Урок окружающего мира по УМК "ПНШ" в 1классе "Как животные весну встречают"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

 

 Конспект урока окружающего мира с презетацией по теме "Как животные весну встречают"в 1классе по УМК "ПНШ". Урок ОНЗ (открытия новых знаний).Цель: познакомить учащихся с изменениями в жизни животных с приходом весны,   показать связь этих изменений с неживой природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1_klass.zip2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Косинская ООШ»

Конспект урока

«Как животные весну встречают»

Автор-составитель:

Баляева В.Г., учитель

начальных классов

МБОУ «Косинская ООШ»

Г. Юрьев-Польский 2013г.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

УМК: Перспективная начальная школа

Тип урока: ОНЗ (открытия новых знаний)

Цель: познакомить учащихся с изменениями в жизни животных с приходом весны,   показать связь этих изменений с неживой природой

Целевые установки на достижение результатов:

Предметные УУД:

-формировать представление детей о разнообразии животного  мира;

-расширить знания детей о зверях и насекомых;

-закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных;

Личностные УУД:

- расширить знания детей о зверях и насекомых;  

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- воспитывать умение работать в группе и самостоятельно

Познавательные УУД:

- развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им;

- формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  Основные понятия: потепление, проталина

Ресурсы: 1) основные: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир», О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов   учебник-хрестоматия ,тетради   для самостоятельной работы, карточки для самостоятельной работы, карточки с записью основных понятий, аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, голоса птиц, маски животных для сценки; презентация к уроку.  мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия окружающий мир 1 класс» (часть 2, урок 10), компьютер, ноутбук, проектор, экран; 2)  дополнительные:  еженедельник (для самооценки); алгоритм самооценки, цветные кружки для каждого ученика.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

  1. Организационный момент (1мин)

 Задача: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе

 Добрый день и добрый час,

Мы начнём урок сейчас.

Тихо дети сели,

Тишине открыли двери,

На уроке пусть сидит,

Будет шумно – улетит!

Ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь она нам пригодиться!

 Задача: психологически подготовиться к восприятию нового учебного материала.

Взаимодействие детей друг с другом

Регулятивные УУД:
эмоционально-положительный настрой на урок

  1. Мотивация деятельности учащихся(1мин)

Задача: сближение детей для дальнейшей работы

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

 Качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Задача: психологически настроиться к восприятию учебного материала

Слушают, настраиваются на работу

Регулятивные УУД:
создание ситуации успеха, доверия.

  1. Актуализация знаний(7-8 мин)

Задача: закреплять знания о растениях первоцветах и об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны.

-Ребята сегодня мы совершим с вами волшебное путешествие на весеннюю лесную полянку. ( Слайд 1)

- А кого мы там можем встретить? (Ответы детей. )

-Давайте закроем глаза и послушаем музыку, которая перенесёт нас на полянку.

 (Звучит музыка П. И.Чайковского «Времена года. Март»)

Если речка голубая просыпается от сна,

И бежит в полях, сверкая,

 Значит, к нам пришла… (весна)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,

Значит, к нам пришла… (весна)

Если солнце разрумянит

Наши щёчки докрасна,

Нам ещё приятней станет,

Значит, к нам пришла… (весна)

 -Назовите весенние месяцы.

 -Какой месяц сейчас наступил?

-Расположите картинки в правильном порядке (КИМ задание 10)

-А с чем мы ждём весну? (С теплом, с солнышком, с травкой зелёной, с песнями птичьими, с цветочками душистыми.)

- Дополните весеннюю картинку (КИМ

задание 8)

-Какие раннецветущие растения вы знаете?

-Как они называются?

-Покажите цветы, которые не растут в весеннем лесу (КИМ задание 9)  

-Ребята, а кто из вас хотел бы сорвать весенний букетик?

-Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов.  

  - Ребята, а кто из вас хотел бы сорвать весенний букетик? (Нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в  Красную книгу)

 

                                               

Задача: выполнять логические операции сравнение, анализ, синтез.

Предположения детей

Дети рассматривают иллюстрацию. На фоне музыки слушают загадки о весне, дополняют высказывания

Называют месяцы по порядку

Ученик расставляет картинки в правильном порядке, остальные проверяют

 

Ученик переносит недостающие детали из нижней части экрана, остальные проверяют

Перечисляют знакомые первоцветы

 Ученик выбирает цветы, которые не растут в весеннем лесу, остальные проверяют

Дети решают экологическую проблему

 

Ученик: А я знаю стихотворение.

 

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

 Если все: и я, и ты,

 Если мы сорвём цветы –

 Опустеют все поляны

  И не будет красоты.

Регулятивные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, создание ситуации успеха, доверия.
КоммуникативныеУУД: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
ПознавательныеУУД: выполнять логические операции сравнение, анализ, синтез.
ЛичностныеУУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.

  1. Выявление места и причины затруднения

(2-3 мин)

Задача: мотивировать учащихся на изучение темы.

-Ребята, пришла телеграмма от Маши и Миши. (Слайд 2)

«Дорогие первоклассники!  Мы приглашаем вас на экскурсию  в природу. Здесь так много интересного»

Хотите совершить волшебное путешествие на весеннюю лесную полянку?

- Тогда садимся в наш вертолет и отправляемся в полет (Слайд 3)

- Итак,  мы отправляемся на вертолете вместе с Машей и  Мишей в путешествие.  

- А кого мы там можем встретить?

- Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить?

-Кто может назвать тему нашего урока?( Слайд 4)

(Как животные весну встречают)

Задача: умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Читают телеграмму вслух

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с постановленной задачей,
Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы,  умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин)

Задача: создать условия для определения учащимися темы и цели урока.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели?

-Что мы будем делать для достижения этой цели? 

-А где мы будем добывать знания?(Будем работать с книгой, слушать учителя, высказывать свои мнения, работать в парах и группах)

-Молодцы, но мы сегодня с вами не только узнаем как животные весну встречают, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.

Задача:

учиться самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока.

1) Учащиеся ставят цель (Что нужно узнать, чтобы найти решение этой проблемы)

2) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

( Будем работать с книгой, слушать учителя ,высказывать свои мнения, работать в парах и группах)

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме


6. Физминутка

(2 мин)

Задача:   создать условия для   эмоциональной    разгрузки учащихся 

Музыкальная  физминутка «На зарядку»


Задача: физически и   эмоционально отдохнуть на уроке.

7.    Реализация построенного проекта ( 10-12 мин)

Задача: через совместную деятельность познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявляя связи между животными

- Ребята, а что же происходит с приходом весны в природе?

- Давайте послушаем разговоры лесных жителей.

 

- Ребята, на что вы обратили внимание? (Все ответили по-разному. Получилось много мнений.)

- Возникает вопрос: Кто же прав? Какое основное, главное изменение в природе весной? Как вы думаете?

- Давайте рассуждать. Ответьте мне на вопрос  почему?

-Почему прилетают птицы? (Стало теплее, появляется корм).

- Почему просыпаются звери? ( Стало теплее, можно найти еду).

- Почему распускается первый весенний цветок – подснежник? (Стало теплее).

- Значит, какое изменение в природе весной самое главное?

 «Потепление»(Слайд 5)

-Сделайте вывод: кто же из животных прав? (Прав волк).
- Итак первый признак весны - какой?  Потепление (Выставляю карточку)
- Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины)
Дайте определение слову ПРОТАЛИНА. (СЛАЙД   6)        

Словарь Ожегова

   Проталины – место, где стаял  открылась земля.

(Слайд7)
Потепление – проталины ( Выставляю карточку)
- Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (Оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные).  

- Все так думают? Может у кого-то есть другое мнение? Давайте проверим наши предположения.
Работа с учебником.
На стр. 50, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолетика и глазами Маши и Миши.
- Что мы можем увидеть с вертолета?

(Слайд 8)

(Лес, деревья, пашни)
- Какой цвет преобладает? (Зеленый, яркий, цвет  весны)
-А что видят Маша и Миша? (…………….перечисляем)
-Наши предположения подтвердились?
- А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка?

- Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.
Потепление – проталины – насекомые

 Выставляю карточку  (Слайд9)

- Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв) (СЛАЙД  10)  

-Где они зимовали и что они сейчас делают?
(Как только прогреется земля, из зимних укрытий выходят жуки, мухи, комары, муравьи и другие насекомые).

Отгадайте загадки: (Слайд 11)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты. а летят,

Не змеи, а жалят.  

-Пчёлы – это насекомые-опылители

Душистый запах цветущих растений

привлекает пчёл (Слайд12)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

  (Слайд 13)

Как ты поступишь, если встретишь в лесу

муравейник ? (Слайд 14)

Муравьи – это лесные пожарные. Не тревожь их!

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Слайд 15)
- А как вы думаете бабочки улетают на зиму в тёплые края?

Рубрика   «Это интересно»( Слайд 16)

- А вы знаете, что некоторые бабочки улетают на зиму в теплые края?

Об этом вы узнаете, прочитав   рассказ «Вот это да!»  на станице 51.  
- Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.
Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь.
Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт.
Такие перелёты совершает бабочка репейница (СЛАЙД  17)
Вывод: как насекомые встречают весну?

- Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке.

 -Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, появились проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать?
- Почему? (Птицы питаются насекомыми).

 А как встречают весну птицы? (Слайд 18)

Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан.

Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Давайте послушаем пение птицы, которая прилетает первой.

        ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА (пение грача)

- Кто узнал голос этой птицы? (Грач)

- Его называют вестником весны.  В народе говорят:

СЛАЙД ( 19)          «Увидел грача – весну встречай»

Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу.

- Грачам достаточно проталины, чтобы разыскать себе корм – выкопать из земли личинок.

Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также истребляют на полях и лугах полёвок.

Вслед за грачами прилетают (Слайд 20)…скворцы.

  Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых.
Вслед за скворцами прилетают (Слайд21)…жаворонки.

 Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы   стрижи, кукушки, ( Слайд 22)… ласточки  

Задача: познакомиться с изменениями в жизни насекомых,   птиц, зверей весной.

Дети показывают сценку

Заяц. Распускается первый весенний цветок – подснежник.                                                      

Волк. Стало теплее.

 Лиса. Просыпаются звери от зимней спячки.

Медведь(утверждающе). Самое главное – прилетают перелётные птицы.                                                                  

Ответы детей

Обсуждают в группах варианты ответов. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Выводы о полноте и правильности

Высказывания детей

Ученик читает определение

Формулируют своё мнение

Предположения детей, высказывания

Дети работают по учебнику

Дети перечисляют, что они видят

Оценивают  уровень владения   учебным действием( что я знаю и умею)

Под руководством  учителя выявляют место затруднения

Предположения детей

Дети отгадывают загадки и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Совместное решение проблемы

Дети высказывают свои мнения, предположения

Находят материал в хрестоматии и самостоятельно читают   делая в нем пометки:

«V»- уже знал

«+»-новое

«-»думал иначе

«?»-не понял, есть вопросы

Дети пытаются сделать вывод самостоятельно

Выделяют  то, что уже усвоено

Проявляют познавательную инициативу

Дети слушают фонограмму

Называют самостоятельно птиц, отгадывая загадки со слайда

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи , выполнение логических операций, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, формулировать своё мнение, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием( что я знаю и умею)

  1. Физминутка (1-2 мин)

 Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (
присели)
Разместились в гнёздышке, (
показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (
встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (
погладить себя по рукам)
Головой вертят, (
повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (
руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (
хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (
летают)
И опять все в гнёзда сели. (
присели)


 

Дети выполняют движения в соответствии со словами

  1. Первичное закрепление учебного материала(5-6 мин.)

Задача: углубить уровень осмысления изученного материала, глубины его понимания

 

А сейчас отгадайте загадку:( Слайд23)

- Без рук, без топорёнка
Построена избенка.

Все птицы разные и гнёзда у них разные.

( Слайд 24)

-Откройте тетради на стр.34, задание 24.
- Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом.

-Для какой птицы гнезда не оказалось?

- Посмотрите на доску и сверьте свои ответы.

 С помощью «волшебной линеечки»  оцените свою работу.

- Почему для кукушки гнездо не нарисовано? (Эта птица гнёзд не вьёт)

Задача: осмыслить изученный материал через выполнение заданий

Отгадывают загадку

работа  в парах  по тетради с. 34 задание 24

Выполняют самопроверку по эталону.  

Самооценка

Проблемный вопрос

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (модели) для решения учебных задач.
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: управлять своей деятельностью, контроль, коррекция, инициативность, самостоятельность.
Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(4-5 мин)

Задача: проверить  осмысления изученного материала, глубины его понимания

-Сегодня на уроке мы с вами побывали на лесной полянке и узнали много нового. А теперь давайте проверим, какими вы были внимательными и что вы запомнили?

-Зачеркните   высказывания, которые не подходят к теме нашего урока.

  • Стало холоднее
  • Стало теплее
  • Река замерзает
  • Птицы улетают на юг
  • Снег тает
  • Появляются насекомые
  • Лёд на реке сходит
  • Птицы прилетают с юга

-А теперь проверьте. ( Слайд 25)

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В чём причина?

 

   

Каждый ребёнок работает самостоятельно на карточках (Приложение 2)

Самооценка по алгоритму

(Приложение 3)

  1. Итог урока

( 2-3 мин)

Задача: учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности.

-Ребята, мы рассмотрели не все предположения, но на следующем уроке мы продолжим работать над этой проблемой.
- Какая была тема нашего урока?

-Какие цели и задачи мы поставили перед собой?

-Достигли ли мы задач урока? Цели?

-Что вы узнали для себя нового на уроке?  

- Что вам понравилось на уроке?

- Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?

 

Называют

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли,
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

  1. Рефлексия деятельности

(1-2  мин)

Задача:  формировать умение объективно  оценивать свою активность и качество своей работы на уроке.

  Ответим на  вопросы: ( Слайд 26)

- Что приятнее всего? (Достичь желаемого).

 Какое задание больше всего понравилось на уроке?

 Какое задание вызвало затруднения? Почему?

Самооценка.

На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок  и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

Красный – «Доволен»

Синий – « Не совсем доволен»

Зелёный – «Недоволен»

Учитель делает выводы по самооценке учеников,  

Задача: оценить свою активность и   качество работы.

Читают и отвечают на вопросы

 Дети выходят к доске и прикрепляют кружки на соответствующее высказывание

Регулятивные  УУД 

-способность адекватно судить о причинах  своего успеха или неуспеха в учении; 

-осознание своих возможностей на основе сравнения «Я» и «Хороший ученик

Список использованных источников.

  1. Гамзюкова, Т.А. Лучшие открытые уроки и внеклассные мероприятия для начальных классов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
  2. Грехова Л.И.  В союзе с природой. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000
  3. Коробова, М.В. Малыш в мире природы /М.В. Коробова. –М.: Просвещение, 2006.
  4. Лободина Н.В.  Окружающий мир. 1класс: поурочные планы по учебнику О.Н. Федотовой,

Г.В.Трафимовой, С.А. Трафимова. – Волгоград: Учитель, 2011

  1. Сычёва, Г. Н. Увлекательный мир загадок и пословиц: для уроков в начальной школе. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011.
  2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: Хрестоматия. – М.: Академкнига, 2011
  3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: Учебник. – М.: Академкнига, 2011.
  4.   http://www.portal-slovo.ru
  5. mp3poisk.netчайковский-времена-года-весна
  6. wooi.rudock/fonoteca7.php голоса птиц
  7. birds-mp3.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают

Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....

Окружающий мир 1 класс. "Как животные весну встречают"

Материал содержит конспект урока и презентацию.Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа". Использованы картины весны и фотографии птиц, зверей и насекомых, а также растений (первоцв...

Урок окружающего мира по теме : " Как животные весну встречают".

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 3 при изучении темы "Весенние изменения в природе". Урок закрепления пройденного материала тесно связан с предыдущим и последу...

урок по окружающему миру "В феврале зима с весной встречается впервой"

Очень интересный материал , с огромным количеством стихотворений...

Конспект урока окружающего мира на тему "Как животные весну встречают"

Урок окружающего мира на тему "Как животные весну встречают" (ПНШ)...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Технологическая карта по окружающему миру "В феврале зима с весной встречаются впервой. Зимний труд" 2 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: формирование представления об особенностях февраля, его месте в годовом цикле; расширение представление о зимнем труде в старинное и современное время.Планируемые результаты...