Донской край - мой край
план-конспект занятия (3 класс)

Сотникова Алёна Валерьевна
Технологическая карта внеурочного занятия "Донской край - мой край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donskoy_kray_-_moy_kray.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по Донскому краю в 3 классе на тему «Донской край – мой край».

Цель: Создать условия для формирования у детей интереса к истории донского края.

Задачи:  - Формировать представление детей об истории своей малой Родины;

 - Развивать познавательный интерес к истории своего народа;

 - Закрепить представление детей о быте и укладе жизни казаков;

 - Воспитывать чувство гордости за свой родной край;

 - Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;

 - Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

Ход занятия:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Организационный момент.

   Придумано кем-то просто и мудро

   При встрече здороваться! Доброе утро!

   Доброе утро, солнцу и птицам!

   Доброе утро! Приветливым лицам!

   И каждый становится добрым, доверчивым!

   Доброе утро длится до вечера!

-Ребята, давайте нашим гостям пожелаем доброго утра.

-Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, а куда мы с вами отправимся, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочитаю (чтение стихотворения о Донском крае).

-Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

-Доброе утро!

-О Донском крае.

II. Основная часть

-А кто знает, как называется земля, на которой мы живем?

-Правильно. А почему возникло такое название?

- Ребята, а какие стихи вы знаете о Донском крае? (чтение стихов)

- Ребята, а как назывались дома, которые в далеком прошлом строились на берегу реки Дон?

- Правильно, но курени были разные, чем они отличались друг от друга?

- От чего это зависело?

 

-Ребята, кто сможет описать конструкцию двухэтажного куреня?

-Спасибо. Все верно. А кто желает сделать описание второго этажа куреня?

-Спасибо. Осталось описать последнюю часть куреня – крышу.

-Ребята, а что означает слово курень?

- Значит, дом должен быть круглым?

-Как говорят казаки : «Печь – царица в доме».

-Ребята, а давайте поиграем в игру «Забытые слова», познакомим гостей с особыми казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись.

Игра «Забытые слова» (со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гутарят, отец – батя, компот – узвар, плетка – нагайка, часы – ходики, балкон – балясины).

-Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова.

-Донская земля.

-Потому что мы живем в Ростове-на-Дону, а наша главная река Дон.

-Казачий курень.

-Курени были двухэтажные и одноэтажные.

-От места жительства, там, где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени.

-Первый этаж куреня строили из камня, так как при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал и не гнил как дерево. На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов, а зимой пускали животных.

-Второй этаж строили из дерева. Он был жилой. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали. Вокруг куреня делали деревянный балкончик «балясник». Летом на нем можно было пить чай. Также на нем хранили лодку, на которой плавали во время разлива рек от дома к дому, а балясник служил причалом.

-Крышу крыли камышом, иногда соломой.

-Курень значит круглый.

-Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.

III. Основная часть.

-Ребята, а как назывались люди, которые жили на берегу Дона?

- А кто такие казаки?

-А чем занимались казаки?

-Ребята, а как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?

-Верно, главная задача казаков – оберегать границу государства, ведь термин «казак» означает «защитник», «воин».

- А кто у казака верный друг?

- Верно, у казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.

- Ребята, а какие вы знаете пословицы о казаках и конях?

-Молодцы! Ребята, а чем занимались женщины казачки?

-Правильно, а чем занимались дети казачата?

-Ребята, давайте представим, что нас попросили присмотреть за малышом. Чему бы вы хотели научить малыша, чтобы он вырос сильным, отважным, уверенным в себе казаком? Вы говорите свои пожелания и бросайте в мешочек эти красивые шарики.

-Спасибо вам за такие замечательные пожелания.

-Донские казаки.

(ребенок, одетый в костюм казака)

Кто такие казаки?

Не простые мужики.

В голове у казака

Бог, Отечество, семья.

Поле, поле – воля, воля.

Не легка казачья доля.

Но лучше нет на свете боле

Доли казака.

-Казаки были воинами – защищали Родину, строили дома, работали на кузнице, ловили рыбу, занимались плетением (плели из прутьев камыша корзины, лукошки, колыбели, стулья).

-На службе, в боях, в походах.

-Конь.

- Казак и в беде не плачет.

- Атаман из плохого казака не получится.

- Казак без службы – не казак.

- Казак голоден, а конь сыт.

- Казак без коня, что дом без огня.

-Женщины занимались домашними делами: убирали, стирали, готовили кушать, воспитывали детей. Весной и осенью работали в поле, а зимой вязали, пряли шерсть, шили, вышивали.

-Мальчики помогали деду, отцу по хозяйству. С раннего возраста обучались езде на лошади, владеть казачьим оружием – шашкой. Девочки помогали матери, бабушке, вязать, шить, занимались рукоделием, нянчили младших братьев, сестер.

(Дети бросают шарики в мешочек, проговаривая казачьи заповеди):

По обычаям казачьим

Всегда в жизни поступай,

Тверд будь в Вере Православной,

Ее в сердце укрепляй!

Верно ты служи Отчизне

И народу своему,

А творить себе кумиров

Непотребно никому!

По традиции казачьей,

Даже если гибнешь сам,

Оказать ты должен помощь

Своим братьям – казакам!

Презирать обязан праздность,

Тунеядство, негу, лень,

Чтоб твоя семья в достатке

Проживала каждый день!

Ты семью беречь обязан,

Почитать отца и мать,

Честь, достоинство казачки

Должен ты оберегать!

Чтя казачий кодекс чести,

Православие защищай.

Береги свою Отчизну

И семью не забывай!

Старших мудрые советы

Ты обязан почитать,

Потому они помогут

Самому мудрее стать!

IV. Заключение

-Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали?

-Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны!

Напутствие:

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудном крае, где живем мы у Дон – реки,

Где жили здесь когда-то наши предки казаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"

Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...

"История Донского края и его культурные традиции".

В этом году мы отмечаем 70-десятилетие Ростовской области и тема нашей сегодняшней игры «История Донского Края и его культурные традиции» посвящена этому событию Мои юные друзья, вы р...

Рыбы донского края.

Презентация знакомит детей с промысловыми рыбами реки Дон и Азовского моря.Цель: Познакомить с промысловой ихтиофауной родного  донского края.Задачи:Пополнить знания о ценных рыбах родного ...