Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 4 класс, ОС "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Исрафилова Светлана Харисовна

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 4 класс, ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx73.19 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

 4 класс, ОС «Школа 2100»

Пояснительная записка

              Рабочая программа по предмету  «Окружающий мир»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;  Примерной программы по окружающему миру, Москва: «Просвещение», 2011; Основной образовательной программы начального общего образования школы;

  Цель предмета «Окружающий мир» в 4 классе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:

  • умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; 
  •  воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

  Место предмета в базисном учебном плане: в соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год на предмет «Окружающий мир» отведено 2 часа в неделю, 35 недель, всего 70 часов.

Требования к результатам обучения:

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

    Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника,  нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.    

      Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

      Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

       Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

       Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

           Содержание:

Часть I. Человек и природа (естествознание) (35 часов)

Раздел 1. Как работает организм человека (19 часов)

Общее представление о строении тела человека. Кожа – «пограничник» организма. ОБЖ. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. ОБЖ. Детский дорожно-транспортный травматизм. Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма.  Система органов выделения, её роль в жизнедеятельности организма. Гигиена органов выделения. Дыхательная система, ее роль в жизнедеятельности человека. Кровеносная система. Измерение температуры тела человека, частоты пульса (практическое измерение).Что такое кровь. Нервная система. Гигиена систем органов. Окна в окружающий мир. Органы зрения. Гигиена органов зрения. Многогранный мир чувств. Родители и дети.  ОБЖ. Безопасность пешеходов. 

Отчего мы иногда болеем. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей. ОБЖ. Личная гигиена. Вредные привычки и здоровье. Наши предки – древесные жители.  Зависимость жизни человека от природы. На заре человечества. Человек – часть природы. Составление режима дня младшего школьника (практическая работа). ОБЖ. Чередование труда и отдыха в режиме дня. Экскурсия в краеведческий музей на тему «Достопримечательности родного города»

Ценность здоровья и здорового образа жизни. ОБЖ. Правила перехода улиц, дорог, железнодорожных путей.

Раздел 2. Рукотворная природа (15 часов)

Рукотворная жизнь. На службе у человека. ОБЖ Обращение с домашними животными. Покорение силы. Вода, ее свойства. Состояние воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Как человек использует свойства воды. ОБЖ Безопасность на льду. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Горные породы и минералы. Металлы. Бережное отношение людей к полезным ископаемым. ОБЖ. Железнодорожный переезд. Приручение огня. Полезные ископаемые родного края (нефть, газ, торф и др.). ОБЖ. Меры предосторожности в осеннее время. Чудо – волны. Человек проникает в тайны природы. Как нам жить? Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Часть II. Человек и человечество (обществознание) (35 часов)

Раздел 3. Человек и его внутренний мир (5 часов)

     Кого можно назвать человеком? Посмотри в своё «зеркало». Как понять, что творится у друга на душе? Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком. Переживания, испытанные временем. Как узнать человека? Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

   Раздел 4. Человек в мире людей (7 часов)

     Что такое общество? Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Моё общество. Конституция – основной закон РФ. Права человека и ребенка. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека

   Раздел 5. Человек и прошлое человечества (8 часов)

    Первобытный мир - первые шаги человечества. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Древний мир – рождение первых цивилизаций. Средние века. Новое время – торжество Европы. Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству.

   Раздел 6. Человек и многоликое человечество (3 часа)

Короли, президенты и граждане. Президент Российской федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие государства. Расы и народы. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Основные религии народов России.

Раздел 7. Человек и единое человечество (13 часов)

Мировое хозяйство. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Мировое сообщество государств. Что человечество ценит больше всего? Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край – частица России (особенности труда людей, их профессий, важные сведения из истории родного края и его достопримечательностей). Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. ОБЖ. Экскурсия в ПЧ-76 по теме «Особенности труда людей, их профессий». Безопасность пешеходов. Заочная экскурсия в дом-музей И.И.Шишкина. ОБЖ. Правила безопасного поведения на железнодорожном переезде. Экскурсия на природу по теме «Растения и насекомые луга». Экскурсия на почту  по теме «Особенности труда людей, их профессий»

Форма промежуточной аттестации  по предмету  «Окружающий мир»:

контрольная работа

Уровень обучения: базовый

 Срок реализации рабочей программы:  1 год.

 Режим работы школы: шестидневная учебная неделя

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Дата

Приме

чание

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт.

Часть I. Человек и природа (естествознание) (35 часов)

Раздел 1. Как работает организм человека (19 часов)

1

Общее представление о строении тела человека.

1

объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Развиваем умения выражать свои эмоции

2

Кожа – «пограничник» организма.

ОБЖ. Ценность здоровья и здорового образа жизни.

1

понятия о гигиене кожи, профилактике и первой помощи при повреждении кожи;

Выявлять сущность, особенности объектов. Умение работать в паре и в группах. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

3

Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

ОБЖ. Детский дорожно-транспортный травматизм.

1

новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Развиваем умение слушать и понимать других. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4

Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма.

1

объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Объяснять жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

5

Система органов выделения, её роль в жизнедеятельности организма. Гигиена органов выделения.

1

Понимать, что органы выделения очищают кровь от отходов; жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.

называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Развиваем умения выражать свои эмоции

6

Дыхательная система, ее роль в жизнедеятельности человека.

1

благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела.

-называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

7

Кровеносная система. Измерение температуры тела человека, частоты пульса (практическое измерение).

1

Понимать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме.

называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Развиваем умения выражать свои эмоции

8

Что такое кровь.

1

Понимать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.

 называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

9

Нервная система. Гигиена систем органов.

1

Понимать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. 

 называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

10

Окна в окружающий мир. Органы зрения. Гигиена органов зрения.

1

Понимать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию об окружающем мире на расстоянии.

- называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения

Оформлять свои мысли в устной форме. Выявлять сущность, особенности объектов.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

11

Многогранный мир чувств. Органы чувств.

1

Понимать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление  о том, что нас окружает; называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Развиваем умения выражать свои эмоции

12

Родители и дети.

ОБЖ. Безопасность пешеходов.

1

Понимать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей.

- сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

13

Отчего мы иногда болеем. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей.

ОБЖ. Личная гигиена. Вредные привычки и здоровье

1

применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

14

Наши предки – древесные жители. Зависимость жизни человека от природы.

1

 Понимать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются  люди с помощью речи.

- называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Развиваем умения выражать свои эмоции

15

На заре человечества. Человек – часть природы.

1

Понимать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека.

- объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете

Оформлять свои мысли в устной форме. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

16

Повторение по теме «Человек и его строение». Составление режима дня младшего школьника (практическая работа).

ОБЖ. Чередование труда и отдыха в режиме дня.

1

применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Развиваем умения выражать свои эмоции

17

Экскурсия в краеведческий музей на тему «Достопримечательности родного города»

1

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения; доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

18

 Закрепление по теме "Человек и его строение". Тест "Системы органов человека "

1

применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

Умение работать в паре и в группах. Обобщать и классифицировать по признакам.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

19

 Ценность здоровья и здорового образа жизни.

ОБЖ. Правила перехода улиц, дорог, железнодорожных путей

1

оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

Оформлять свои мысли в устной форме. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Раздел 2. Рукотворная природа (15 часов)

20

Рукотворная жизнь.

1

Понимать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные».

называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном

Умение работать в паре и в группах. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

21

На службе у человека.

ОБЖ Обращение с домашними животными.

1

доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

22

Покорение силы.

1

объяснять, что  разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость.

объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома;  представлять  об изобретении первых часов с маятником

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

23

Вода, ее свойства. Состояние воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Как человек использует свойства воды.

ОБЖ Безопасность на льду.

1

называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

Оформлять свои мысли в устной форме. Выявлять сущность, особенности объектов.

Развиваем умения выражать свои эмоции

24

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека.

1

называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

Умение работать в паре и в группах. Обобщать и классифицировать по признакам.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

25

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Горные породы и минералы.

1

объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Развиваем умения выражать свои эмоции

26

Металлы. Бережное отношение людей к полезным ископаемым. ОБЖ. Железнодорожный переезд.

1

Понимать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами,

перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество).

Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства

Умение работать в паре и в группах. Выявлять сущность, особенности объектов.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

27

Приручение огня.

1

Понимать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия,

рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру

Развиваем умение слушать и понимать других. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

28

Невидимая сила.

1

бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства; иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения

Оформлять свои мысли в устной форме. Выявлять сущность, особенности объектов.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

29

Полезные ископаемые родного края (нефть, газ, торф и др.).ОБЖ. Меры предосторожности в осеннее время.

1

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Выявлять сущность, особенности объектов.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

30

Проверочная работа по теме «Рукотворная природа»

1

совершенствовать основные понятия, изученные в рамках курса; применять полученные знания;

Обобщать и классифицировать по признакам. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Развиваем умения выражать свои эмоции

31

Работа над ошибками. Чудо – волны.

1

совершенствовать основные понятия, изученные в рамках курса; применять полученные знания;

Умение работать в паре и в группах.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

32

Человек проникает в тайны природы. ОБЖ. Защита человека в чрезвычайной ситуации

1

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Развиваем умение слушать и понимать других. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

33

Итоговая контрольная работа по разделу «Человек и природа»

1

совершенствовать основные понятия, изученные в рамках курса; применять полученные знания;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

34

 Работа над ошибками. Как нам жить? Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (на примере химзавода г. Менделеевска)

1

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Часть II. Человек и человечество (обществознание) (35 часов)

Раздел 3. Человек и его внутренний мир (5 часов)

35

Кого можно назвать человеком?

1

объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

Оформлять свои мысли в устной форме. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

36

Посмотри в своё «зеркало»

1

Понимать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира,

объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Развиваем умения выражать свои эмоции

37

Как понять, что творится у друга на душе? Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком.

1

внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире, сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций;  определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни

Развиваем умение слушать и понимать других.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

38

Переживания, испытанные временем

1

Понимать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира.

называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги

Умение работать в паре и в группах.

Развиваем умения выражать свои эмоции

39

Как узнать человека? Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

1

по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

Оформлять свои мысли в устной форме. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Раздел 4. Человек в мире людей (7 часов)

40

Что такое общество? Человек – член общества, носитель и создатель культуры.

1

Распознавать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

41

Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

1

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

42

Моё общество. Конституция – основной закон РФ.

1

характеризовать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения.

объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком;  называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения

Умение работать в паре и в группах. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

43

Права человека и ребенка

1

Описывать, что  в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека
в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми

Развиваем умение слушать и понимать других. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

44

Повторение по теме «Человек в мире людей». Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека

1

совершенствовать изученный материал по теме «Человек в мире людей».  

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Обобщать и классифицировать по признакам.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

45

Контрольная работа  по теме «Человек в мире людей»

1

совершенствовать основные понятия, изученные в рамках курса; применять полученные знания;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

46

Работа над ошибками. Повторение по теме «Человек в мире людей»

1

совершенствовать основные понятия, изученные в рамках курса; применять полученные знания;

Умение работать в паре и в группах. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

Раздел 5. Человек и прошлое человечества (8 часов)

47

Первобытный мир - первые шаги человечества.

1

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн. лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

48

Первобытный мир. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека

1

находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Первобытного мира

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

49

Древний мир – рождение первых цивилизаций.

1

отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

50

Древний мир. Практическая работа с «лентой времени».

1

составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры,  известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира

Развиваем умение слушать и понимать других. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

51

Средние века

1

определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры,  господствующая религия, известные исторические события)

Оформлять свои мысли в устной форме. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

52

Новое время – торжество Европы.

1

Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

53

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству.

1

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний

Развиваем умение слушать и понимать других.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

54

Проверочная работа на тему «Человек и прошлое человечества»

1

совершенствовать основные понятия, изученные в рамках курса; применять полученные знания;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Раздел 6. Человек и многоликое человечество (3 часа)

55

Работа над ошибками. Короли, президенты и граждане. Президент Российской федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие государства.

1

объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств;

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

56

Расы и народы. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

1

объяснять различия между людьми современного человечества: национальность человека от его расы;

Развиваем умение слушать и понимать других. Обобщать и классифицировать по признакам.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

57

Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Основные религии народов России.

1

объяснять различия между людьми современного человечества: верующих разных религий и атеистов.

Умение работать в паре и в группах.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Раздел 7. Человек и единое человечество (13 часов)

58

Мировое хозяйство. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.

1

Понимать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

59

Мировое сообщество государств.

1

Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество.

Оформлять свои мысли в устной форме. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

60

Что человечество ценит больше всего? Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

1

Понимать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.

Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности

Развиваем умение слушать и понимать других.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

61

Родной край – частица России (важные сведения из истории родного края и его достопримечательностей). Особенности труда людей родного края, их профессии.

1

объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

Умение работать в паре и в группах.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

62

Контрольная работа по теме «Человек и человечество».

1

совершенствовать основные понятия, изученные в рамках данного раздела.

сознавать себя частью единого человечества; работать с учебной литературой, с различными источниками информации

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

63

Работа над ошибками. Повторение по курсу «Окружающий мир. Обществознание».

1

совершенствовать основные понятия, изученные в рамках курса; применять полученные знания;

Умение работать в паре и в группах.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

64

Промежуточная аттестация. Контрольная работа  по курсу «Окружающий мир. Обществознание».

1

совершенствовать основные понятия, изученные в рамках курса; применять полученные знания;

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

65

Работа над ошибками. Повторение по курсу «Окружающий мир. Обществознание».

1

Систематизировать основные понятия, изученные в рамках курса

Оформлять свои мысли в устной форме.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

66

Как нам жить? Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

1

Понимать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы, перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»

Развиваем умение слушать и понимать других. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

67

Экскурсия в ПЧ-76 по теме «Особенности труда людей, их профессий». ОБЖ. Безопасность пешеходов.

1

Понимать особенности труда людей различных профессий

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

68

Заочная экскурсия в дом-музей И.И.Шишкина по теме «Картины родной природы». ОБЖ. Правила безопасного поведения на железнодорожном переезде

1

Знать правила безопасного поведения на железнодорожном переезде

Развиваем умение слушать и понимать других.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

69

Экскурсия на природу по теме «Растения и насекомые луга»

1

Узнавать и определять растения и насекомых луга

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

70

Экскурсия на почту  по теме «Особенности труда людей, их профессий»

1

Понимать особенности труда людей различных профессий

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции

Критерии и нормы оценки знаний, умений и  навыков обучающихся

 по предмету «Окружающий  мир»

Составлено на основе требований  методического письма № 1561/14  от 19.11.98 г.

 Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    Ошибки:

   — неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

    — нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

    — неправильное  раскрытие  (в  рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

    — ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

    — незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные  примеры,  подтверждающие  высказанное суждение;

     — отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

    — ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

    — неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

    Недочеты:

    — преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

    — неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

— отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;                                                  

   — неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

   — неточности при нахождении объекта на карте.

Нормы оценок по окружающему миру.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.

При письменной проверке знаний по предметам естественно- научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

- поиск ошибки;

- выбор ответа;

- продолжение или исправление высказывания.

Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка письменных (контрольных)  работ ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности

Уровень успешности

Отметка

Пояснения

Не достигнут необходимый уровень

«2»

Не решена типовая задача, много раз отработанная задача

1.Необходимый уровень- решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, и где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

«3»

Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом этапе решения).

«4»

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно)

2.Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить:

  • либо  новые, получаемые в данный момент знания;
  • либо прежние знания и умения, но в новой непривычной ситуации

«4»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или с привлечением  посторонней помощи на любом этапе решения)

«5»

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно)

Третий уровень – особый, необязательный для всех учеников,

фиксирующий их исключительные успехи

3.Максимальный уровень – решение задачи на неизученный материал, которое потребовало:

  • либо самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний;
  • либо новых, самостоятельно приобретённых умений.

«5»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или с привлечением  посторонней помощи на любом этапе решения)

«5»

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100.

Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100....