Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
    рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon okruzhayushchiy_mir.zip48.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    на заседании МО

    учителей

    ГБОУ СОШ №139

    Протокол  № 1

    От  31.08.2012г.

    Председатель   МО

    «Согласовано»

               на заседании

    Методического

               совета

         ГБОУ СОШ №139

     Протокол  № 1

               От 29.08.2012г.

    «Утверждаю»

                Директор

            ГБОУ СОШ №139

      Приказ  №192

            От    31.08.2012г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАМММА

    начального общего образования

    основного общего  образования

    по окружающему миру

    базовый уровень

                 Составитель:

                            Булыгина Е.М.

                                                                                   учитель начальных классов

                  первой квалификационной

        категории

    2012 год

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 3 класса, авторов Вахрушев А.А., Д.Д. Данилов, Раутиан А.С.  «Окружающий мир («Обитатели Земли» ч.1) 3 класс» («Мое Отечество» ч.2)

    I. Пояснительная записка

    Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

    Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

    II. Общая характеристика учебного предмета

    Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

    Основная задача заключается не в сообщении ученику информации, а в его обучении свободно оперировать приобретёнными знаниями. Такой подход развивает способность ученика осознанно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы, понимать их связи с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая систематически  самостоятельно пополнять свой жизненный опыт.

    Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.

    Ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

    Деятельностный подход – основной способ получения знаний

    Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания. Ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Традиционно для учебников «Школы 2100» использован принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики

    Начиная со 2-го класса, в конце урока помещен перечень понятий, который должны усвоить школьники:

    - понятия, выделенные шрифтом - программный минимум, который должны знать все школьники.

    - понятия, которые не выделены шрифтом,  -  понятия «минимакса». Они  часто встречаются в окружении ребенка, но эти слова знать не обязательно.

    - третья категория понятий – максимум. Это те понятия, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.

    Контроль  усвоения знаний.

    1 способ. Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах.

    Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения.

    2 способ. Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

    Важную роль в проведении контроля имеют тетради для проверочных и контрольных работ.

     Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях, самостоятельных и проверочных работах различается своей сложностью.

    Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, и максимум, который при желании могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены.

    В проверочных и контрольных работах, начиная со 2-го класса, отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики.

    В проверочных работах акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума (минимакс) – с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю.

    В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний – он является основой для итогового контроля учебного модуля (группы тем), как правило, одной четверти.

    Контроль образовательных результатов.

    Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах.

    Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

    III. Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю.  Объём учебного времени в 3 классе составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

    IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

    - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

    - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    - Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

    - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

    - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

    В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

    - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

    - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    - Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

    Коммуникативные УУД:

    - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

    Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

    Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

    Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

    Часть 1. Обитатели Земли

    1-я линия развития – уметь объяснять мир.

    приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

    приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

    объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

    приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

    перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

    животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

    2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

    доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

    Часть 2. Моё Отечество

    1-я линия развития – уметь объяснять мир:

    узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

    отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

    объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

    по году определять век, место события в прошлом;

    отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

    2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

    учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

    V. Содержание учебного предмета

    Содержание программы, которую реализует  учебник «Окружающий мир («Обитатели Земли» ч.1) 3 класс» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан рассчитано на 2 часа в неделю и составляет 34 часа. В рабочей программе отражено 32 часа. «окружающий мир»(«Мое Отечество» ч.2) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова  рассчитано на 2 часа в неделю и составляет 34 часа. В рабочей программе отражено 36часов.

    Основные темы курса

    В 3 классе

    Авторская программа

    Рабочая программа

    Часть 1. Обитатели земли.

    1

    Вещество и энергия

    4

    4

    2

    Оболочка планеты, охваченная жизнью

    5

    6

    3

    Экологическая система

    9

    9

    4

    Живые участники круговорота веществ

    14

    13

    Часть 2. Мое Отечество

    1

    Введение

    1

    2

    Твои родные и твоя Родина

    5

    4

    3

    Времена Древней Руси

    5

    5

    4

    Времена Московского государства

    4

    6

    5

    Времена Российской империи

    5

    5

    6

    Времена Советской России и СССР

    5

    5

    7

    Современная Россия

    10

    10

    VI.Учебно-методическое обеспечение

    Программа: 

    «Окружающий мир» А.А. Вахрушев, 2008.

    Учебники: 

    А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» учебник для 3-го класса часть1(«Обитатели Земли»). М.:Баласс, 2012.

    А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» учебник для 3-го класса часть2(«Мое Отечество»). М.:Баласс, 2012.

              А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику окружающий мир («Обитатели Земли»). – М.Баласс, 2012.

    Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»(«Мое Отечество»). – М.Баласс,2012

              А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.О. Родыгина Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли»). – М.Баласс,2012

            А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина Окружающий мир («Наша Обитатели Земли»)  3 класс. Методические рекомендации для учителя/ Под редакцией А.А. Вахрушева _М.:Баласс, 2011

            Е.В. Сизова, Д.Д.Данилова, Е.м. Турчина Окружающий мир («Мое Отечество»)  3 класс. Методические рекомендации для учителя _М.:Баласс, 2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...

    Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100

    Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс

    Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...

    Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....