Конспект урока "Символика России" (окружающий мир, ПНШ)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Середа Ирина Геннаьевна

Цели данного урока:

  • Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
  • Создать  условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_simvoly.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей  № 67 г.о. Тольятти

Урок окружающего мира по теме: «Символы России»

(с использованием информационных технологий)

ПНШ, учебник «Окружающий мир» 2 класс, ч.2                                       Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

                               

                                                           

                                           

                                                                                   

                                                                                   Подготовила

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                   Середа Ирина Геннадьевна        

Цель урока


  1. Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
  2. Создать  условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны.

Задачи урока

  1. Формировать у детей образ родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
  2. Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности;
  3. Воспитывать в детях уважительное отношение к символам своего государства и других стран, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.
  4. Развивать у учащихся коммуникативные навыки, речь.

Основные понятия: герб, флаг (знамя), гимн.

Оборудование урока: изображения российских флага и герба, слова текста гимна, музыкальная запись гимна Российской Федерации, карта РФ, Конституция РФ, книги о Родине

Ход урока

1. Наша Родина  - Россия

   Сообщение темы и цели урока.                                                                                              На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с символами Российской Федерации, их назначением и ролью в жизни каждого гражданина. Надеюсь, что этот урок – урок России запомнится вам надолго.

- Дети, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия)

- Дети, а что для нас – Россия? (Ответы)

- Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)

- Посмотрите на слайд № 1. Назовите государственные символы нашей страны. ( Гимн, герб, флаг, Президент)

 Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

- Назовите День рождения Российской Федерации – 12 июня (слайд № 2)

- Прочитайте вместе со мной стихотворение Г. Горшкова «Я – россиянин!» (слайд № 3)

2. Государственный флаг

   22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России (слайд № 4)

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом) 

Спокойны и чисты рек русских воды,

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий) 

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко...  (красным)

    - Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)

   Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

   6 августа 1693 года, во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске.  На ней впервые был поднят в качестве штандарта так называемый «Флаг царя Московского» — полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине.

 3. Государственный гимн   

     Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.    Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.  Мы слышим гимн  в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины снимают головные уборы.

- Посмотрите на слайд № 5. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

 - Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России (слайд№ 6)

   4. Государственный герб

   . Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом  (слайд №7)

   Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. На Руси его именем часто называли детей - оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение Всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы - Столицы России.

  1. Конституция Российской Федерации

- Как называется Основной Закон государства? (слайд №9)

          - Когда была принята Конституция Российской Федерации?

   Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

    Права и свободы человека и гражданина:

- все равны перед законом

- каждый имеет право на жизнь

- каждый имеет право на жилище

- каждый имеет право на охрану здоровья

- каждый имеет право на образование

   12 декабря в нашей стране государственный праздник. Мы отмечаем День Конституции, важную дату в истории государства (слайд № 10)

  1. Национальные символы России

   Мы с вами говорили о государственных символах нашей страны, но в каждом государстве есть и свои национальные символы (слайд № 11).

- Посмотрите на доску и назовите, что вы видите. Это и есть наша гордость: русские березки, самовар, балалайка, Олимпийские символы. Об этом всём вы можете прочитать в книге Астахова П. «Я и государство».

 7.  Работа с учебником и тетрадью

- Откройте учебники на стр. 114, прочитайте текст и ответьте на вопросы.

- Выполните задание в тетради стр. 61 - 62(работа в паре, взаимопроверка)

  1. Закрепление

- Проверим, как и что вы запомнили на уроке  (Презентация № 2)

- Найдите герб России (слайд №1)

- Назовите авторов гимна нашей страны (слайд №2)

- Определите, под какой цифрой находится флаг РФ (слайд №3)

- Назовите ФИО действующего президента России (слайд №4)

- Какая книга самая главная для граждан страны? (слайд №5)

- Выберите фото с изображением столицы нашего государства (слайд № 6)

          - Какое дерево является символом России? (слайд №7)

- Выберите лишнее изображение (слайд №8)

     9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Список литературы

  1. Астахов, П. Я и государство.- / П. Астахов.- М.: Эксмо, 2009  (Детям о праве).
  2. Верования древних славян // Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6. С. 255-278.
  3. Герб и флаг России. X - XX .- М.: Юридическая лит, 1997  
  4. Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов РФ в школе: метод. рекомендации. - М, 2003  
  5. Государственные символы и награды РФ. - М.: Книжная палата, 1999.-271 с.
  6. Государственные символы России. История и современность. - Детская энциклопедия.- 2009.- № 12  
  7. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия. / Владимир Даль. - М.: Эксмо, 2002  
  8. Конституция Российской Федерации с гимном России.- М.: Проспект, 2011.- 32 с. - (Профессиональные юридические системы Кодекс)
  9. Лысенко, Н.Н. Русская государственная символика: очерки / художник Карпенко Г.З.- Л., 1990.- 37 с.
  10.  Ривина Е. Герб и флаг. // «Обруч». 2001. № 6.
  11.  Синова  И.В. Герб, гимн, флаг России: справочник школьника/ С.-Пб: Издательский дом Литера, 2006 (Моя Родина – Россия)
  12.  Словарь исторических терминов. СПб, «Лита». 1998.
  13.   Соболева Н.А. Герб Российского государства. // Наука и жизнь. 1994. № 4.       
  14.    Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М. «Владос». 2002.
  15. Использованы материалы сайта www.heraldry.knobby. ru

   

   

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Разработка урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А....

Конспект урока по теме: "От Древней Руси к единой России". Окружающий мир. 3 класс.

Тема: "От Древней Руси к единой России". Цель: создание условий для ознакомления  учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московск...

Конспект урока и презентация по теме " Живая природа зимой" УМК " Школа России" окружающий мир

В конспекте максимально выполнены требования к уроку по ФГОС...

конспект урока 3 класс УМК "Школа России" окружающий мир ,тема "Берегите воду!"

Уроки окружающего мира направлены наформирование экологической культуры. Если обучающимся в назидательной форме постоянно говорить о том, что надо беречь природу, то они просто перестают восприн...

Презентация и конспект урока 4 класс "Пустыни" УМК "Школа России" Окружающий мир по учебнику А.А. Плешакова

Сформировать у учащихся представление и природной зоне пустынь. Познакомить с географичеким положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром. деятельностью людей....

УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»

УМК «Школа России»  Окружающий мир 4 классОпрос  по  разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...