Урок по окружающему миру.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Урок по окружающему миру: Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_nuzhno_chistit_zuby.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру:                                                                                                     Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Цели:

- повторить знания об  основных группах витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значения для организма;

- обобщить знания учащихся об основных правилах личной гигиены;

- формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

- формировать устойчивый навык личной гигиены;

- формирование у учащихся положительной мотивации к учению;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать здоровый образ жизни. 

Тип урока – сообщение новых знаний.

Оборудование: на плакате девиз урока «Я здоровье берегу,Сам себе я помогу»; 3 корзинки, картинки с изображением овощей и фруктов, диск с м/ф «Мойдодыр»; памятки, несколько видов зубной пасты и мыла, включая детское, зубная щётка, слайды, сигнальные карточки, презентация:  « Почему нужно чистить зубы»

У учащихся — зеркальце, расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка, а также принесенные из дома чистая зубная щетка в пакете или футляре, полотенце.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.(Звучит музыка.)

1. Приветствие учителя:

Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро, солнцу и птицам.
– Доброе утро, улыбчивым лицам!

– Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.

II. Разминка.

- А сейчас мы вспомним, что проходили на прошлых уроках.

-Подумайте, и скажите, а почему надо есть много овощей и фруктов? (Овощи и фрукты богаты витаминами)

- Что такое витамины? ( Витамины – это вещества, необходимые для поддержания жизни. Без витаминов человек болеет.)

Игра  «Соберём корзинки» Надо собрать корзинки по группам витаминов. На столе рисунки овощей и фруктов. Работа в группах. 1 группа собирает те овощи и фрукты в которых содержится витамин А. 2 группа – витамин В. 3 группа – витамин С. Взаимопроверка.

- Скажите, в каких овощах содержится витамин А? (Капуста, морковь, помидор)

- Значит для чего нам нужен витамин А? (Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы)

– В каких овощах и фруктах содержится витамин В? (Свёкла, яблоки, редиска, зелень салата)

– Значит для чего нам нужен витамин В? (Чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам)

– А где же мы встречаем витамин С? (В чёрной и красной смородине, лимоне и луке)

- Значит для чего нам нужен витамин С? (Чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни)

– А теперь, скажите, для чего нужны организму витамины? (Дети перечисляют)

– Дети перед едой нужно хорошо мыть овощи и фрукты. Чтобы микроб не попал в организм.

III. Мотивация.

- Мы продолжаем работать. Сели красиво. В классе тишина.

- Ребята, посмотрите, под каким девизом мы будем сегодня работать на уроке:

« Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу». (Слайд № 1 )

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О здоровье)

- Правильно, потому что недаром говорят, что здоровье дороже любого богатства, и его не купишь не за какие деньги.

IV. Работа по теме урока.

- Мы на уроке должны поставить 2 учебные задачи (2 проблемы). Чтобы узнать первую, вы должны отгадать загадки.

1.Тридцать два весёлых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю!
- Кто знает? (зубы)

- Для чего человеку нужны зубы?( Ответы детей)

      С помощью зеркальца дети рассматривают свои зубы.

- Почему у многих ребят нет некоторых зубов?

Дети находят рисунок в учебнике (с. 106, вверху), читают слова Мудрой Черепахи о молочных и постоянных зубах. Учитель поясняет, что о молочных зубах нужно заботиться не меньше, чем о постоянных.

 - Как вы думаете, какая у нас первая проблема? (Почему нужно чистить зубы?)

Дети говорят, почему, по их мнению, нужно чистить зубы. Затем учитель читает текст на с. 106 учебника;

- Что постоянно образуется на зубах? (Налёт.)

- Из чего он состоит? (Из микробов и остатков пищи.)

- Что застревает между зубами? (Частички пищи.)

- Поэтому, что надо делать? (Чистить зубы.)

- Сколько раз в день? (Два.)

Рассказ учителя: Человеческий детёныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6 – 8 месяцев. К двум годам у детей появляются 20 зубов. Эти зубы называются молочными. С возраста 6- 7 лет и до 12 происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет. Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается. Она может растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры! Зубы – очень важная часть пищеварительного канала. Зубами человек откусывает и пережёвывает пищу. Больные зубы могут быть причиной разных заболеваний. Самая распространённая болезнь зубов – это кариес. Кариес – это разрушение зуба с образованием в нём полости (дырки). При появлении в зубах даже небольшой дырки, нужно сразу же обратиться к врачу стоматологу.( Слайд № 2 )

   Для профилактики кариеса нужно чистить зубы дважды в день – утром и вечером. Чтобы не болели зубы и не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: есть много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить побольше молока. (Слайды № 3, 4, 5)

- Чем мы чистим зубы? (Зубной щёткой). (Слайд № 6 )

Она должна быть у каждого человека своей. И менять зубную щётку нужно каждые три месяца.  

  Далее выполняется практическая работа, в ходе которой дети учатся правильно чистить зубы. (Слайды № 7,8 )

     1. У учащихся на столах расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка. Учитель поясняет, что зубцы расчески изображают наши зубы, а вата — зубной налет и остатки пищи; просит рассмотреть рисунки на с. 106 учебника и подумать, какими движениями нужно чистить зубы. Предположения детей проверяются опытом с расческой и щеткой. Учащиеся убеждаются, что движениями вверх-вниз гораздо легче и быстрее удается очистить «зубы».

      2. Дети рассматривают рисунок в середине страницы и описывают движения зубной щетки. Учитель показывает с помощью своей зубной щетки правильные движения.

      3. Учащиеся выполняют правильные движения с помощью своей чистой зубной щетки. Учитель напоминает, что зубная щетка у каждого человека в семье должна быть собственная (личная). 

      Затем учитель демонстрирует несколько видов зубной пасты, особенно рекомендуя те, которые предназначены специально для детей. ( Слайд № 9 )

V. Физминутка.1. Надо чистить каждый зуб, (Слайды № 10, 11)
                                Верхний зуб, нижний зуб,
                                Даже самый дальний зуб, —
                                Очень важный зуб.
                                Изнутри, снаружи три,
                                Три снаружи, изнутри…

2.        Мы чистим, чистим зубы
           И весело живем.
           А тем, кто их не чистит,
           Мы песенку поем:
          — Эй, давай не зевай,
          О зубах не забывай,
           Снизу вверх, сверху вниз
           Чистить зубы не ленись.

VI. Продолжение работы по теме.

 Результат исследовательской работы: совместное составление памятки.

Памятка №1 (Слайд № 12)

1.Чтобы зубы были здоровыми и крепкими их нужно чистить.

2. Чистить зубы два раза в день.

3. Соблюдать правила чистки зубов.

4. Полоскать рот после каждого приема пищи

5. Не употреблять много сладкой пищи

6. Чаще употреблять овощи и фрукты

7. Посещать стоматолога два раза в год

- А сейчас, просмотрев фрагмент мультфильма, мы поставим ещё одну проблему. (Видеозапись мультфильма « Мойдодыр») Слайды № 13, 14)

- Почему всё убежало от этого мальчика?

- Как вы думаете, что за вторая проблема, которую мы должны решить сегодня?

(Выслушиваются ответы детей.) «Почему нужно мыть руки?»

- Отгадайте следующую загадку:

Гладко, душисто, моет чисто
Нужно, чтобы у каждого было … (
мыло) (Слайд № 15)

- Как правильно вымыть руки? (Слайды № 16, 17) (Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, помыть, затем смыть пену водой; если вода ещё грязная, то процедуру повторить.) Учитель демонстрирует несколько сортов мыла, особенно рекомендуя «Детское». После этого продолжается практическая работа. Под наблюдением учителя дети моют руки с мылом, тщательно вытирают их полотенцем. Учитель напоминает, что полотенце, как и зубная щетка, у каждого человека в семье должно быть личное. Затем выполняется задание в рабочей тетради (с. 44). Лучше всего предложить детям работу по выбору: придумать и нарисовать упаковку либо для зубной пасты, либо для мыла.

- Рассмотреть рисунки на стр. 107.

- Почему мальчик заболел? (Он не мыл руки.)

Разве вы не видели на руках грязь?
А в грязи живёт зараза, незаметная для глаз!
Если, руки не помыв, пообедать сели вы,
Вся зараза эта вот к вам отправится в живот!

Перед едой и после посещения туалета необходимо мыть руки, т.к. микробы попадают внутрь организма и у нас начинаются желудочно-кишечные заболевания, т.е. очень сильно будет болеть живот. Необходимо строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мыть руки с мылом тёплой водой.

- В каких случаях надо мыть руки? (Слайд № 18)

Результат исследовательской работы: совместное составление памятки. 

Памятка №2 (Слайд № 19)

1. Вы можете гулять и играть, сколько угодно пачкать руки, но, вернувшись, домой, нужно тщательно вымыть их с мылом.

2.Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом - ещё раз, выйдя из него.

3.Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.

4.Вымойте руки после игр с домашними животными.

5.Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.

-И я думаю, вы будете соблюдать эти правила.

- Почему нужно чистить зубы и мыть руки?(Слайд № 20)

Неожиданно появляется Злючка – Грязючка: «Не отвечайте на этот вопрос! (Слайд № 21) Чистить зубы и мыть руки совсем не нужно! Люблю ребят, которые не чистят зубы. А ребята, которые не моют руки, - мои лучшие друзья.»

Учитель: «Всё - таки, ребята, нужно чистить зубы и мыть руки или нет?»

(Ответы детей).

-Хотим мы дружить со Злючкой-Грязючкой? Если нет, давайте объясним Злючке-Грязючке, почему надо чистить зубы и мыть руки? (Ответы)

VII. Физминутка.

Кран откройся – нос умойся, Мойтесь сразу оба глаза, мойтесь ушки, мойся шейка, шейка мойся хорошенько. Мойся, мойся, умывайся, грязь – смывайся, грязь – смывайся!

Гимнастика для глаз: указательным пальцем водят вверх-вниз, влево-вправо, к себе-от себя.

 VIII. Тестирование

(сигнальные карточки +, - )

Зубы нужно чистить один раз в день. –

Употребляйте как можно больше овощей и фруктов, +

Обязательно мойте овощи и фрукты; +

Руки нужно мыть только перед едой. –

Посещайте стоматолога 1 раз в год. –

Нужно иметь индивидуальную зубную щетку, +

Необходимо вымыть лицо и руки перед сном, +

Можно и часто есть сладкое и грызть орехи, -

IX. Рефлексия.

Я понял что, …

Я хочу быть здоровым, поэтому я …

- Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно. Что вы всё поняли. Для чего надо есть много овощей и фруктов и для чего нужно мыть руки и чистить зубы.

- Желаю вам расти крепкими, здоровыми и умными. Пусть будут добрыми ваши сердца.(Слайд № 22).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...