урок во 2 классе Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

тема урока "Родина - что это значит?". Урок составлен по ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

                                                       2 класс.

           Тема: « Родина – что это значит?»

          УМК «Начальная школа 21 века»

Андросова Галина Витальевна, учитель начальных классов МБОУ  «Новогеоргиевская СОШ»

 

Заречное, 2012

 

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2 (8-9 лет).

Тема урока: « Родина – что это значит?».

Форма проведения: урок закрепления пройденного

Цель: создать условия для самостоятельного расширения знаний о нашей Родине.

Задачи: создать условия для формирования понятия малая родина, Родина, национальность; продолжить развивать умение самостоятельно извлекать информацию из источников, выделять главное в тексте; воспитывать уважительное отношение  культуре и традициям народов разных национальностей.

Планируемые результаты:

Предметные: знать название родной страны, её столицы, региона, своего села.

Метапредметные: осознанно строить сообщения в устной форме, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию.

Технические средства: проектор, экран.

Дидактические материалы: учебник, географическая карта, контурные карты

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 минуты)

 Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбка, уверенность! Что ж

«Так держать!»

За парты садитесь,

Пора начинать!

Мир велик и многогранен,

Как же много скрыто тайн…

Так давайте же скорее

Приоткроем эти двери.

 

2.Актуализация знаний (4-5 минут).

 

Учитель: Итак, мы начинаем открывать двери знаний. А зачем нам нужны знания? (ученики: чтобы быть грамотными, умными; знания пригодятся в жизни).

Тогда давайте откроем вот эту чудесную дверь -  нас ожидает задание. Готовы выполнить? (да.)

Задание: в парах разгадать филворд, дать определения полученным словам (работа со словарем в учебнике).

Филворд - разновидность кроссворда. Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно "ломаться", но никогда не идут "по диагонали" и не пересекаются.

 

Р

Е

П

И

Е

И

Л

О

Н

Д

К

В

К

Е

Я

Я

И

О

Л

Ь

Ф

А

М

Й

М

Б

О

И

Л

Е

Щ

Е

Я

И

С

Ъ

С

Т

В

О

Ответы учеников: реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом; фамилия передается от родителям детям; общество – люди, объединенные совместной жизнью и деятельностью; семья – группа родственников; поколение – родственники близкого возраста.

Учитель: Ребята, а стоило ли открывать дверь, зачем мы выполняли это задание? (Стоило выполнить задание, чтобы повторить слова, которые нам встретились в прошлой теме).

 

3.Презентация нового материала (20 мин)

 

- Соберите выделенные буквы и составьте слово. (Родина) О чем мы с вами будем говорить на уроке, какая тема урока? (тема урока «Родина»).

- Откроем вторую дверь, а за ней спрятался сад. Только вот у одного дерева нет веток и листочков. Но в наших силах это исправить. Если вы придумаете как можно больше слов (ассоциаций), которые возникают у вас при слове «Родина», то наше дерево расцветет (работа в группах 3-4 человека). На доске заполняется дерево предсказаний:

Р

о

д

и

н

а

 

- Ребята, все ли веточки мы заполнили, много мы знаем о нашей Родине? (нет, мало).

- Тогда какая стоит перед нами задача на сегодняшний урок? (Узнать как можно больше о нашей Родине). В конце урока мы вернемся к нашему дереву и посмотрим, сможем ли мы его дополнить. Готовы открыть следующую дверь? (да). Но прежде, чем приступим к новым открытиям, давайте отдохнем.

 Физминутка для глаз

- Почему на ветке появились слова «Астрахань», «Заречное»? (Потому что это наша Родина).

А как тогда называют Астрахань? Хотите узнать? ( Приоткроем дверь к еще одной тайне.

- Как же теперь можно назвать с.Заречное? (Малая родина). У всех малая родина город Астрахань или с. Заречное? (нет). Какие слова правильно «разместились» на ветках? (Россия – наша Родина, страна, в которой мы живем).

- Посмотрите на карту России, что вы можете рассказать о своей Родине? (ответы детей).

- Гораздо больше вы можете узнать сами, помощник – учебник (с.101). 

4.Чтение текста учебника “О чем рассказал папа”. Рассматривание иллюстрации.

– Посмотрите на рисунок в учебнике. Прочитайте название текста. Как вы думаете, о чем говорится в рассказе? (Предположения детей.)
– Давайте узнаем, о чем говорится в тексте.

Чтение текста с. 100-101

5. Работа с текстом.

– В какой стране папа был в командировке? 

Чтение диалога  детей с отцом.- Какой очень важный вывод сделали вы для себя?

(Другая страна остаётся для человека, который любит свою Родину, чужбиной.

– Что же значит слово “чужбина”?
– А вы скучаете, если надолго уезжаете из дома?

Учитель:

Чувство привязанности к родному дому, родным местам и Отчизне свойственно любому культурному и порядочному человеку.

– Как еще называют Родину? (Выслушиваются ответы учеников.)

Родина, Отечество, родная сторона, Отчизна – все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья. 

Физминутка

6.Игра в группах «Собери пословицу”.

Сейчас все отдохнули

     И новая забота,

     Нужно сделать на «отлично»

Парную работу.

– Давайте вспомним пословицы о Родине.

Где родился,                            которая своё гнездо бросает.

Плоха та птица,                        чужая -мачеха.

Родина – мать,                          и зайцу дорог.

Родная сторона – мать             там и пригодился.

Родной куст                                  умей за неё постоять.

– Как называется наша страна?
– Правильно, мы с вами живем в 
России (Российской Федерации). Это наша Родина. Мы –россияне.

. Рассказ учителя.

– Посмотрите на карту. Россия– самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Более 140 народов живут на территории Россию

Границы проходят по суше и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь не меньше двух месяцев. А вдоль морских – в два раза дольше. Ей повстречались бы 16 разных стран – столько соседей у России.

Россия богатая страна. В ее кладовых – несметные сокровища леса, города, села, звери, птицы, полезные ископаемые и многое другое.

Но страна – это не только лес, поле, горда, села. Это – государство. Каждое государство имеет свои символы – знаки, по которым узнают страну.

Какие государственные символы России вы знаете? (Герб, гимн, флаг)

-Для чего мы должны знать символы своей страны?

. Выступления учащихся.

Гимн Российского государства.

.Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

И восхваляктся наша держава

Единству народа поётся в ней слава,

На свете много песен разных,

 Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного. (ГИМН)

Государственный флаг.

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный ... (ФЛАГ!)

- Какие цвета присутствуют на флаге России?

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (БЕЛОМ)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (СИНИЙ)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (КРАСНЫМ)

- Как располагаются цвета на флаге?

- Раскрасьте флаг России нужными цветами.

(работа в   тетради с.50)

- Почему на флаге именно эти цвета?

Герб России

 Он дополняет гимн и флаг,

 Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

– Герб России – двуглавый орел. Это очень древний герб. Он появился более 500 лет назад. Внутри российского герба – герб Москвы: не красном фоне– Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – эмблема государства; он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.


– Как человек может передать свои чувства к Родине?

(Прежде всего своим трудом.)

– Как передают свою любовь поэт, художник, композитор?

– Какие песни, стихи о Родине вы знаете?

7.Работа с репродукцией в учебнике И. И. Левитана “ Вечерний звон”.

-Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник красками. Представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наш край. Нам хорошо и привольно здесь…
– Что вы чувствуете, глядя на картину?
– Почему Левитан дал своей работе такой название?
- Можно ли говорить,  что космонавт, шахтер, учитель, артист, хлебороб тоже любят свою Отчизну
– Как школьники могут выражать свою любовь к родному краю?

Учитель:

Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Родина будет богатой и ее народ счастливым.

8. Работа с учебником.

– Прочитайте текст песни И. Шаферана.

«Красно солнышко».

– Можно ли сказать, что автор любит свою Родину?
– Найдите слова, подтверждающие это.

Какие образные средства использует поэт?

Дети: Он описывает Родину как родного, близкого человека ( «И Россия как Алёнушка,  предстаёт во всей красе»; «У неё коса пшеничная, родниковые глаза»)
– Какие красоты России особенно волнуют поэта? («синих рек рукава», «поляны земляничные», «светла от берёз Россия»)

Прослушивание песни И. Шаферана «Красно солнышко»

9.Работа в группах.

– У вас на партах контурная карта. Обведите границы Российской Федерации.

 Домашнее задание по выбору: 1.  Найти сказки народов России и проиллюстрировать их. 2.Подготовить сообщение о каком-нибудь национальном обычае, подобрать стихотворение, песню, элемент одежды.3.Оформить страницу (песню, иллюстрацию) «Красно солнышко».

 

10.Итог урока

 

- Какая перед нами стояла задача в начале урока? (расширить свои знания о родине).

- Справились ли с поставленной задачей? Дополните ряд слов, которые связаны с темой урока (россияне, многонациональная, национальности, быт, леса, горы, моря, нефть, газ, уголь, природные материалы).

На этом уроке я повторил (а)…

На этом уроке я узнал(а)…

 

11.Рефлексия.

- Перед вами лежат смайлики, но нет личика. Вам необходимо нарисовать лицо если вы поработали на «отлично», то нарисуйте улыбку. Если вы знаете, что можете активнее работать, то улыбка вниз. Если были пассивны, то «ровная» улыбка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...