Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Вожжова Виктория Александровна

Конспект занятия по доноведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Донской край - казачий край.92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по духовно-нравственному направлению

 (МБОУ СОШ№3)

Учитель: Вожжова Виктория Александровна.

Дата проведения урока:

Класс: 3

Предмет: доноведение

Тема: «Донской край- казачий край».

Триединая дидактическая цель занятия:

Образовательная:          

-  продолжить изучение детьми прошлого нашего края;

-  познакомить обучающихся с различными версиями появления казачества на Дону 

Развивающая:

- через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления;

- развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач;

- развивать диалогическую речь учащихся;

- способствовать развитию памяти, внимания учащихся;

- совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека.

Воспитательная:

-вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников;

- воспитание чувства гордости за свой край, за талантливых людей, взращенных на донской земле;

- воспитывать патриотические чувства;

- умение увидеть прекрасное в окружающем мире.

Тип занятия:  изучения новых знаний.

Форма занятия: исследование.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- словесно-логический;

-  метод самостоятельной работы учащихся

Виды деятельности и формы работы:

- фронтальная работа;

- работа  в парах;

- работа в группах;

- работа с учебником;

- индивидуальная работа на местах;

- практическая работа. 

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, музыкальный  центр, презентация, наглядный материал

Межпредметные связи:  литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир.

Этапы занятия

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча-ние

I.Организа-ционный момент.



Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологи-чески настроить ребят на совместную деятельность.

-Ребята, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный солнечный день и сколько  у нас на занятии  гостей?

-Давайте  со всеми поздороваемся!

Здравствуй, солнце золотое


Здравствуй, небо голубое


Здравствуй, Матушка, Земля


Здравствуйте, уважаемые, учителя!


-Садитесь.

«Улыбка»

Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, которое вам улыбается. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу . Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек.


  Какие чувства у вас возникли, когда вы улыбались друг другу?


Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! Я желаю вам хорошего настроения и удачи на нашем занятии.


Наше занятие будет необычное. Это будет занятие  – исследование. Значит, сегодня мы - юные исследователи. Нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь.

Вам на занятии придется работать в парах и группах. Давайте вспомним правила нашего учебного сотрудничества.

Настраиваются на урок.







Поднимают руки вверх и опускают

Поднимают руки вверх и опускают

Рисуем вверху руками круг

Повернуться к учителям и раскинуть руки в стороны











Улыбаются друг другу.












Чувства радости, доброты, хорошего настроения.
















Внимательно читать (слушать задание-инструкцию).

Работать так, чтобы не мешать другим.

Выслушивать мнение каждого члена группы (пары).

Пользоваться дополнительной литературой.

Соблюдать отведенное время.

Распределить роли для работы.

Презентовать выполненную работу.

Соблюдать правило поднятой руки.

Слайд1.

























































Слайд 2.











II.Актуали-зация опорных знаний



























Проверка разноуровнего домашнего задания.

Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого. ) Обеспечить в самом начале занятия высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал).

Самостоятель-ная работа с последовате-льной проверкой на доске. Отработка навыка самопроверки.

Посмотрите на табло желаний.


 На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;
– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– учить правило;
– рассказывать.


– Какие учебные желания вы бы хотели исполнить на занятии?


На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;
– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– учить правило;
– рассказывать.



– Это наши желания. Можем ли мы сразу удовлетворить свои желания? Почему?










Если вы правильно разгадаете кроссворд и выполните тест, то сможете вспомнить, о чем шла речь у нас на прошлом занятии и самостоятельно сформулировать  тему сегодняшнего занятия.


1,2 группа – работаем коллективно – кроссворд.

3, 4 группа  – работаете в парах  - тест.

Кроссворд.

Как называлось Славянское государство предков русских, украинцев, белорусов? (Киевская Русь)

Древний город (Танаис)

Царство, расположенное на Дону и на Волге, разгромили кочевники? (Хазария)

Великая битва которая произошла 8 сентября 1380? (Куликовская)

Племя кочевников жившие в нашем крае  (Скифы)

Тест «История Донской земли»

1. Кому принадлежат слова: Лучше пасть в бою, чем жить в неволе»?

А) А. Невскому

Б) Ярославу Мудрому

В) Петру Первому

К) Игорю Святославовичу

2. В каком веке произошло сражение князя Игоря с половцами?

А) XII

Б) XIII

B) X

Г) IX

3. Царство, расположенное на Дону и на Волге, разгромили кочевник?

А) Киевская Русь

Б) Дикое поле

З) Хазария

4. Как называется историческое общество в городе Белая Калитва Шолоховкого района?

А) Боян

Б) Караул

В) Стрела

Г) Русичи

5. Великая битва которая произошла 8 сентября 1380?

А) Монголо-татарское нашествие

Б) Отечественная война

В) Революция

К) Куликовская битва








Обучающиеся выбирают из предложенных учителем названия действий, которые хотели бы совершать на занятии.





















– Не можем, потому что не знаем о чем пойдет речь на  занятие.






















Коллективная работа.















Самостоятельное выполнение теста

(3, 4 группа  – работа в парах)


































Ответ: казак.

Слайд 3.




















































Слайд 4.

III.Форму-лировка темы и целей занятия

Подвести учащихся к формулирова-нию темы занятия. Выявление места и причины затруднения, постановка цели занятия.

- Как вы думаете, о ком пойдет речь на занятии?

- Какие задачи нам предстоит решить?

- Какова тема нашего занятия?

Девиз урока

«Казаки умеют с врагами сражаться,

И народу служить своему.

Лучше быть, чем казаться,

Жизнь – Отечеству,

Честь – никому!»

Речь на занятии пойдет о казаках.

Задачи:

-  продолжить изучение прошлого нашего края;

-  познакомиться с различными версиями появления казачества на Дону. 

Формулируют тему урока: «Донской край –казачий край»










Слайд 5. Тема занятия.

IV.Мотива-ция учебной деятель-ности.

Формирование начальных знаний  о казаках.

Развитие познавательной активности, формирование начальных знаний и умений литературовед-ческого характера.

На  прошлых занятиях мы пытались заглянуть в прошлое и разгадать тайны донской земли, узнать, что за люди жили в наших степях, чем они занимались.

Донской край называют казачьим краем.

- Что обозначает слово «КАЗАК»?

Вот сейчас и попросим нам рассказать наших гостей: казака и казачку.

Нет единого толкования слова «казак». Одни исследователи считают, что «казак» состоит из двух монгольских «ко»  броня, латы, защита; и «зах»  граница т.е. «казак»  защитник границы, другие, что название произошло от народов, живших когда-то вблизи Дона (касоги, х(к)азары, от турецкого («каз» (гусь).











Выступают казак и казачка.

Слайд 6.

V.Восприя-тие и осознание нового материала.

Построение нового знания.

Формирование мотивации учения и обучения.

Реализация принципа деятельности.

Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой,

  не забывая основной цели работы (метод «виртуальной памяти»)

Откуда же появились казаки?

(Просмотр видеоролика «Казачья быль»)

















- Из каких источников мы можем узнать более подробно о далёком прошлом нашего края ?







Вы правы, о прошлом могут рассказать различные источники. Но казаки в начале своего расселения в донских степях не вели летописей.


Сегодня на занятии мы более подробно познакомимся с двумя версиями  о происхождении казачества: Казаки – потомки скифов;

Казаки – потомки бродников.


Откуда мы на занятии может найти необходимую информацию о происхождении казаков?

Казаки  - военные люди, защитники.

Возможно, они жили здесь всегда.

Казаки – потомки скифов.

Казаки – потомки бродников.

Казаки – потомки русских поселенцев из завоеванных монголо-татарами земель.

Казаки – потомки смельчаков, которые убегали от власти помещиков к вольной жизни.

Казаки – люди вольные.

Источники:

-ученые производят раскопки, они находят разные  предметы быта и узнают, как жили люди;

-из книг или документов;

-спросить у взрослых;

-посмотреть фильмы.














Необходимую информацию мы можем найти в  наших книгах «Природа и история родного края».

Слайд 7.

V.Релакса-ция

Снятие напряжения

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки.

Буквой Л расставим ноги

Точно  в танце руки в боки

Наклонились влево – вправо

Получается на славу!        

Выполняют движения.

VI. “Откры-тие” детьми нового знания.

Работа по учебнику

с.93-97

Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятель-ности.

Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Работа в группах:

  1. Казаки – потомки скифов (с. 93-94)
  2. Казаки – потомки бродников (с. 94-95)

3.         Сравните рисунки скифского воина и донского казака.

- Есть ли что общего во внешнем облике?

- Какое оружие использовали воины в ближнем бою?

- А какое оружие подходило лучше для дальнего боя?

Сделайте вывод.


4.          Сравните рисунки бродника- воина и донского казака.

- Есть ли что общего во внешнем облике?

- Какое оружие использовали воины в ближнем бою?

- А какое оружие подходило лучше для дальнего боя?

Сделайте вывод.


В результате выступлений на доске появляется запись:

Казаки – потомки скифов.



Казаки – потомки бродников.



- Соотнесите рисунок с надписью.


При  изучении темы мы пытались ответить на вопрос о происхождении казаков. Подтвердились ли наши предположения?

(Каждая группа знакомится с одной версией и готовится изложить её классу)


























1,3 группа – знакомят с версией «Казаки – потомки скифов».

2,4 группа – знакомят с версией «Казаки – потомки бродников».




Да, казаки были хорошими воинами. Им приходилось часто воевать.

Если казаки – потомки скифов, то они живут здесь с очень давних времен.





























Слайд 8.








Слайд 9.

VII.Закрепление и осмысление знаний.

Поддерживать интерес к изучению природы и истории донского края Развивать индивидуаль-ные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач

Любимый край степной...
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !


Пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками и были у казаков на все случаи жизни.

Сколько народной мудрости, житейского опыта заключено в короткой фразе!. А вы хорошо знаете казачьи пословицы? Сейчас мы посмотрим... Я буду читать первую половину пословицы, а вы заканчиваете ее. Если пословица хорошо вам известна, можно отвечать хором.


Вы слышали, как на Дону поют и танцуют

Седые старики, участники походов?

А видели, как горько слёзы льют,

Друзей припоминая и погодков?

Но вот, смахнув слезу с морщинистой щеки,

Поднимает дед с вином игристым чашу

И скажет:

- Будя. Будя, казаки!

Кум, заводи. А ну, станцуем нашу!










Работа с пословицами


Казак скорей умрет… чем с родной земли сойдет.

Казак без коня… что воин без ружья.

Казак сам не съест… а коня накормит.

Где тревога… туда казаку и дорога.

Казак в бою… как орёл в небе.




Казачий танец


Слайд 10.

























Слайд 11.















VIII. Итог занятия, рефлексия

Учить самостоятельно подводить итог занятия;
– учить проверять индивидуальное достижение поставленных задач;


-оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности всего класса.

Итак, ребята, наш урок-исследования подходит к концу.

- Какие цели мы ставили перед собой вначале занятия?

- Как вы думаете, добились этих целей?

-Откуда же появились казаки?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что бы ещё хотели узнать?



Сейчас мы превратим табло наших желаний в табло результатов урока. Присоедините , пожалуйста, к центральной фигуре.

карточки самых удавшихся своих действий на уроке.


Я очень довольна вами и вашей работой на занятии.


Если вам было интересно на занятии и всё было понятно поднимите  – синий прямоугольник;

если вам было интересно, но возникали,  

трудности при ответах на вопросы – жёлтый;

если вам было не интересно и всё было непонятно - красный.

Соедините эти прямоугольники, синий- желтый- красный. 

Что у вас получилось?


Звучит гимн Ростовской области.




-  продолжить изучение прошлого нашего края;

-  познакомиться с различными версиями появления казачества на Дону 





Заполняют табло результатов (примерно).






















Флаг Ростовской области.















Слайд 12.
























Слайд 13.


Слайд 14.

IX. Домаш-нее задание

Применение полученных знаний. Развитие самостоятель-ности.

Расскажите родителям о разных версиях возникновения казачества и выясните, какая, на их взгляд, наиболее верная. Расскажите об этом на следующем занятии.


Наше занятие я хочу закончить высказыванием:


«КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ!

КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ!

КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!»


Слайд 15.








Слайд 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"

Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...

Внеклассное занятие "Моя Родина - Донской край"

Занятие поможет ребятам расширить свои знания о Донском крае и систематизировать их....

Донской край - мой край

Технологическая карта внеурочного занятия "Донской край - мой край"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...