Главные вкладки

    Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " В декабре, в декабре все деревья в серебре"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Ванчугова Светлана Михайловна

    Материал содержит конспект урока, технологическую карту. Урок построен в форме устного журнала. Предусмотрена групповая, парная, самостоятельная работа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_okr._mir_1_klass_vanchugova_s.m.docx22.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное  учреждение

    средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1

    г. Советска Кировской области

                                      План - конспект урока окружающий мир

    УМК « Начальная школа 21 века»

    1 класс

    « В декабре, в декабре все деревья в серебре»

                                                                               Учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    стаж работы 25 лет

    Ванчугова Светлана Михайловна

                                               Советск – 2013

    Конспект урока  окружающего мира в 1 классе.

    Тема урока: «В декабре, в декабре все деревья в серебре»

    Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного закрепления

    Дидактическая цель: Создать условия для уточнения представлений о признаках зимы; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы.

    Планируемые результаты образования:

    Предметные: научатся кратко характеризовать зимние наблюдения, строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы

    Метапредметные ( критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных  действий -УУД)

    Регулятивные: планирование - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

    Познавательные: общеучебные- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

    Предметные- уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.

    Коммуникативные: взаимодействие - слушать собеседника; управление коммуникацией - оказывать взаимодействие в сотрудничестве

    Личностные: самоопределение - проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного  поведения;  смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

    Методы обучения: частично- поисковый, элементы проблемного метода.

    Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

    Средства обучения:

    1.  Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова.- М. Вентана- Граф, 2012
    2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана- Граф, 2012
    3. Карточки для парной и групповой работы
    4. Демонстрационный материал: плоды деревьев, кормушка, разные виды корма для птиц, картинки снеговиков с разным настроением
    5. Презентация

         6.Электронный образовательный ресурс « Одень человечка по  погоде.»Задание 4

    (N 181757)

    1. Организационный момент.

            - Сравните своё настроение с природными явлениями.

    1. Целеполагание .  

    Послушайте отрывок музыкального произведения и попробуйте сформулировать  тему урока.

    ( Звучит отрывок из песни « Три белых коня»)

    Поставим цели урока. ( формулируют дети, учитель корректирует и поправляет)

    1. Актуализация знаний и умений.

    - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово « Зима» ?

              4. Изучение нового материала и первичное закрепление

    А) Представление формы урока

    - Кто любит читать журналы?

    - Все вы любите читать журналы, узнавать из них много интересной, полезной информации. Я вам сегодня предлагаю пролистать « необычный» журнал - устный, страницы которого вы увидите на слайдах.

    Каждый журнал имеет своё название, а как называется наш журнал, вы узнаете, отгадав загадку:

    Году конец, и начало зиме.

    Вот так загадку задали мне.

    Морозы и вьюги, и снег на дворе

    К нам в гости приходит зима в …декабре

    Наш журнал  называется « В декабре, в декабре все деревья в серебре»

    - выскажите предположение, о чём этот журнал?

    Б) Представление учащихся о погоде, умение анализировать погоду  дня

                     1страница журнала « Метеорологическая» .

    - Выскажите предположение о чём  мы будем говорить ,  листая эту страницу?  ( о погоде)

    Дежурные представляют прогноз погоды, записанный ими заранее на доске

    ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер), остальные работают в индивидуальных дневниках наблюдений.

     - Вчера мы были на экскурсии в парке, вспомните свои наблюдения

    - Какое было небо?

    - Что можно сказать о глубине снежного покрова?

    - Где самая маленькая глубина снежного покрова? Где самая большая? Чем обусловлена разница?

    - На экскурсии мы  наблюдали за погодой и говорили о народных приметах. –                   

      Работа в группах « Знатоки народных примет»  

    ( детям предлагаются различные народные приметы, необходимо выбрать только те, которые относятся к зиме, распределить их на 2 группы: к морозной погоде, к оттепели)

    Итак, 1 страницу нашего журнала мы переворачиваем и делаем вывод:

                  ( Продолжи фразу:

    На улице стало …холодно.

    Температура воздуха… ниже нуля.

    Снежный покров ….постоянный.

    Почва .. замёрзшая.

    В) Уточнение знаний об изменениях в жизни растений зимой ( на основе знаний, личного опыта, наблюдений на экскурсии)

                       2 страница устного журнала « Растения зимой»

    - На экскурсии мы наблюдали за жизнью растений зимой.

    - Как зимуют травы? ( под снегом)

    - Как зимуют деревья? ( находятся в состоянии покоя. Даже если в начале зимы принести в комнату веточку берёзы и поставить в воду, то она не проснётся, её почки не набухнут и не развернут листиков. Дерево спит. )

     На осенней экскурсии мы определяли деревья по листикам, а как же мы вчера учились определять деревья, ведь листиков на них сейчас нет. ( по коре, по контуру дерева, по плодам)

                     Игра « Узнай дерево по плодам»

    ( Учитель показывает плод дерева или кустарника , дети определяют какому растению он принадлежит. Используются  плоды рябины, калины, лиственницы, липы,  боярышника, сосны, ели, яблони)

    - Плод какого дерева лишний? Почему?

    - Определение растений по учебнику с. 87.

    - Как вы думаете, что могло бы произойти с деревьями, если бы они не сбросили листву? ( рассуждения детей)

    - Как нужно обращаться с растениями зимой? (  С растениями зимой нужно обращаться особенно бережно, т.к. ветки  их  хрупкие).

    Вывод: растения находятся в состоянии покоя, « спят», укрытые снежным покрывалом.

    Г) Уточнение знаний об изменениях в жизни птиц зимой ( на основе знаний,  личного опыта, наблюдений на экскурсии)

    3  страница нашего журнала- « Птицы зимой»

                                   Игра « Узнай птицу по описанию»

    ( представляют ученики описание  снегиря, синицы, клеста, свиристеля).

    - Каких птиц мы видели на экскурсии?

    -Чем питаются птицы?

    Ученик читает стихотворение З. Александровой « Кормушка»

    Мы кормушки смастерили,

    Мы столовую открыли,

    Воробей, снегирь- сосед,

    Будет вам зимой обед!

    В гости в первый день недели

    К нам синицы прилетели.

    А во вторник посмотри ,

    Прилетели снегири.

    Три вороны были в среду,

     Мы не ждали их к обеду.

     А в четверг со всех краёв-

    Стая жадных воробьёв.

    В пятницу в столовой нашей

    Голубь лакомился кашей.

    А субботу на пирог

    Прилетело семь сорок.

    - Как человек может облегчить жизнь птиц зимой?

    Мы с вами тоже повесили кормушки у школы, и чтобы наши гости были довольны,  мы должны знать какое угощение им придётся по вкусу.

                                              Игра « Накорми птичку»

    (  На кормушке рисунки птиц:   снегиря, синицы, воробья. Учащимся предлагается 3 разных вида корма:  ягоды, сало, пшено.  Нужно определить какой птице какой вид корма подойдёт)

    Вывод: зимой птички часто гибнут не от холода, а от голода, поэтому не нужно  забывать ежедневно подкладывать корм в кормушки.

                                       Физкультминутка  игра « Да- нет»

    ( Упражнение- игра на развитие внимания, умения слушать и продолжать рассказ с учётом темы и установленных правил)

    Используется материал рабочей тетради « Речевая разминка» с. 34

    Д) Уточнение знаний об изменениях в жизни зверей  зимой ( на основе  ранее  полученных знаний)  

                           4 страница журнала « Звери зимой»

    - Что объединяет этих животных? ( на слайде волк, рысь, лиса, кабан)

    - Что объединяет ежа и медведя?

    - Что может произойти, если животное выйдет из спячки раньше положенного времени?

    - Как зимует белка?

    Вывод: Все звери зимуют по- разному, но тревожить животных во время спячки нельзя, т.к. они могут погибнуть из-за отсутствия корма.

    Е) Уточнение знаний об изменениях в жизни людей   зимой ( на основе  ранее  полученных знаний, личного опыта, наблюдений)  

                      5 страница журнала « Зимние забавы»

               А) загадки о зимних развлечениях  ( презентация)

               Б) работа в парах « Выбери зимнюю одежду»

                Работа с электронным образовательным ресурсом « Одень человечка по погоде»

                В) Самостоятельная работа в тетради. Задание « Соображалки»  с. 34-35.

              Самооценка

          Вывод: Зима- прекрасное время года  для укрепления организма и занятий зимними видами спорта.

    1. Итог урока. Рефлексия.

    Итак, мы закрываем наш журнал, который назывался « В декабре, в декабре все деревья в серебре». Это прекрасные строчки из стихотворения С.Я. Маршака. Если вы хотите познакомиться с содержанием произведения , то можете взять его в библиотеке .

    Зима- прекрасное время года, она дарит нам много прекрасных моментов. У вас на партах символ зимы - снежинка, а на доске 2 снеговика с разным настроением- грустный и весёлый.  Вы можете подарить любому из них свою снежинку.

    Я желаю вам много зимних радостей, быть наблюдательными и  внимательными к природе.

               

                              Приложение1.

     Карточка для групповой работы.

    Выберите приметы зимней погоды и распределите на 2 столбика: к морозной погоде, к оттепели

    Кошка прикрывает лапой нос.

    Ласточки летают низко к земле.

    Дым из трубы поднимается столбом.

    Лягушки громко квакают.

    Дым стелется к земле.

    Небо затянуто тучами.

    Карточка для парной работы:

    Подчеркните слова, обозначающие зимнюю одежду:

    Шуба, сарафан, босоножки, варежки, валенки, панама,  шапка, штаны, кепка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

    Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

    В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

    Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

    Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

    В декабре, в декабре все деревья в серебре

    В начальной школе на уроках окружающего мира можно успешно использовать технологию развития критического мышления. Используя разнообразные приемы технологии РКМ, учитель перестает быть главным источни...

    Конспект урока окружающего мира "Заочная экскурсия в зимний лес «Учимся различать деревья зимой» "

    Цели деятельности учителя: Формирование навыка определения разных видов деревьев по силуэтам, коре и плодам. Обучение определять зимой по силуэтам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина,...

    Конспект урока окружающего мира на тему «Презентация проектов по теме: «Страницы истории Отечества»» (УМК «Школа России», 4 класс)

    Цели деятельности учителя:закрепление знаний о первом полете в космос;закрепление знаний о Революции 1917 года и гражданской войне;закрепление знаний о Великой Отечественной войне и ее героях;воспитан...