конспект урока 3 класс УМК "Школа России" окружающий мир ,тема "Берегите воду!"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Чаусова Елена Владимировна

 

Уроки окружающего мира направлены наформирование экологической культуры. Если обучающимся в назидательной форме постоянно говорить о том, что надо беречь природу, то они просто перестают воспринимать материал.  Постарались найти проблемы, которые окружают нас в действительности.

         Использовала на уроке простые игровые ситуации, они позволили в игровой форме повторить материал, необходимый на уроке, внести в урок элемент сотрудничества, что еще более способствовало активизации деятельности учащихся, помогло им быть более собранными.

         Задания были подобраны на материале различной трудности, это дало возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний, способствовало созданию ситуации успеха.

     Игра служила средством развития интереса к предмету. Поэтому при ее организации  подобраны простые правила игры; материал игры был посилен для всех детей; дидактический материал  прост по изготовлению  и по использованию;  игре участвовал каждый ребенок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема. Берегите воду!

   Нетрадиционная форма – урок - заседание клуба «Юные экологи».

 

Цели: Рассмотреть причины загрязнения водоемов; познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить ее.

Задачи : образовательные – повторение и закрепление знаний о воде, 3 её состояниях, круговороте воды в природе. Посредством различных мыслительных операций в ходе коллективной работы найти решение проблемы охраны воды, формировать представление о необходимости сохранения водных запасов.

                 развивающие: развитие познавательной активности, развитие умения работать сообща, дружно, вести диалог, таким образом развивать коммуникативные способности, совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, сопоставление, эмоциональность, наблюдательность), умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии.

                 воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем, воспитание усидчивости, любознательности, воспитание чувства взаимопомощи. Продолжить формирование умения видеть красоту природы, бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

1. компьютер;

Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся;

Глобус

Карта

выставка книг

Ход урока

  1. Организационный момент

Вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья,

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас.

   II.   Ведение в тему

Учитель:                   Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!                             ВОДА ФОТО на доске

Первый учёный:      В луже, в море, океане, и в водопроводном кране.

                                  Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.

Второй учёный:       Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.

                                  Средь высоких стройных елей рушится потоком селей.

Третий учёный:       На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

                                   Растворяет сахар в чае.

 

Четвёртый учёный:  Мы ее не замечаем,

                                   Мы привыкли, что вода — наша спутница всегда.

 

 Учитель :             Без воды вам не умыться, ни наесться, ни напиться!

                               Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!     ФОТО на доске

- Итак, мы сегодня будем говорить о воде. Заседание клуба «Юные экологи» будет проходить по следующим этапам: (на доске)

                        ПЛАН

«Это мы знаем»  (проверка д/з)

«Проблема дня» (тема и цели урока)

«Узнаём – изучаем – делаем выводы» (работа по теме урока)

«С миру по нитке»

«У нас в гостях»

«Вы нам писали» (первичное закрепление)

П. Проверка домашнего задания «Это мы знаем»

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде.

Учитель проводит краткий опрос (вопрос на карточках, а ответ с помощью компьютера: схемы 15, 26, 34, 40)

В каких трех состояниях находится вода в природе?

При каком условии вода превращается в лед?

Каким образом вода меняет своё состояние?

Как происходит круговорот воды в природе?

III «Проблема дня»

Ребята почтальон Печкин принёс нам телеграмму

                                      ТЕЛЕГРАММА

Очень прошу вас, ребята, пересмотреть своё отношение к воде!!!

                                                                                 Капелька

- Чтобы разрешить проблему, мы должны к концу заседания ответить на вопросы:  (на ДОСКЕ)

Почему?     Для чего?       Что делать?

 

   - Ребята, а почему нужно пересмотреть своё отношение к воде, ведь вы только что сказали, что она везде?

Бурное развитие промышленности в начале XX века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая.)

Учитель читает сказку «Жила-была река» А.А.Рыжова

                                           Жила-была река (Н.Рыжов) (экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких деревьев. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росло много деревьев, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Со временем стали ее жители - растения и животные — задыхаться в грязной воде. Совсем заболела Река.

«Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга.

     Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Долго  горожане искали речку и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми.

- Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели, или нет? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушли?

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?

- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли? 

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки?

IV. «С миру по нитке» Выступления детей «МИНИ- ПРОЕКТЫ»  

- А какие проблемы наблюдаете вы?

- Что делают люди  для водоёма, который находится рядом с вами?

- В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

- Давайте познакомимся с уже известными способами охраны воды.

( работа продолжается по учебнику — читается и обсуждается статья на стр. 58—59).

На доске исправляется схема (работа у доски)

Вывод: Не надо загрязнять водоемы. При испарении вода в облаках переносится на большое расстояние, она может пролиться кислотным дождём далеко от места загрязнения. От загрязнения воды страдает все живое.  Водоёмы – это не только источник воды. Говорят, что на воду можно смотреть бесконечно, она успокаивает, удивляет, дарит положительные эмоции.

Я предлагаю вам немного отдохнуть и полюбоваться красотой рек в разные времена года.

V. Физ. минутка

Релаксация (под музыку фотографии)

Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам.

Ничто не повториться.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так или не так

Через одно мгновенье.

VI.        Не расходуйте воду напрасно!

Знаете, ребята, а слово беречь имеет не только значение «ОХРАНЯТЬ», у него есть ещё одно толкование. Попробуйте догадаться о нём, прослушав стихотворение

 Б. Заходера «Течет река»

                           Течет река издалека...

                           Течет река... Течет река...

                            Как хорошо, когда река

                           И широка, и глубока!

                            Над ней — пышнее облака,

                            Свежей дыханье ветерка,

                            Стройней и выше лес над ней,

                            И луг прибрежный зеленей!

Течет река... Течет река...

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне...

Ты хороша, река, весной,

                                  И осенью, и в летний зной!

                                  Купанье! Что за благодать!

                                  Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне

Ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

                           Но что такое? Караул!

                           Нет, нет, никто не утонул,

                           Нет, нет, как раз наоборот,

                           На мель садится пароход

                           Средь бела дня, какой скандал!

                           Наверно, лоцман маху дал!

                           Да нет, далеко до буйка,

                          Тут глубока была река.

Была. Вот именно — была.

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем...

Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели...

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

 Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк.

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

Обсуждение стихотворения.

- О каком значении слова «охранять» говорится в этом стихотворении?

- Почему в реке исчезла вдруг вода?

- Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?

- О чем напоминает каждому это стихотворение?

*  ЗНАЕТЕ ли ВЫ? (КАРТА)

Ежедневный расход воды на человека в некоторых городах

Брюссель – 141 литр

Афины – 160 литров

Барселона – 235 литров

Лондон – 286 литров

Вена – 317 литров

Москва – 400 литров

- Куда и как она расходуется? (дети)

Принимая душ в течение 5 мин., вы расходуете около 100 л воды.

Наполняя ванну лишь на половину, вы расходуете 200 л воды.

А вот человек, живущий без водопровода, тратит в 2 -3 раза воды меньше, чем человек с водопроводом в доме.

вывод:         Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее!

- Что мы можем с вами делать в целях экономии?

(Читается статья в учебнике на стр. 60 3 -4 абзац.)

Дополняется схема «Не расходуй воду зря!»,

                                    «Экономьте воду, вода – наше богатство.»

Воды на Земле одновременно и много, и мало. (ГЛОБУС)  Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Наши предки бережно относились к воде и распознали её лечебные свойства, которые прославляли в сказках, помните «живая вода».

VII. «У нас в гостях»»

К нам сегодня на заседание пожаловали Его Величество со своей свитой. Послушайте, что они расскажут вам.

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со своим семейством.

Царь: Царь я, аль не царь?

Слуги: Царь, батюшка, царь!

Царь: Хочу я в век XXI, год 2010 совершить путешествие и посмотреть, что стало с моим царством-государством.

Учитель: Скажу вам по секрету, пробыл царь здесь, в нашем времени, неделю и вот результат.

Царь: И как же именуются эти хоромы?

Слуги: Высоконодворская средняя общеобразовательная школа

Царь: А-а-а... А где же трон?

Слуги: Так вот же. Это теперь именуется стол учительский.

 Царь: До чего неудобен этот ваш престол.

Учитель: Да что вы, что вы, Ваше Величество. Здесь у нас журнал лежит, пособия всякие, а учитель на стуле сидит или у доски урок объясняет.
Царь:        Что ж, и я тут посижу,

              Речь вам умную скажу:

              У меня нет интереса

              До учебного процесса,

              А вызывает интерес

             Весь житейский ваш процесс.

             Отвечайте мне немедля,

             Чтоб вас всех попутал бес!
Учитель: Не извольте гневаться, Ваша милость!
Царь:        Как же так, как вам не стыдно!

              Мне порядку тут не видно.

              Кто бумажки разбросал?

              Кто там пол весь исписал?

              Где цветущие газоны?

              И дорожки не метены.

              Али снова печенеги

              Совершили к нам набеги?

                       А казна моя? Пуста?

Царевна:   Казначей, слуга наш верный!

                        Мы велим тебя казнить!

                        Что с богатством государства —

                        Вмиг извольте доложить.

Казначей: Что творится! Не могу!

                       Я на Марс сейчас сбегу.
                      Сколько хлеба и воды
                      Здесь транжирят без нужды.
Царь:        Ухожу в монастырь! Все!

               Слушать больше не могу,

               Сам ученых позову.

               Эдак можно всю природу

               Превратить в одни отходы.

Учитель: Ваше величество! Подождите, послушайте. Изучая экологию — науку о нашем земном доме, планете Земля, мы учимся, как надо себя вести в природе. Не волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от природы, и мы ее будем любить и охранять.

Царь:                 Что ж, отрадно слышать это.

Царевна:   Батюшка любимый мой,

                       Нам пора уже домой.
Царь:                   Погоди, царевна, дочь моя,

                         Ведь хочу услышать я,

                         Как природу охраняют

                         Новые мои друзья.

VIII. « Вы нам писали»  Проверка первичного закрепления

(ученики читают вопросы из конвертов и отвечают на них,

 а учитель указывает на вопросы, которые ставились в начале урока)

1. Воды на планете Земля больше, чем суши. Почему же воду надо экономить?

2. Согласны ли вы с мнением директора завода, который считает, что не стоит тратить деньги на решение проблемы очистки сточных вод, так как река всю грязь течением унесёт за город?

3. Согласны ли вы с тем, дети экономия воды – это проблема взрослых. А дети ничего не могут сделать в плане бережного отношения к воде.

4. В сказках встречается понятие «живая вода».

Существует ли она в наши дни?

Ц а р ь :     Возвращаюсь в свое царство,

                  В тридесято государство

                  И, надеюсь, мой урок

                  Будет вам, ребята, впрок.

Казначей:    Вы должны дары природы

                       Умножать от года к году.
Царь:        Чтобы было что опять

              Своим внукам передать.

Царевна Оставляем мы вам живую воду,

                  Минеральну от природы,

                  Перед едой её вы пейте

                  И всё больше здоровейте.
Все:  Мы свою природу-мать

             Будем любить и охранять!

IX. Подведение итога.

- На этой сказочной ноте наше заседание подходит к концу.

- Я хотела бы обратить ваше внимание на выставку книг…

- Для чего на нашем заседании мы пересматривали своё отношение к воде?

- Скажите, ребята, измените ли вы своё отношение к воде после нашего урока?

- Влияет ли вода на наше здоровье

- Что можно сделать, чтобы обезопасить себя от заболеваний, связанных с загрязнённой водой?

- А как вы оцениваете свою работу?

- Я довольна вами и вашей работой на уроке. Мне сегодня было с вами интересно.

  Спасибо, молодцы.

Домашнее задание: перечитать в учебнике с. 57 – 61, задание в тетради с. 25 – 26

(по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс

Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....

Конспект урока окружающий мир по теме: "Превращение воды"

План урока окружающего мира УМК "Гармония" по теме: "Превращение воды"...

Конспект урока-исследования по окружающему миру «Берегите воду» 2 класс

Осознать ценность питьевой воды и необходимость нести ответственность за её сохранение....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Вода и жизнь», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со свойствами воды; значением экологически чистой воды в жизни растений, животных, человека.Планируемые  результаты:Предметные:знать: свой...