конспект урока по окружающему миру:"«Растения – живые тела ( организмы) ».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Соколова Татьяна Борисовна

Тема урока:  «Растения – живые тела ( организмы) ».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации.

 Цели урока:

Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений; дать представление о растении как  живом организме;

Развивающая цель: развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; развивать познавательный интерес к учебному предмету.

Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к растениям.

 

               Оборудование: презентация, кроссворд «Растения», схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений», тест, иллюстрации  лекарственных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okr._miru.doc1_.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Растения – живые тела ( организмы) ».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации.

 Цели урока:

Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений; дать представление о растении как  живом организме;

Развивающая цель: развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; развивать познавательный интерес к учебному предмету.

Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к растениям.

               Оборудование: презентация, кроссворд «Растения», схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений», тест, иллюстрации  лекарственных растений.

                                                               Ход урока.

I.  Организационный момент.                          Презентация, слайд №1, 2.

                                                                     Нет ничего прекраснее цветов,

                                                           Пришедших в палисады и жилища.

                                                    Они пришли из глубины веков,

                                                                     Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.          

                                                                                                                     

                                                                                                                    С. Красиков.

II. Объявление темы урока и постановка целей.

    - Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего разговора.                

Презентация, слайд №3.

1.     Не огонь, а жжется.  (Крапива.)

2.     Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3.    Что за дерево стоит -

       Ветра нет, а лист дрожит.  (Осина.)

4.   Последняя улыбка осени.

      Звезда на клумбе (Астра.)

 

5.    Клейкие почки, зеленые листочки.                                                                                                    

        С белой корой, растут под горой.  (Береза.)

6.   Ветка в грозди разодета

      Фиалкового цвета.

      Это в летний жаркий день,

      Расцвела в саду …….. (сирень.)

7.  С моего цветка берет

     Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

8. Платье потеряла,

    Пуговки остались. (Рябина.)                             Растения

  Тема урока – растения.   Презентация, слайд №4.

- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.

( дети читают стихотворение наизусть)

Не спеша растут деревья

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в землю,

Простирая руки к солнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят –

Им ведь нужно так немного –

Свет, Земля,

Вода и ветер –

То, чего искать не надо,

То, что всем дается даром.

А еще деревьям нужно,

Чтоб земля была прекрасна,

И живут они, деревья,

Украшая нашу землю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Несказанной красотою

Доброты своей извечной.

                      Б. Заходер.

III. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

- Что такое растение?

Растения – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.

Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.

Итог беседы – презентация, слайд №5.

Дополните схему, словами, доказывающими, что растение живёт.

                                              Растение

Итог – презентация, слайд №6.

- Какое значение имеют растения в жизни человека?

- Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?

- Где произрастают дикорастущие растения? ( В лесу, в горах, на  водоемах, лугах.)  Презентация, слайд №7.

- Какие растения называют культурными?

- Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.) Презентация, слайд №8.

     - Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.

  Тест

1. Какое из этих растений выращивают в садах?

а) пшеница,

б) слива,

в) помидор.

2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?

а) рожь,

б) ель,

в) огурцы.

3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?

а) дыня,

б) овес,

в) яблоня.

4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче?

а) свекла,

б) арбузы,

в) картофель.

5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?

а) овощи,

б) фрукты,

в) корнеплоды.    

Взаимопроверка работы.   Презентация, слайд №9.

IV. Изучение нового материала

- Почему растения считают живыми организмами?

- Что нужно растению для роста и развития? (проблемный вопрос)

Учитель обобщает.

Работа с текстом учебника  (c.78)

-  Какие растения изображены?

 

Составьте схему:

                                                 

        

                                               

Презентация, слайд №10.

- Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят)

Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами.

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.

Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие.

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите.

Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

                                      Цветы, как люди, на добро щедры,

                                      И, щедро нежность людям отдавая,

                                      Они цветут, сердца обогревая,

                                       Как маленькие теплые костры.

                                                                            К Женэ.

 - Могут ли растения расти на камнях?  (Да, но только особенные. Это лишайники, похожие на зеленые и оранжевые пятна.)

Работа в тетради с.20 №13

Мох – это не цветковое растение, коробочка со спорами, которыми они размножаются.

Презентация, слайд №11.

Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако, увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.

В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил.

После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи  венках.

 Физкультминутка.  

Практическая работа.

- Каково строение растительного организма?

( Сравнение травянистого, кустарника, деревьев)

Что общего, а чем отличаются?   Презентация, слайд №12.

Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод.    

- Какое значение в жизни человека имеют растения?

Учитель читает стихотворение и  демонстрирует лекарственные растения. Презентация, слайд №13.

  1. Рассмотри и запомни эти цветы,

          В них столько тепла и земной красоты!

          Все, человек, что тебя окружает,

         Любит и лечит тебя, охраняет.

  1. Листок подорожника ты не топчи,

         Ссадину, рану ты им залечи.

  1. Ты заболел, а аптека закрыта.

         Банка с малиной мамой открыта.

         Это варенье, оно же лекарство,

         Быстро уходит болезни коварство.

Мята поможет в зимние дни,

Летом ее насуши, сохрани.

          В зимнюю стужу чай завари,

          Выпей его и спи до зари.

  1. Вот зверобой и ромашка с ним рядом.

          Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.

          Ты, человек, их понимай,

           Пользуйся ими, не обижай.                        

                                                  Н.Д.Коваленко.

- Какие лекарственные травы применяются при простуде? (шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины.)

- какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.)

Рассказ о том, как появилась наука о растениях – ботаника.

 - С глубокой древности человек, собирая, а  затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» - «трава».

 V. Повторение и закрепление.

- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)

 

Презентация, слайд №14.

Одинаковые ли условия нужны для разных растений?

( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.)

- Какие растения называют цветковыми?

- Какие органы есть у всех цветковых растений?

VI. Итог урока.   Презентация, слайд №15.

- Чем важно для человека озеленение города?

- Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?

- Около каких растений воздух считается наиболее здоровым?

- Почему и для чего создана Красная книга растений?

- Сколько всего видов деревьев?

Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь - будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного - общения с природой.

    - Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

    -  Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

        - Получили удовольствие от урока?  

Домашнее задание.   

Тетрадь с.20-21 №14,15. Учебник с. 78-80 прочитать, ответить на вопросы.

Дополнительно с.162, интересные сведения о растениях.

          мхи

водоросли

папоротники

растения

Цветковые растения

Хвойные растения

   

Что нужно растению для жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс

Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы)   Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока:  сформировать понятие « Животное – живое существо»,  расшир...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс

Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...

Конспект урока по окружающему миру "Как работает наш организм"+ презентация

Цели деятельности учителя: формирование основных сведений о функционировании опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем, о целостности организма человека.Планируемые резуль...

Конспект урока по окружающему миру "Как работает наш организм"

Конспект урока по окружающему чтениюТема: «Как работает наш организм»Цели деятельности учителя: формирование основных сведений о функционировании опорно-двигательной, пищеварительной, дыха...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Тела, вещества, частицы"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Тела, вещества, частицы"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс...