Главные вкладки

    Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Коваленко Людмила Алексеевна

    Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Предмет

    Окружающий мир

    Класс

    1

    Тема урока

    Как животные весну встречают

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    формировать представление детей о разнообразии животного  мира, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных;

    Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

    Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности

    Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые.

    формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных;

    Решаемые учебные проблемы

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    Потепление, проталины, гипотеза.

    Вид используемых на уроке средств ИКТ

     мультимедийное оборудование, презентация

    Образовательные интернет-ресурсы

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    1. ЭТАП 1.Мотивация к учебной деятельности

    Основные задачи учителя. Сближение детей для дальнейшей работы

    Регулятивные УУД:
    Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

    Деятельность учителя

    Я дрозд, ты дрозд
    Мой нос, твой нос
    Мои ушки, твои ушки
    Мои волосы, твои волосы,
    Мои коленочки, твои коленочки,
    Я –друг, ты-друг,
    Мы друзья и любим друг друга.

    Деятельность учащихся

    Взаимодействие детей друг с другом

    2. ЭТАП  2.Актуализация знаний(8 мин)

    Задачи: закреплять знания о растениях первоцветах и об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны .
    Отрабатываю такие УУД:
    Регулятивные УУД
    :обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, создание ситуации успеха, доверия.
    Коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
    Познаватльные:Выполнять логические операции сравнение, анализ, синтез.
    Личностные:Высказывание предположений,принятие точки зрения другого.

    Деятельность учителя

    - А у нас сегодня гости. Кто это? Это Маша и Миша.
    - Вспомните, что нового они узнали вместе с вами на прошлом уроке?
    ( Какие растения весной цвести торопятся)(СЛАЙД2)
    А вот это мы сейчас и проверим с помощью кроссворда:(Зрительная память)
    1) Красивое раннецветуЗакреплять знания о растениях первоцветах и об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны .щее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими на трилистник. (Печёночница)
    2) Раннецветущий кустарник, плоды которого вы все так любите щелкать. (Орешник)
    3) На её ветвях ранней весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает быстро краснеть. (Ива)
    4) Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Её цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки. (Хохлатка)
    5) Один из ранних цветов в наших лесах, часто его называют подснежником – ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница)
    6) Раннецветущее растение, цветки которого бывают разного цвета: розового, синего, фиолетового. (Медуница)
    7) Раннецветущее травянистое растение с цветками жёлтого цвета, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя – тёплая и нежная. (Мать – и – мачеха)
    Кроссворд с описанием первоцветов
    - Какое общее название есть у всех этих растений? (Первоцветы)
    - Почему их назвали первоцветами? (Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которой заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж тепло – около нуля градусов (эта та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промёрзла. А если и промёрзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.)
    !!!-Ребята, а кто из вас хотел бы сорвать весенний букетик?
    Работа с картинами.- Рассмотрите внимательно 2 рисунка. Они одинаковы? (Нет.)
    - А в чем разница? (На одном рисунке изображена зима, а на другом – весна)
    - Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. Стало теплее. Тает снег и лёд.)
    - А что изменилось в живой природе с приходом весны? (На ветвях нет снега, изменился цвет коры, Животные поменяли окраску шерсти, птицы возвращаются с юга).

    Деятельность учащихся

    -  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.




    Отвечают на вопросы кроссворда

























































    Работа по картинкам

    3. ЭТАП 3. Выявление места и причины затруднения. (5-7 мин)
    Задача: Мотивировать учащихся на изучение темы.
    Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с постановленной задачей,
    Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы,  умение осознанно и произвольно строить высказывания.

     Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество.


    Деятельность учителя

    - Молодцы, ребята, а теперь прослушав небольшое стихотворение, скажите, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке
    Весело аукнула
    Из лесу весна,
    Ей медведь откликнулся
    Проурчав со сна.
    Поскакали зайки к ней,
    Прилетел к ней грач;
    Покатился ёжик вслед,
    Как колючий мяч.
    Всполошилась белочка,
    Глянув из дупла, -
    Дождалась пушистая
    Света и тепла!
    Гордо приосанился
    Посветлевший бор;
    На ветвях коричневых
    Грянул птичий хор. Л.Аграчёва
    - О чём это стихотворение? ( это стихотворение о весне)
    - О каких животных рассказывает автор? (медведе, зайце, еже, граче, белочке, птицах) Кратковременная речевая память
    Формулирование проблемы.
    - Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить? (Как животные весну встречают) (СЛАЙД3)

    -Выскажите свои предположения «Как животные весну встречают?» (ответы детей)

    Деятельность учащихся

    Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий

    4. ЭТАП 4. Построение проекта выхода из затруднения. (2 мин)

    Задачи: Организовать построение проекта выхода из затруднения

    Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи,

    планирование, прогнозирование.

    Познавательные УУД:

    общеучебные: знаково-символические – моделирование;

    выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.


    Деятельность учителя

    Что нужно узнать, чтобы найти решение этой проблемы? ( как встречают весну насекомые, птицы, медведи…)-
    -Вы уже много знаете по проблеме, а вам хотелось бы ещё больше знать?
    – А где и как мы будем добывать знания? ( будем работать с книгой, слушать учителя ,высказывать свои мнения, работать в парах и группах)

    - Молодцы, но мы сегодня с вами не только узнаем как животные весну встречают, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.

    Физминутка: по методике В.Ф.Базарного (сенсорный круг)
    Микроцель:
    Создать « антистрессовую» ситуацию,научить способам релаксации.
    Формирование УУД:познавательные выполнение действий по предложенному условию.

    Деятельность учащихся

    1) Учащиеся ставят цель (Что нужно узнать, чтобы найти решение этой проблемы)





    2) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. ( будем работать с книгой, слушать учителя ,высказывать свои мнения, работать в парах и группах)








    3) релаксация

    5 ЭТАП"Открытие" нового знании. (10-15 мин).(Реализация построенного проекта)

    Основные задачи учителя: Познакомить и расширить знания детей о жизни животных весной, показать связи живой и неживой природы, прививать любовь к природе, животным.

    УУД:

     Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи , выполнение логических операций, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
    Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать своё мнение, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
    Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием( что я знаю и умею)

    Деятельность учителя

    - Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? (стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды)
    - И так первый признак весны - какой? (потепление.)
    Потепление
    - Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины)
    Дайте определение слову ПРОТАЛИНА.
    Потепление – проталины (СЛАЙД4)
    - Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные). Долговременная память
    - Все так думают? Может у кого-то есть другое мнение? Давайте проверим наши предположения.
    Работа с учебником.
    (СЛАЙД5)На стр. 50, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолетика , и глазами Маши и Миши.
    - Что мы можем увидеть с вертолета? (лес, деревья, пашни)
    - Какой цвет преобладает? (Зеленый, яркий, цвет весны)
    -А что видят Маша и Миша? (…………….перечисляем)
    -Наши предположения подтвердились?
    - А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? Выслушиваются мнения детей.
    - Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.
    Потепление – проталины - насекомые

    - Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв) (СЛАЙД 6)
    Где они зимовали и что они сейчас делают?
    ( бабочки зимовали в стволах деревьев, пнях; божьи коровки в листве …)
    - А как вы думаете бабочки улетают на зиму в тёплые края?( Предположения)
    - Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.
    Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь.
    Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт.
    Такие перелёты совершает бабочка репейница (СЛАЙД7)
    Вывод: как насекомые встречают весну?
    - Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, - проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать?
    - Почему? (Птицы питаются насекомыми).
    Потепление – проталины – насекомые - птицы
    - Какую птицу называют предвестником весны?
    - А как вы думаете, все птицы прилетают сразу? (Нет) (Да)-разные мнения
    -Чем можно объяснить, что не все птицы прилетают в одно время?
    - Конечно, открывают весну грачи.(слайд 8,9) Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также истребляют на полях и лугах полёвок. Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу. Любопытно, что весной все грачи белоносые.
    -А почему грачи белоносые?
    Вслед за грачами прилетают скворцы.(слайд 10) Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых.
    Вслед за скворцами прилетают жаворонки. Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы - стрижи, кукушки, ласточки,иволги (слайд 11,12,13,14,15) Позднее когда растают водоёмы прилетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди, чайки, пеликаны.(слайд16)
    -Какие птицы прилетают в наши края? (грач, скворец, кукушка, ласточка, лебедь, пеликан, чайка, утка, гусь)
    Физ.минутка: в наш край летят птицы( показываем движения),гордо вытянув изящную шею летят лебеди, посмотрим как мы высоко летим, вытянули спинку, наклоняемся в одну, другую сторону, взмахи плавные, красивые, а птицы разве молча летят?
    Работа в группах.
    1,3 группа: - А что станет если птицы исчезнут?
    2,4 группа: - А что будет если птицы перестанут петь?
    Вывод: Как мы должны относиться к птицам?

    Деятельность учащихся

    Обсуждают в группах варианты ответов. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

    Выводы о полноте и правильности

    6  ЭТАП 6. Первичное закрепление учебного материала(10-15 мин.)
    Задача:
    Применение новых знаний в разных учебных ситуациях.

    Организовать усвоение детьми  новых знаний с их проговариванием во внешней речи
     УУД:
    Познавательные
    : использовать знаково-символические средства(модели) для решения учебных задач.
    Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, способность к самооценке.
    Регулятивные: управлять своей деятельностью, контроль, коррекция, инициативность, самостоятельность.
    Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению.

    Деятельность учителя

    -Работа по книге стр.51(в парах) договоритесь кто будет читать вопрос, а кто отвечать.
    Вторичное закрепление
    А сейчас отгадайте загадку:
    - Без рук, без топорёнка
    Построена избенка. (гнездо)
    Все птицы разные и гнёзда у них разные. Откройте тетради на стр.34, задание 24.
    - Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом.
    Посмотрите на доску и сверьте свои ответы.(слайд 17)
    - Почему для кукушки гнездо не нарисовано? (эта птица гнёзд не вьёт)

    Деятельность учащихся

    работа  в парах по книге с. 51, по тетради с. 34 задание 24

    7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

    Основные задачи учителя:

     Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    Учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли,


    Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

    Деятельность учителя

    -Чьи версии подтвердились ?
    Ребята, мы рассмотрели не все предположения, но на следующем уроке мы продолжим работать над этой проблемой.
    - Что узнали нового сегодня на уроке?
    Кто на уроке работал как Маша самостоятельно без помощи учителя, ребят подарите шарик Маше. Кто работал как Миша, при помощи детей и учителя подарите шарик Мише (на доске картинки героев учебников Маши и Миши)

    Деятельность учащихся

    Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

    Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по ФГОС по УМК " Перспективная начальная школа" Окружающий мир 1 класс "Как животные весну встречают"

    Конспект урока по ФГОС  по предмету " окружающий  мир" в 1 классе  УМК "Перспективная начальная школа"...

    презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"

    Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....

    Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

                Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

    Урок окружающего мира по УМК "ПНШ" в 1классе "Как животные весну встречают"

     Конспект урока окружающего мира с презетацией по теме "Как животные весну встречают"в 1классе по УМК "ПНШ". Урок ОНЗ (открытия новых знаний).Цель: познакомить учащихся с изменениями в жи...

    Окружающий мир 1 класс. "Как животные весну встречают"

    Материал содержит конспект урока и презентацию.Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа". Использованы картины весны и фотографии птиц, зверей и насекомых, а также растений (первоцв...

    Конспект урока по окружающему миру Тема: «Как животные весну встречают»

    Предмет: Окружающий мирКласс: 1 «г»Тема: «Как животные весну встречают»Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.Планируемые результаты: Предметные: ·...

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Как животные весну встречают»

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...