РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Ильницкая Татьяна Леонидовна

Настоящие рабочая программа и календарно-тематический план разработаны на основе

Образовательной системы «Школа 2100».

А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Программа «Окружающий мир». – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Баласс, 2012.

 

Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование  учебников

А.А. Вахрушев. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч.-М.: Баласс: Школьный дом, 2012.

а также дополнительных пособий 

для учителя:

Е.В.Сизова. Окружающий мир, 3 класс. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2012.

для учащихся:

А. А. Вахрушев. Рабочая тетрадь к учебнику «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для 3 класса в 2 частях.- М.: Баласс: Школьный дом, 2012.

А. А. Вахрушев. Проверочные и контрольные работы по окружающему миру. 3 класс. – М.: Баласс: Школьный  дом, 2012.

Согласно действующему в ОУ учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

в третьем классе

                 

предполагается обучение в объеме 68 часов.

                                                                                           

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир, 3 класс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

Юго-Восточное окружное управление

Государственное образовательное учреждение

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «Школа здоровья»№ 1858

109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29           e-mail: 1858@mail.ru

Тел: (495) 355-0000, 355-0100                           сайт:  www.co1858.ru

Факс: (495) 355-0000

ДИПЛОМАНТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«ЛУЧШАЯ ШКОЛА РОССИИ», «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

1997-2010 гг.

………………………………………………………………………………

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»            3 КЛАСС

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

………………………………………………………………………………

Рассмотрена                                           «Утверждаю»

на методическом        объединении                     Зам. директора по УВР ГОУ ЦО

учителей начальных классов                             «Школа здоровья» №1858                                                                                                        

                                                                                Колесникова Г.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

   «     »                             2012 г.                            

                                                       «____»__________________ 2012 г.                         

                                                                    Учитель: Ильницкая Т. Л.

                                                 

Срок реализации программы -1 год.

I. Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

II. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.

Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3–4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 -м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  1. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


  1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  1. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


  1. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.


  1. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  1. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  1. приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  1. приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  1. объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  1. приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  1. перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  1. животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  1. доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  1. узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  1. отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  1. объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  1. по году определять век, место события в прошлом;
  1. отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  1. учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

VI. Содержание учебного предмета

3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (10 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала – 4 ч.

Часы по выбору учителя – 2.

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое

планирование уроков  окружающего мира

(интегрированный курс с ИКТ) на 2012-2013 учебный год

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе 

Образовательной системы «Школа 2100».

А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Программа «Окружающий мир». – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Баласс, 2012.

Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование  учебников

А.А. Вахрушев. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч.-М.: Баласс: Школьный дом, 2012.

а также дополнительных пособий        

для учителя:

Е.В.Сизова. Окружающий мир, 3 класс. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2012.

для учащихся: 

А. А. Вахрушев. Рабочая тетрадь к учебнику «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для 3 класса в 2 частях.- М.: Баласс: Школьный дом, 2012.

А. А. Вахрушев. Проверочные и контрольные работы по окружающему миру. 3 класс. – М.: Баласс: Школьный  дом, 2012.

Согласно действующему в ОУ учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

в третьем классе

        

предполагается обучение в объеме 68 часов.

        

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир, 3 класс.

№ урока п/п

№ урока в разд.

Дата

Тема урока,

Тип урока

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся и форма работы

УУД

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (4 часа)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Ориентируется в своей системе знаний: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирает необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и  группирует факты и явления; определяет причины явлений, событий.
  1. Перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  составляет простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  представляет информацию в виде текста, таблицы, схемы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. Самостоятельно формулирует цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживает и формулирует учебную проблему.
  1. Составляет план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки с помощью учителя.
  1. В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. Доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносит свою позицию до других: высказывает свою точку зрения и пытаться её обосновывает, приводя аргументы.
  1. Слушает других, пытается принимать другую точку зрения, готов изменить свою точку зрения.
  1. Читает вслух и про себя тексты учебников и при этом: ведет «диалог с автором» (прогнозирует будущее чтение; ставит вопросы к тексту и ищет ответы; проверяет себя); отделяет новое от известного; выделяет главное; составляет план.
  1. Договаривается с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи).
  1. Учится уважительно относиться к позиции другого, пытается договариваться.

1

1

Тела и вещества

(приобретение знаний)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

Приводит примеры веществ.

Сравнивает, различает и характеризует твёрдые тела, жидкости и газы.

2

2

Из чего состоит вещество

(презентация, формирование новых знаний)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

3

3

Что такое энергия

(открытие новых знаний)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

Приводит примеры движения под действием энергии.

4

4

Превращение энергии

(практикум)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (6 часов)

5

1

Где обитают живые организмы

(изучение нового материала

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

 Характеризует место обитания живых организмов.

6

2

Большой круговорот веществ

(открытие новых знаний)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

Характеризует круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

7

3

Живые участники круговорота веществ

(исследование)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

Характеризует условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывает о роли растений в природе и жизни людей.

Характеризует способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывает о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Рассказывает о роли грибов в природе и жизни людей.

8

4

Обмен веществ в организме

(решение познавательных задач)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

Приводит примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами.

9

5

Как живые организмы запасают энергию Солнца

(комбинированный)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

Характеризует роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов.

10

6

Контрольная работа №1

(контроль и оценка знаний и умений)

1

Применяет полученные знания и умения на уроках и  в жизни.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9 часов)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Ориентируется в своей системе знаний: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирает необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и  группирует факты и явления; определяет причины явлений, событий.
  1. Перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  составляет простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  представляет информацию в виде текста, таблицы, схемы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. Самостоятельно формулирует цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживает и формулирует учебную проблему.
  1. Составляет план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки с помощью учителя.
  1. В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. Доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносит свою позицию до других: высказывает свою точку зрения и пытаться её обосновывает, приводя аргументы.
  1. Слушает других, пытается принимать другую точку зрения, готов изменить свою точку зрения.
  1. Читает вслух и про себя тексты учебников и при этом: ведет «диалог с автором» (прогнозирует будущее чтение; ставит вопросы к тексту и ищет ответы; проверяет себя); отделяет новое от известного; выделяет главное; составляет план.
  1. Договаривается с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи).
  1. Учится уважительно относиться к позиции другого, пытается договариваться.

11

1

Жизнь экосистемы

(формирование новых знаний)

1

Характеризует экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма).

Характеризует роль каждого из компонентов экосистемы.

Рассматривает круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы.

Характеризует  роль каждой «профессии» в экосистеме.

Характеризует (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

Исследует (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы.

Характеризует влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности).

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Сравнивает  и различает деревья, кустарники и травы.

Сравнивает и различает дикорастущие и культурные растения, характеризует их роль в жизни человека (на примере своей местности).

12

2

Почва – важнейшая часть экосистемы

(формирование новых знаний)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

13

3

Экосистема озера

(формирование новых знаний)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

14

4

Экосистема болота

(формирование новых знаний)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

15

5

Экосистема луга

(формирование новых знаний)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

16

6

Лесные производители

(формирование новых знаний)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

17

7

Потребители и разрушители экосистемы леса

(исследование)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

18

8

Экосистема поля

(формирование новых знаний)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

19

9

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

(комбинированный)

ИКТ: планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.

1

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (15 часов)

20

1

Растения  производители

(формирование новых знаний)

ИКТ: фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета.

1

Характеризует условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывает о роли растений в природе и жизни людей.

Определяет части цветкового растения.

Приводит примеры хвойных и цветковых растений, выделяет их отличия (на примере своей местности).

Сравнивает хвойные и цветковые растения, выделять их отличия.

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждает полученные сведения.

Выращивает растения в группах (из семян, побегов, листа).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Ориентируется в своей системе знаний: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирает необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и  группирует факты и явления; определяет причины явлений, событий.
  1. Перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  составляет простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  представляет информацию в виде текста, таблицы, схемы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. Самостоятельно формулирует цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживает и формулирует учебную проблему.
  1. Составляет план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки с помощью учителя.
  1. В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. Доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносит свою позицию до других: высказывает свою точку зрения и пытаться её обосновывает, приводя аргументы.
  1. Слушает других, пытается принимать другую точку зрения, готов изменить свою точку зрения.
  1. Читает вслух и про себя тексты учебников и при этом: ведет «диалог с автором» (прогнозирует будущее чтение; ставит вопросы к тексту и ищет ответы; проверяет себя); отделяет новое от известного; выделяет главное; составляет план.
  1. Договаривается с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи).

-           Учится уважительно относиться к позиции другого, пытается договариваться.

21

2

Животные маленькие и большие

(решение познавательных задач)

ИКТ: фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета.

1

Характеризует условия, необходимые для жизни животных.

Характеризует роль животных в природе и жизни людей.

Описывает внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Сравнивает и устанавливает отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей.

Сравнивает способы питания, размножения, обмена информации животных.

Сравнивает и различает дикие и домашние животные, характеризует их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Извлекает (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждает полученные сведения.

Проводит наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»).

Перечисляет правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.

22

3

Маленькие рыцари

(открытие новых знаний)

ИКТ: фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета.

1

23

4

Первый шаг из моря на сушу

(теоретическое исследование) ИКТ: фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета.

1

24

5

На суше – как дома 

(решение познавательных задач)

ИКТ: фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета.

1

25

6

Пернатые изобретатели 

(комбинированный)

ИКТ: фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета.

1

26

7

Наши братья

(комбинированный)

ИКТ: фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета.

1

27

8

Осторожно: животные

(комбинированный)

ИКТ: фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета.

1

28

9

Прирождённые разрушители

(решение познавательных задач)

ИКТ: фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета.

1

Рассказывает о роли грибов в природе и жизни людей.

Различает и определяет  съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

29

10

Экскурсия в краеведческий музей

(экскурсия)

1

Приводит  примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.

Приводит доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Оценивает влияние современного человека на природу.

Оценивает свою личную роль в охране природы.

Участвует в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.

Характеризует работу людей по сохранению природы.

Подготавливает в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

30

11

Экскурсия в лес, луг, озеро

(комбинированный)

ИКТ: планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.

1

31

12

Как нам жить в дружбе с природой

(комбинированный)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

32

13

Контрольная работа №2

(контроль и оценка знаний и умений)

1

Применяет полученные знания и умения на уроках и в жизни.

33-34

14-15

Проекты

(исследование)

ИКТ: планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.

2

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

35

1

Введение. Отправляемся в путешествие

(комбинированный)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Ориентируется в своей системе знаний: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирает необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и  группирует факты и явления; определяет причины явлений, событий.
  1. Перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  составляет простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  представляет информацию в виде текста, таблицы, схемы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. Самостоятельно формулирует цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживает и формулирует учебную проблему.
  1. Составляет план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки с помощью учителя.
  1. В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. Доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносит свою позицию до других: высказывает свою точку зрения и пытаться её обосновывает, приводя аргументы.
  1. Слушает других, пытается принимать другую точку зрения, готов изменить свою точку зрения.
  1. Читает вслух и про себя тексты учебников и при этом: ведет «диалог с автором» (прогнозирует будущее чтение; ставит вопросы к тексту и ищет ответы; проверяет себя); отделяет новое от известного; выделяет главное; составляет план.
  1. Договаривается с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи).

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (4 часа)

36

1

Живая связь времён

(приобретение новых знаний)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

Практическая работа

Составляет вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.

Объясняет личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество».

Находит на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносит годы с конкретными веками.

Находит и извлекает необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывает извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделяет главное, сравнивает, выражает своё отношение) и представляет её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполняет в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовывает информацию, обсуждает и договаривается об общем ответе, представляет его).

Обменивается с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края.

37

2

Как считать время

(комбинированный)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

38

3

С чего начинается Родина

(комбинированный)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

39

4

Память о прошлом

(исследование)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (21 час)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Ориентируется в своей системе знаний: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирает необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и  группирует факты и явления; определяет причины явлений, событий.
  1. Перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  составляет простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  представляет информацию в виде текста, таблицы, схемы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. Самостоятельно формулирует цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживает и формулирует учебную проблему.
  1. Составляет план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки с помощью учителя.
  1. В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. Доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносит свою позицию до других: высказывает свою точку зрения и пытаться её обосновывает, приводя аргументы.
  1. Слушает других, пытается принимать другую точку зрения, готов изменить свою точку зрения.
  1. Читает вслух и про себя тексты учебников и при этом: ведет «диалог с автором» (прогнозирует будущее чтение; ставит вопросы к тексту и ищет ответы; проверяет себя); отделяет новое от известного; выделяет главное; составляет план.
  1. Договаривается с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи).

40-41

1-2

Как на Руси появилось государство

(изучение нового материала)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

2

Размещает на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.

Находит и показывает на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличает друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

Оценивает некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивает некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.

Практическая работа

Изготавливает бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождает их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным).

Создает иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».

Описывает (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции; свои чувства и личные впечатления от увиденного.

Собирает и оформляет информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принимает посильное участие в их охране.

Обменивается с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядках родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвует в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывает и вежливо отстаивает в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.  

Находит и извлекает необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывает извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделяет главное, сравнивает, выражает свое отношение) и представляет её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполняет в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределяет роли, добывает и преобразовывает информацию, обсуждает и договаривается об общем ответе, представляет его).

Обменивается с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны.

42

3

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

(формирование новых знаний)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

43

4

За землю Русскую!

(формирование новых знаний)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

44

5

«Слово о погибели Русской земли»

(формирование новых знаний)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

45

6

От Древней Руси к единой России

(комбинированный)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

46

7

Земля и люди Московского государства

(формирование новых знаний)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

47

8

Москва златоглавая

(формирование новых знаний)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

48

9

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

(формирование новых знаний)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

49-50

10-11

Повторение и контрольная работа №1

(контроль и оценка знаний и умений)

2

51

12

Пётр Великий

(приобретение новых знаний)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

52

13

Власть и народ в Российской империи

(комбинированный)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

53

14

Как Россия у Европы «училась»

(открытие новых знаний)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

54

15

«Гроза двенадцатого года»

(практикум)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

55

16

Император-освободитель

(комбинированный)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

56-57

17-18

Россия в огне

(изучение нового материала)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

2

58

19

«К светлому будущему»

(формирование новых знаний)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

59

20

«Вставай, страна огромная»

(исследование)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

60

21

«Через тернии к звездам»

(изучение нового материала)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 часов)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Ориентируется в своей системе знаний: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирает необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и  группирует факты и явления; определяет причины явлений, событий.
  1. Перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  составляет простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывает информацию из одной формы в другую:  представляет информацию в виде текста, таблицы, схемы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. Самостоятельно формулирует цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживает и формулирует учебную проблему.
  1. Составляет план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки с помощью учителя.
  1. В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. Доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносит свою позицию до других: высказывает свою точку зрения и пытаться её обосновывает, приводя аргументы.
  1. Слушает других, пытается принимать другую точку зрения, готов изменить свою точку зрения.
  1. Читает вслух и про себя тексты учебников и при этом: ведет «диалог с автором» (прогнозирует будущее чтение; ставит вопросы к тексту и ищет ответы; проверяет себя); отделяет новое от известного; выделяет главное; составляет план.
  1. Договаривается с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи).

61

1

Я – гражданин России

(комбинированный)

ИКТ: создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

Объясняет значение понятий  «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан.

Узнает государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран. Объясняет символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз).

Описывает по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона; а также предлагает объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации.

Практическая работа

Демонстрирует своё уважение (встает) при прослушивании гимна России и гимнов других стран. Участвует в коллективном исполнении гимна России.

Участвует в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывает и вежливо отстаивает в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.  

Практическая работа

Изготавливает (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.  

Подготавливает иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России. Активно знакомится (задает вопросы, формулирует своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками.

Создает свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Участвует (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников. Самостоятельно выбирает активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Описывает свои эмоции, чувства и личные впечатления, от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находит и извлекает необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывает извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделяет главное, сравнивает, выражает своё отношение) и представляет её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполняет в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределяет роли, добывает и преобразовывает информацию, обсуждает и договаривается об общем ответе, представляет его).

Обменивается с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны.

62

2

Власть народа

(формирование новых знаний)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

63

3

Кто в государстве самый главный

(формирование новых знаний)

ИКТ: создание информационных

 объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

1

64

4

Народы России

(комбинированный)

ИКТ: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

1

65

5

Наш общий дом

(комбинированный)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

66

6

Как нам жить? (исследование)

ИКТ: работа с  объектами в интерактивной среде компьютера.

1

67-68

6-8

Повторение и контрольная работа № 2

(контроль и оценка знаний и умений)

2

Применяет полученных знания и умения на уроках и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Русский язык» 3-А класса на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по русскому языку...

Рабочая программа по математике для 1 «Б» класса на 2012/2013 учебный год (система учебников «Школа XXI века»)

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  по...

Развернутое тематическое планирование по предмету Окружающий мир 4 класс на 2012-2013 учебный год.

Развернутое тематическое планирование по предмету Окружающий мир  4 класс на 2012-2013 учебный год....

Рабочая программа по предмету окружающий мир, 3 класс, ОС "Школа 2100"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Концепции духовно – нравственного развития и воспитания ...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 4 класс, ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 4 класс, ОС "Школа 2100"...

Урок по предмету окружающий мир для 4 класса "Первобытный мир - первые шаги человечества" (образовательная система "Школа 2100")

Урок по предмету окружающий мир для 4 класса "Первобытный мир - первые шаги человечества" (образовательная система "Школа 2100")...