нуждались в тепле, а солнечного тепла, чтобы согреться, им не хватало, и многие погибли, затем погибли все. Сейчас динозавры для нас – это далекое прошлое.

VIII. Итог урока.

Что нового и интересного вы узнали о динозаврах?

Когда жили динозавры?

Названия каких динозавров вы запомнили?

С представителями других видов динозавров вы можете познакомиться, просмотрев книгу «Невиданные животные» и книгу «Животные» из серии «Всё обо всём».

- Послушайте детское стихотворение про динозавра.

Динозавр

Динозавр – это ящер огромный
Жил когда-то, но мы его помним.
Динозавра давно уже нет –
По костям его создан скелет.
Шея длиннее жирафовой шеи –
С деревьев листву доставать ей умеет.
Бродили мы в парке среди динозавров
Туда непременно пойдём ещё завтра.
Динозавр разместился в дом полностью чтоб,
Надо строить ему дом с большой небоскрёб.
Очень жаль, динозавр не дожил до меня –
Я завёл бы себе его вместо коня!
Очень жаль, динозавр до меня не дожил –
Он бы дом вместо пса у меня сторожил.
Динозавр высок, но опасны высоты –
Вместо мух у него мельтешат самолёты.
Динозавру работать пожарником нужно –
Он без лестниц любого спасёт потому что.
Появляется мель.
Что случилось с рекой? –
Динозавры устроили здесь водопой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"

Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Открытый урок "Всюду музыка живет"1 класс.3 четверть-итоговый урок.

Урок-путешествие, игра. Работа групповая и индивидуальная.Цели :  обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных  учащимися  на уроках в третьей  четверти.Задачи:...

Открытый урок английского языка во 2 классе .Тема урока: “We can speak English well.”

План-конспект    урока  английского языка во 2 классе...

Открытый урок по математике в 1 классе "Геометрия вокруг нас"

Урок в увлекательной форме содержит материал по геометрии, доступный для изучения в 1 классе....


 

Комментарии

Байкова Вера Андреевна

Спасибо.