Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме : " Как животные весну встречают".
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Мягченкова Светлана Николаевна

    Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 3 при изучении темы "Весенние изменения в природе". Урок закрепления пройденного материала тесно связан с предыдущим и последующим уроками. Задания подобраны как для сильных, так и для слабых детей. В урок введена интересная работа в парах сменного состава, где дети находят только лишние предметы. Так же на уроке используется работа с сигнальными карточками, которая детям интересна. Благодаря работе в группах дети учатся работать совместно, тем более пазлы дети собирают с раннего детства. Благодаря интересным заданиям, ребята на уроке более активны, проявляют самостоятельность, приводят примеры из жизни, стараются доказывать. Я думаю, что такой урок позволит каждому учителю провести его интересно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_1_klass1.docx25.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе

     по УМК «Перспективная начальная школа»

    Тема урока:  «Как животные весну встречают»

    ЗАДАЧИ:

    Образовательные: познакомить учащихся с изменениями в жизни птиц, зверей, продолжать формировать умение анализировать и отвечать по рисунку.

    Развивающие: речь, мышление, память.

    Воспитательные: бережное и заботливое отношение к животным, воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе

    Цели:

     Личностные:  формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных;

    Предметные: формировать представление детей о разнообразии животного  мира, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных;

    Метапредметные:

    Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

    Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности

    Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .

    Оборудование:   экран, компьютер, телеграмма от Маши и Миши;  карточки с изображением животных, зимующих и перелётных птиц, насекомых; презентация к уроку «Как животные весну встречают»; сенсорные кресты.

    1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

    -Я хочу подарить вам свою улыбку. Улыбнитесь друг другу. А теперь повернитесь к гостям и поделитесь с ними своей улыбкой. Желаю вам успехов в работе на уроке.

    2.ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

    - Прослушайте небольшое стихотворение. Подумайте и  скажите, о ком сегодня мы будем говорить на уроке?

    Весело аукнула 
    Из лесу весна, 
    Ей медведь откликнулся 
    Проурчав со сна. 
    Поскакали зайки к ней, 
    Прилетел к ней грач; 
    Покатился ёжик вслед, 
    Как колючий мяч. 
    Всполошилась белочка, 
    Глянув из дупла, - 
    Дождалась пушистая 
    Света и тепла! 
    Гордо приосанился 
    Посветлевший бор; 
    На ветвях коричневых 
    Грянул птичий хор.

    - О каком времени года говорится в стихотворении? О каких животных рассказывает автор? Кто догадался, какая тема урока?( СЛАЙД 2)

    -Какие задачи мы поставим перед собой? ( познакомиться с изменениями, происходящие в жизни животных с приходом весны) ?

     - Без чего не может наступить весна?( БЕЗ СОЛНЫШКА) Но зимой тоже светит солнышко. Докажите свои предположения.

    УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ

    - А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.

     НАШЕ СОЛНЫШКО ВЗОШЛО,

    СТАЛО ЗДЕСЬ СОВСЕМ ТЕПЛО,

    СОЛНЫШКО ГРЕЕТ НАМ ЩЁЧКИ, НОСИК,ПОДБОРОДОК, ЛАДОШКИ,

    1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ

    - А пока вы отдыхали, нам пришло письмо от Маши и Миши.( ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАССНИКИ! МЫ ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА ЭКСКУРСИЮ В ПРИРОДУ! ЗДЕСЬ ТАК МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!) (СЛАЙД 3)

    -Садимся в на вертолёт и отправляемся в полёт.

    5. ЭТАП ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    А)Что мы видим с вертолёта? ( СЛАЙД 4) (РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ) Как вы думаете для чего Мише нужен фотоаппарат? Какая охота разрешена в лесу целый год? (СЛАЙД 5) Что вы можете рассказать про фотоохоту?

    Почему охота в лесу запрещена?

    Б) РАБОТА В ПАРАХ

    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ:

    - Убедитесь, что в разговоре участвует каждый

    -Говори спокойно и ясно

    -Говори вполголоса

    -Говори только по делу

    - Я предлагаю вам, работая в паре, обсудить и зачеркнуть в каждой строчке лишнюю карточку. Как можно назвать 1 , 2, 3, 4 группу? ( насекомые, рыбы, птицы, звери)

    КАРТОЧКА: 1строка-белка, лось, бабочка, медведь, лиса

                          2 строка-сом, муха, пчела, жук, бабочка

                          3 строка-щука, окунь, ласточка, карась, лещ

                          4 строка-стриж, снегирь, грач, заяц, ворона

    Выскажите свои предположения.

    - Как назвать одним общим словом все эти группы?( животные)

    - Изменилась ли жизнь животных с приходом весны? Что происходит в живой природе? ( оживают деревья, прилетают птицы, просыпаются животные)

    Все так думают? Может есть у кого-то другое мнение?

    В) РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ

    Кто весну на крыльях приносит?(птицы)

    Как называются эти птицы?(перелётные)

    А как называются птицы, которые не улетают на зиму?

    ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ К НАМ В МАРТЕ.

    –У вас на партах сигнальные карточки с цифрами. На доске вы видите названия птиц. Я буду задавать вопрос , а вы поднимаете карточку с номером птицы, о которой я вас спрошу.

    - Какая птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой?(ласточка-береговушка)

    -Какая птица любит покататься на спине коровы, лошади , овцы, чтобы там найти личинок, насекомых?(скворец)

    - Какая птица никогда не садится на землю? (стриж)

    - Какая птица спит в полёте? ( стриж)

    -У какой птицы нет голоса? (аист)

    - Какая птица прилетает первой? (грач)

    -Какие птицы прилетают к нам весной самыe  последние? (иволга- с 20 по 30 мая)

    ГРАЧ , АИСТ, СТРИЖ, КУКУШКА, СКВОРЕЦ,ЛАСТОЧКА, ИВОЛГА

    6.ФИЗМИНУТКА

    - Если я назову перелётную птицу, то « летите и машите крыльями».

    -Если назову зимующих птиц- приседайте и хлопайте.

    ГРАЧ, КЛЁСТ, СНЕГИРЬ, СВИРИСТЕЛЬ, СТРИЖ, СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА

    Что интересного можете рассказать о свиристели?

    7. ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

    ЗАТЕКЛИ ШУ МНЫЕ РУЧЕЙКИ В НОРКИ, БЕРЛОГИ. КОГО ОНИ РАЗБУДИЛИ?

    РАБОТА В ГРУППАХ (РАБОТА С ПАЗЛАМИ)

    - У вас на партах лежат конверты. Вы  будете работать в группе. Вам нужно собрать картинку. ( ПАЗЛ)

    -Тема общая, а задания у всех разные.

    ( МЕДВЕДЬ, ЁЖ, ЗАЯЦ, БЕЛКА)

    -РАССКАЖИТЕ ПО ПЛАНУ:

    1. Место обитания.

    2. Чем питается?

    3. Как встречает весну это животное?

    А)В конце марта медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он так зол, что может напасть даже на человека. А вообще-то медведь – всеядное животное.

    Как вы думаете, что значит всеядное? (Значит, он питается и растениями и мелкими животными)

     Медведь любит и мёд. И ягоды. Может питаться травой, корнями и грибами. Любит есть рыбу, насекомых, птиц и птичьи яйца. Иногда медведь нападает на мелкий рогатый скот.

                     В конце зимы, в феврале у медведицы рождаются медвежата. ) Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются медвежата возле матери и молоко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих детёнышей из берлоги.

    Она учит медвежат находить себе корм: молодую травку, насекомых.

    . Мы прощаемся с медведицей и медвежатами и идем дальше. Интересно, кто дальше нам встретится в пути? (Слайд 5) )

    Б)Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они быстро худеют. Весной ежи кормятся насекомыми, кузнечиками, сверчками, тараканами, разными жуками. Ежи поедают также дождевых червей, птичьи яйца, иногда лесных и полевых мышей.

                     Потомство ежи выводят весной. У самки рождается от 3 до 8 детёнышей. Она готовит для них гнездо, хорошо выстланное травой. Ежиха кормит своих детёнышей молоком. Когда они перестают сосать молоко, мать приносит им в гнездо дождевых червей, опавшие плоды. Вскоре она начинает брать ежат на охоту.

    - Иногда так хочется взять ежика домой. А можно ли? Обоснуйте свой ответ.

    -Что вы можете сделать для охраны животных? Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о питомстве.( СЛАЙД 6)

    В) Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником.

     Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (БЕЛКА) (СЛАЙД 7)

    Г) В поле ещё снег не сошёл, а у зайчихи уже родятся зайчата. (Слайд «Зайчата») Они рождаются зрячими, в тёплых шубках, и сразу умеют бегать. Наедятся материнского молока, разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат тихонечко день, другой, третий. Зайчиха давно уж про них и забыла. А зайчатки лежат – бегать им нельзя: ястреб может заметить или лиса выследить.

                     Вот, наконец, бежит мимо совсем чужая зайчиха. Она накормит и дальше побежит. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Думаете, плохо зайчатам-беспризорникам? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосётся, потом несколько дней сыт. А на восьмой-девятый день зайчата начнут есть травку.

    Учитель. Ребята, почему же мать зайчиха убегает от своих зайчат и не кормит их? (она не хочет, чтобы по её следам зайчат нашла лиса) А что же помогает зайчатам выжить?  (теплая шёрстка, и молоко у зайчихи очень питательное, и зайчата наедаются им сразу на несколько дней) (СЛАЙД 8)

    7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    Вот и закончилось наше путешествие.

    Какие же изменения происходят в жизни животных весной?( линька, забота о питомстве, просыпаются от зимнего сна,…)

    Какие задачи ставили в начале урока?

    -Все вопросы обсудили, многое вспомнили, а с задачами, которые себе поставили , справились?

    - Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне? Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают

    Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....

    Урок окружающего мира по теме "Многообразие животных"

    Деятельностный подход к обучению. УМК "Гармония"...

    Урок окружающего мира по теме: Охрана животных

    УМК: «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой обобщение и закрепление изученного материала по охране фауны (раздел «Человек и животные»)...

    Урок окружающего мира на тему: "Разнообразие животных" (с презентацией)

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе Плешакова.  В конспекте удобно и подробно указаны используемые учителем педагогические технологии. К конспекту прилагается  презентаци...

    Конспект урока окружающего мира на тему "Как животные весну встречают"

    Урок окружающего мира на тему "Как животные весну встречают" (ПНШ)...

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Жизнь земноводных весной"

    Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

    Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...