Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру
для 1 класса по программе 2100
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса окружающего мира для 1 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру Федерального государственного стандарта и Программы «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы авторов А.А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутина, С.В.Тырина (2010 года).
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100»
Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), в том числе на самостоятельные работы – 9 часов, итоговые работы - 3 часа, практические работы – 4 часа, экскурсии – 4 часа.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Цель курса окружающего мира в 1 классе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи: формировать целостную картину природного и социального мира со всем многообразием его явлений;
формировать представления о месте и роли в нём человека;
развивать эмоционально-ценностное отношение к природному и социальному миру.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса окружающего мира у учащихся идет формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Ценностные ориентиры изучения предмета «Окружающий мир»: ценность человека как разумного существа, ценность добра, ценность истины, ценность семьи, ценность труда и творчества, ценность свободы, ценность социальной солидарности, ценность гражданственности, ценность патриотизма, ценность человечества.
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающего мира в 1 классе
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Контроль за усвоением знаний
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.
В связи с этим оценивание учащихся идет следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1кл). Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных и итоговых работ.
Положительные оценки и отметки за выполненные задания являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. Школьники видят результаты своей работы постоянно, эту роль играют:
-оценочные листы по предмету. В них ученик дает самооценку выполненных заданий.
- «Портфолио», в которое помещаются оригиналы или копии выполненных учеником заданий, работ;
- накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
III. Содержание учебного предмета
Как мы понимаем друг друга
Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).
Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги[1].
Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже».
Как мы узнаём, что перед нами
Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.
Как ты узнаёшь мир
Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.
Твоя семья и твои друзья
Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.
Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.
Что нас окружает
Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.
Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.
Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).
Экскурсия «Безопасная дорога в школу».
Живые обитатели планеты
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.
Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.
Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.
Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
Отчего и почему
Последовательность событий и её причины. Причина и следствие.
Времена года
Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.
Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.
Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.
Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.
Экскурсия в парк «Осенняя природа».
Экскурсия в парк «Зимняя природа».
Экскурсия в парк «Весенняя природа».
Повторение пройденного материала
IV. Тематическое планирование
№ уроков по п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Система оценки | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться | ||||||||
Тема: Как мы понимаем друг друга 9 часов | |||||||||
1 | Экскурсия по школе. Ты школьник | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы | Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). | Познакомиться с учителем и одноклассниками | 03.09 | |||
2 | Как мы будем учиться | Формирования ЗУ | Оценивать правильность поведения | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Определять правила поведения | Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками | 05.09 | ||
3 | Ценный совет | Формирования ЗУ | Оценивать правильность поведения в быту и уличного движения | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Учиться находить класс, своё место в классе | 10.09 | |||
4 | Путешествуем, не выходя из класса | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах | 12.09 | ||
5 | Где и куда | Формирования ЗУ | Объяснять, как люди помогают друг другу жить | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах | 17.09 | ||
6 | Викторина. Зачем нужен жизненный опыт | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление | 19.09 | |||
7 | Учимся определять направление | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление | 24.09 | |||
8 | Учимся определять верх и низ | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи; | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление | 26.09 | |||
9 | Морское путешествие «Раньше и позже» | Формирования ЗУ | Объяснять, как люди помогают друг другу жить | Слушать и понимать речь других. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие | 01.10 | |||
Тема: Как мы узнаем, что перед нами 2 часа | |||||||||
10 | Сочетания предметов | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы | Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире | 08.10 | |||
11 | Что? Где? Когда? – игра: Предметы и их признаки | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Работать по предложенному плану | Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире | 10.10 | |||
Тема: Времена года 3 часа | Осень — природа готовится к зиме | ||||||||
12 | Осень — природа готовится к зиме | Формирования ЗУ | Называть основные особенности каждого времени года | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного | Высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире | 15.10 | ||
13 | Осень — природа готовится к зиме. Практическая работа «Почему падают листья» | Формирования ЗУ | Называть основные особенности каждого времени года | Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Различать времена года по признакам | 17.10 | |||
14 | Осень — природа готовится к зиме | Экскурсия | Оценивать правильность поведения людей в природе | Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» | 24.10 | ||
Тема: Твоя семья и друзья 10 часов | |||||||||
15 | Наши помощники – органы чувств | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются | 22.10 | |||
16 | Разгадыва ние сканвордов, шарад и загадок Наши помощники – память и ум | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Слушать и понимать речь других | Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки | 29.10 | |||
17 | Родители, учителя и книги | Формирования ЗУ | Объяснять, как люди помогают друг другу жить | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие | Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека | 01.11 | ||
18 | Самостоятельная работа №1 Как ты узнаешь мир | Контроля | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Учиться работать по предложенному учителем плану | Самостоятельная работа №1 | 12.11 | |||
19 | Ты и твоя семья. | Формирования ЗУ | Объяснять, как люди помогают друг другу жить | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями | 14.11 | ||
20 | Семейный альбом | Формирования ЗУ | Объяснять, как люди помогают друг другу жить | Учиться работать по предложенному учителем плану. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие | Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных | 19.11 | ||
21 | Учимся быть самостоятельными | Формирования ЗУ | Оценивать правильность поведения в быту (правила общения) | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками | 21.11 | ||
22 | Ты и твои друзья | Формирования ЗУ | Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) | Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношения с одноклассниками, друзьями Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями | 26.11 | ||
23 | Ты и твои друзья | Формирования ЗУ | оценивать правильность поведения в быту (правила ОБЖ). | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи | 28.11 | ||
24 | Твоя семья и друзья | Контроля | Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста . Оценивать реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Самостоятельная работа №2 | 03.12 | |
Тема: Времена года 7 часов | |||||||||
25 | Практическая работа « Растения зимой» Зима — покой природы | Формирования ЗУ | Называть основные особенности каждого времени года. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года | 05.12 | |||
26 | Экскурсия. Зима — покой природы | Экскурсия | Называть основные особенности каждого времени года. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» | 10.12 | |||
27 | Практическая работа «Почему лед плавает» «Почему снег белый» «Почему снег скрипит» Зима — покой природы | Формирования ЗУ | Называть основные особенности каждого времени года. | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года | 12.12 | |||
28 | Самостоятельная работа №3 Зима — покой природы | Контроля | Называть основные особенности каждого времени года. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни | Самостоятельная работа №3 | 17.12 | ||
29 | Как мы понимаем друг друга. Твоя семья и друзья. Времена года | Контроля | Проговаривать последовательность действий на уроке | Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни | Итоговая работа №1 | 19.12 | |||
30 | Учимся решать жизненные задачи «Правила школьной жизни» | Применения ЗУ | Объяснять, как люди помогают друг другу жить | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Оценивать реальные и игровые ситуации общения | 24.12 | ||
31 | Учимся решать жизненные задачи «У мамы день рождения» | Применения ЗУ | объяснять, как люди помогают друг другу жить | Слушать и понимать речь других | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Оценивать реальные и игровые ситуации общения | 26.12 | ||
Тема: Что нас окружает 9 часов 3 четверть | |||||||||
32 | Город, в котором мы живем | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы | Определять и формулировать цель деятельности на уроке | Подготовить рассказ о занятиях людей в городе | 13.01 | |||
33 | Экскурсия по району Район, в котором мы живем | Экскурсия | Проговаривать последовательность действий на уроке | Подготовить рассказ о занятиях людей в родном селе Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного села | 16.01 | ||||
34 | Учимся быть пешеходами | Формирования ЗУ | Оценивать правильность поведения на дороге | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. | 20.01 | |||
35 | Путешествие колобка | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы | Подробно пересказывать небольшие тексты | Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни | 23.01 | |||
36 | Хозяйство человека | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы | Учиться работать по предложенному учителем плану | Характеризовать разные виды транспорта | 27.01 | |||
37 | Повторение. Самостоятельная работа №4 «Что нас окружает» Из чего делают вещи | Контроля | Называть живые и неживые природные богатства и их роль в природе | Учиться работать по предложенному учителем плану | Самостоятельная работа №4 | 06.02 | |||
38 | Богатства природы | Формирования ЗУ | Называть живые и неживые природные богатства и их роль в природе | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник | Приводить примеры использования человеком богатств природы | 11.02 | |||
39 | Твердые тела, жидкости и газы. Практическая работа «Сжимаются ли жидкости» | Формирования ЗУ | Называть живые и неживые природные богатства и их роль в природе | Проговаривать последовательность действий на уроке | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы на примере воды и ее состояний | 13.02 | |||
40 | Самостоятельная работа №5по теме: Богатства природы и их свойства | Контроля | Называть живые и неживые природные богатства и их роль в природе | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного | Анализировать примеры использования человеком богатств природы | Самостоятельная работа №5 | 17.02 | ||
Тема: Живые обитатели планеты 8 часов | |||||||||
41 | Живые обитатели планеты | Формирования ЗУ | Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам | 21.02 | |||
42 | Живое и неживое | Формирования ЗУ | Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам | 24.02 | |||
43 | Растения и животные. | Формирования ЗУ | Называть особенности растений и животных | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Различать растения и животных, используя инфрмацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями | 27.02 | |||
44 | Практическая работа «Волшебное зерно» Растения и животные. | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Сравнивать и различать разные группы живых организмов | 03.03 | |
45 | Равновесие в природе | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Оформлять свою мысль в устной речи | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Группировать по названиям известные культурные растения и домашние животные (на примере своей местности) | 06.03 | ||
46 | Домашние любимцы и комнатные растения | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. диких и домашних животных | 10.03 | ||
47 | Наши помощники – домашние животные и культурные растения | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. диких и домашних животных | 13.03 | ||
48 | Итоговая работа №2 Живые обитатели Земли | Контроля | Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного | Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы | Итоговая работа №2 | 17.03 | ||
Тема: Времена года 7 часов | |||||||||
49 | Весна: пробуждение природы Март-апрель-май | Формирования ЗУ | Называть основные особенности каждого времени года. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы | Различать времена года по признакам | 20.03 | |||
50 | Экскурсия. К нам пришла весна, радость принесла | Экскурсия | Называть основные особенности каждого времени года. | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Характеризовать времена года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии | 03.04 | |||
51 | Весна: пробуждение природы Практическая работа «Как высоко расположено солнце весной» | Формирования ЗУ | Называть основные особенности каждого времени года. | Различать времена года по признакам | 07.04 | ||||
52 | Народные приметы | Формирования ЗУ | Называть основные особенности каждого времени года. | 10.04 | |||||
53 | Природа и мы. | Формирования ЗУ | Называть основные особенности природных явлений | 14.04 | |||||
54 | Наши помощники – домашние животные и культурные растения | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. диких и домашних животных | 17.04 | ||
55 | Проверочная работа №6 по теме «Времена года. Весна»Весна: пробуждение природы | Контроля | Называть основные особенности каждого времени года. | Слушать и понимать речь других | Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года | Проверочная работа №6 | 21.04 | ||
Тема: Живые обитатели планеты 5 часов | |||||||||
56 | Человек – разумное существо | Формирования ЗУ | Называть роль человека в природе | Учиться работать по предложенному учителем плану. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Человек – разумное существо | 24.04 | ||
57 | Проверочная работа №7 по теме «Живые обитатели земли» | Контроля | Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного | Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы | Проверочная работа №7 | 28.04 | ||
58 | Экскурсия.Лето – природа цветет и плодоносит Июнь-июль-август | Называть основные особенности каждого времени года. | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | 05.05 | |||||
59 | Учимся решать жизненные задачи «Музей нашего края» | Формирования ЗУ | Знать свой край | Слушать и понимать речь других | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | 08.05 | |||
60 | Проверочная работа №8 по теме «Живые обитатели планеты» | Контроля | Называть роль человека в природе | Проговаривать последовательность действий на уроке | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Проверочная работа №8 | 12.05 | ||
Тема: Времена года 3 часа | |||||||||
61 | Проверочная работа №9 по теме «Времена года. Весна и лето.» | Формирования ЗУ | Называть основные особенности каждого времени года. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы | Различать времена года по признакам | Проверочная работа №9 | 15.05 | ||
62 | Отчего и почему | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Приведение примеров простейших причинно-следственных связей | 19.05 | |||||
63 | Итоговая работа №3 | Формирования ЗУ | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Приведение примеров простейших причинно-следственных связей | 23.05 | ||
V. Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
- Комплект наглядных пособий . 1 класс. Окружающий мир. В 4-х частях. - М.: «Баласс», 2006
- Литература для учащихся:
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Окружающий мир. («Я и мир вокруг»). Учебник для 1-го класса в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2010.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»). 1-й класс. - М.: «Баласс», 2010.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг» ) для 1-го класса. - М.: «Баласс», 2010
- Курапова И.И.
Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1-2 классов. - М.: «Баласс», 2010
- Литература для учителя:
- Примерная программа начального общего образования по окружающему миру Федерального государственного стандарта.- http://www.standart.edu.ru
- Планируемые результаты освоения учебной программы по окружающему миру. http://www.standart.edu.ru
- Окружающий мир. Планируемые результаты освоения программ начального образования (Технологическая форма). - http://www.standart.edu.ru
- Вахрушев А.А
Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2009
- Программа «Окружающий мир» (для четырехлетней школы) А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С. Раутиан, С.В.Тырин. - . http://www.school2100.ru
[1] Положения программы, выделенные шрифтом, предназначены для подготовки докладов, поиска ответов на вопросы любознательных школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс с учетом ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа - 2100) 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс
Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 3 класс
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному пости...