В студеном декабре
классный час по окружающему миру (2 класс) на тему

Гревцова Светлана Анатольевна

внеклассное занятие по окружающему миру, с элементами художественного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_sumerkah_dekabrya.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

« В студёном декабре»

внеклассное занятие по окружающему миру

с элементами художественного творчества

                Подготовила  Гревцова С.А.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 с.Красное

                2011год        

Цель: дать представление об изменениях в природе с приходом зимы; показать красоту русской природы; воспитывать  эстетический вкус, любовь к природе и Родине;

Оборудование: компьютер, презентация, фонограмма музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь» и  вальс – аллегро из балета «Спящая красавица», изображение окошка у каждого ученика, кисточки, гуашь синего цвета;

 оформление  доски: снежинки, надпись  «В студёном декабре», окошко, идентичное тем, что находятся у учащихся.

Ход мероприятия:

/звучит фонограмма из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», под фонограмму  учитель читает стихотворение/

                         Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы.

                          А в санях сидит царица – белокоса, белолица.

                          Как махнула рукавом – всё покрылось серебром…

- Кто же эта удивительная царица? (Зима)  \слайд 1\

- О какой тройке скакунов говорится в загадке? (зимние месяцы)

- Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите их  (декабрь, январь, февраль).

-Сегодня мы отправимся в гости к зиме, а точнее к одному из зимних месяцев.

Назовите – ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его  всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

           На поля и на луга до весны сошли снега.\декабрь\ \слайд 1 анимация\

- Что же это за месяц такой, декабрь?

Прослушайте   стихотворение   М. Сухоруковой  /слайд 2/

Декабрь студёный.

Как на речке изумрудные мосты,

Ну а в поле белоснежные холсты.

В заметённом студёном декабре

Семь погод всё куролесят на дворе.

Серебристой бородой мороз оброс,

Щиплет щёки, пальцы, уши, лоб и нос.

/слайд 2 анимация/  «Декабрь год кончает – зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом – зимы. Всё ниже солнце, всё короче и темнее дни. А морозные ночи всё светлее от звёзд. Древнерусское название декабря «ветрозим» - это полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Это самый скромный месяц года, поглощённый тьмой и морозами.  Бывает, морозы затихают, и наступает оттепель. На  теплынь отзываются сирени, зеленея верхушками набухших почек. Но зима не отступает, и валят пушистые снега, трещат морозы.

/слайд 3/ У декабря свои пословицы….

  1. Декабрь – шапка зимы.
  2. В конце декабря солнце на лето, а зима на мороз поворачивает.
  3. В декабре зима стелет холсты, а мороз через реки наводит мосты.

/слайд 4/ … и свои приметы.

  1. Солнце в декабре светит, но не греет.
  2. Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же останется промежуток – к урожаю.
  3. Декабрь – месяц больших волчьих стай.

***

/слайд 5 + анимация/ Зима начинается с тех пор, как выпадет первый, уже не тающий снег, и длится до появления первых проталин.

/слайд 6 + анимация/ Первозимье начинается с выпадения покровного снега, кончается  же в декабрьское солнцестояние/26 декабря/

/слайд 7 + анимация/ Коренная зима длится с 20-х чисел декабря до начала февраля, до протяжной песни большой синицы.

/слайд 8 + анимация/ Перелом зимы. В это время увеличивается световой день. Возле одиноких деревьев с южной стороны  появились глубокие затайки.

/слайд 9 + анимация/  Как зимуют растения.

Растения подготовились к зиме задолго до её наступления. Однолетние травы, засыхая, оставили свои семена в почве. Многолетники сохраняют жизнь в корневищах, луковицах и клубнях. Озимые травы пробудут зелёными под снегом всю зиму.

/слайд 10/ Деревья зимой пребывают в глубоком сне. И это не случайно. Осенне – зимний покой закаливает растения, делает их невосприимчивыми к низким температурам. Наиболее крепко «спят» клён, вяз, липа, яблоня и дуб. Более чутко ива и берёза. Совсем короток покой у сирени и вишни.

/слайд 10 + анимация/   Игра «Распознай дерево по веточке»

/В процессе игры, если дети не узнают дерево, можно загадать загадки об этих деревьях/  

/слайды 11 - 16/

Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют, красны ягодки клюют. \рябина\

Я из крошки - бочки вылез, корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю мышей и белок – ничего, что плод мой мелок.\дуб\

С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают: шкуру тонкую снимают.\липа\

- А вот такой красивой увидел зимнюю берёзу русский поэт С.А. Есенин /слайд 17/

БЕРЁЗА

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

                      С. Есенин

        

/слайд 18/ Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу  меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?

/слайд 18 + анимация/  Бродит волк, бродит лиса по лесу – пусто в лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу высматривают – нет добычи. Голодно в лесу, голодно! Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо, у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком – спи крепко./слайд 19 - 22/

/слайд 23/  У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.

- А как мы можем помочь птицам, которые остаются зимовать с нами?

/слайд 24/ - Что  можно положить в кормушку, чем можно угостить птиц?

- Я уверена, что так, как поступают два, известных нам брата, поступают многие из вас.

 /2 ученика читают стихотворение Г. Ладонщикова «Наши друзья»/

Наши друзья.

Каждый день, когда встаём мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек, На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших прилетает к нам друзей.

На кормушке сидя, птицы чистят крылышки свои.

Тут щеглы, чижи, синицы и проныры воробьи,

Ждут нас также терпеливо и красавцы снегири…

Все привыкли – не пугливы, хоть руками их бери.

                                                                  Г. Ладонщиков

- Для кого – то декабрь  - холодный и голодный месяц. А для кого – то – время выводить птенцов.

- Какая птица выводит птенцов в декабре? Почему? /слайд 25/

- /слайд 26/  В конце декабря у медведицы рождается 2, иногда 3, медвежонка.

- Вот такой он, месяц декабрь.

 -  А что же интересного происходит в жизни людей в декабре? (Новый год)

/слайд 27/

- А хотелось бы вам прямо сейчас увидеть новогоднюю ёлку?

Игра «Доскажи словечко»

Ёлка

Есть одна игра для вас:

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте!

На дворе снежок идёт

Скоро праздник…/Новый год/

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от… /ёлки/

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят.

И качаются игрушки –

Флаги, звёздочки, … /хлопушки/

Нити пёстрой мишуры,

Колокольчики, … /шары/

Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы, снегурки.

Белоус и краснонос

Под ветвями Дед …/Мороз/

Ну и ёлка, просто диво!

Как нарядна, как … /красива/

Вот опять зажглось на ней

Сотни красочных… /огней/ /слайд 27 + анимация/

- Приятно находиться  в тёплой комнате, где витает удивительный хвойный аромат,  и смотреть в окно… или рассматривать окно. /слайд 28/  Ведь в декабре, в первые морозные ночи на окне появляются удивительные узоры.

/ слайд 28 + анимация/

- Кто же постарался и украсил наши окошки? (ответы детей)

- Зима –  не только удивительное время года, но и волшебное. И вы в этом сможете сейчас убедиться. Мы станем волшебниками всего лишь при помощи кисточки и краски. У вас на партах лежат «окошки», которые вы, при помощи «волшебной » краски  сможете украсить узором.    

\У детей на партах лежат листочки бумаги с изображением окошка, внутри окошка парафином прорисован морозный узор. Нанося краску на лист бумаги, дети «проявляют»  узор\

В нашей работе нам поможет волшебная музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Декабрь».

В процессе работы учащихся звучит музыка П.И.Чайковского.

По окончании работы подводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " В декабре, в декабре все деревья в серебре"

Материал содержит конспект урока, технологическую карту. Урок построен в форме устного журнала. Предусмотрена групповая, парная, самостоятельная работа....

В декабре, в декабре все деревья в серебре

В начальной школе на уроках окружающего мира можно успешно использовать технологию развития критического мышления. Используя разнообразные приемы технологии РКМ, учитель перестает быть главным источни...

Конспект интегрированного урока окружающего мира "В декабре, в декабре"

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях, происходящих в природе зимой.Задачи: ·        Развивать связную речь;·...

Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века". "В декабре, в декабре"

Методическая разработка урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" по ФГОС НОО....

Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов. "Однажды, в студеную зимнюю пору…"

Тип урока: чтение и анализ художественного произведения. Цель: познакомить с произведением Н.А. Некрасова "Однажды, в студеную зимнюю пору…», расширить знания о жизни детей в пр...

В декабре, в декабре все деревья в серебре

Конспект  урока по окружающему мируна тему: «В декабре, в декабре все деревья в серебре»...