рабочая программа по окружающему миру ПНШ 1класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

    «Рассмотрено»

        «Согласовано»

              «Утверждаю»

на заседании МО учителей

зам.директора по УР

Директор МОУ «СОШ № 76»

___________(                             )

протокол № _________

____________(                            )

___________       (Т.Г.Клочкова)

приказ № __________________

        "_____"______       20    г.

        "_____"_______      20    г.

          от "_____"_____     20    г.

Ленинского района города Саратова







                         Рабочая программа



Максимовой Елены Юрьевны, высшая категория


Ф.И.О., категория

_по__окружающему миру_________________________________________

Предмет, класс

                                                                                             

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

                                                                                                       Протокол №_____

     от «___»___________20    г.

2011   / 20 12   учебный год

Пояснительная записка

В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.   Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

  1. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
  2. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
  3. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  4. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

   Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

·получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

·приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

·получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

·познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

·примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Содержание тем учебного курса                           «Окружающий мир»

     

      В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

   В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.

   Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.

1. Тема: «Человек и природа».

Обобщенные требования к УУД по теме

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать/понимать:

- виды городского транспорта (электричка,автобус,троллейбус);

- правила поведения в городе во время экскурсии;

- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);

- название органов чувств и их функции;

уметь:

-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- различать объекты природы и изделия человека;

-различать объекты живой и неживой природы.

- название каждого времени года и их последовательность;

- основные признаки времён года;

- правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

уметь:

- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- приводить примеры хвойных, лиственных деревьев, кустарников и травянистых растений своего края;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

- выполнение изученных правил безопасного поведения на улице, в быту;

- написание на конверте своего адреса.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

*различать предметы и выделять их признаки;

*проводить групповые исследования ;

*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

*объяснять как при помощи органов чвств мы разоичаем предметы и их признаки;

*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаи, используя полученную информацию в резльтате наблюдений;

*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;

*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, таимим, как смена дня и ночи, сена времен года;

*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;

*описывать сезонные изменения в природе;

*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;

*приводить пимеры домашних и диких животных;* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времеа года в нашем крае»

Обучающиеся получат возможность научиться:

*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

*называть основные органы чувсив человека и их основные функции;

*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

* проводить индивидуальные наблюдения  и опытные исследования на выявление признаков предметов;

*оказывать помощь птицам в зимнее время года.

2.Тема: «Человек и общество»

В результате изучения раздела «Человек иобщество » обучающиеся научатся

*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе;

*различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

*оценивать необходимость подготовки к уроку;

*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

*узнавать  государственную символику России;

*знать первый куплет и припев гимна России;

*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

         *выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

*подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;

*называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

*узнавать  государственную символику России;

*рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;

- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

3.Тема: «Правила безопасного поведения»

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся

  1. называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
  2. использовать мобильный телефон для связи  с родителями;
  3. называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
  4. называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
  5. приводить примеры несъедобных грибов своего края;
  6. приводить примеры ядовитых ягод своего края.
  7. Рассказывать о б оказании первой помощи  при укусе пчелы или осы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

- установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

Учебно – тематический план по «Окружающему миру» 1 класс

1.

Мы познаем мир

6 часов

2.

Животные – часть природы

8 часов

3.

Природа и её сезонные изменения

14 часов

4.

Зимние изменения в неживой природе

12 часов

5.

Пришла весна

8 часов

6.

Лето пришло

7 часов

7.

Первоначальное знакомство с термином «Экология»

2 часа

8.

Наша Родина - Россия

9 часов

Требования к уровню подготовки учащихся по «Окружающему миру» на конец года

К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать/понимать:

  1. название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
  2. государственную символику России;
  3. первый куплет и припев гимна России;
  4. виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
  5. правила поведения в городе во время экскурсии;
  6. что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
  7. названия органов чувств и их функции;
  8. название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  9. основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
  10. название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
  11. название каждого времени года и их последовательность;
  12. основные признаки времен года;
  13. правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

  Уметь:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  2. проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  3. различать объекты природы и изделия человека;
  4. различать объекты живой и неживой природы;
  5. различать части растений, отображать их в рисунке;
  6. приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  7. приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  8. приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  9. приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  10. приводить примеры съедобных грибов своего края;
  11. ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  12. называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

   Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  2. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  3. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  4. написания на конверте своего адреса;
  5. выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.

Личностными УУД  изучения курса «Окружающего мира» являются:

*осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

* осознание себя членом общества  и государства, чувчто любви к своей стране, сорпричстность к ее истории и культуре;

*осознание своей этничесой и культурной принадлежности в контакте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур;

*уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

*уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания общечеловеческих ценностей;

*установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными УУД  изучения курса «Окружающего мира» обучения в начальной школе являются:

*способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность,  том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы;

*умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

*освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и т.д);

*способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными УУД  результатами изучения курса «Окружающего мира» обучения в начальной школе являются:

    *усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлеий, характерных для прпродной и социальной деятельности;

    *сформировать целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

    Умение наблюдать, формировать, исследовать явления окружающего мира;

   *овладение основами экологоческой грамотности;

   *понимание особой роли России в мировой истории и культуры.

Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

  1. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник,2010.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2011.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2011.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник , 2010.
  5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник , 2010.

№урока

№урока в теме

Тема    урока

1.

1.

Введение. Здравствуй мир!

2.

2.

Где живёт семья Ивановых.

3.

3.

Мы познаём мир.

4.

4.

Экскурсия на пришкольный участок.

5.

5.

Мы познаем мир с помощью органов чувств.

6.

6.

Что нас окружает?

7.

1.

Животные – часть природы

8.

2.

Дикие и домашние животные

9.

3.

Насекомые – часть живой природы

10.

4.

Растения – часть живой природы

11.

5.

Дикорастущие и культурные растения.

12.

6.

Что общего у трав, кустарников и деревьев

13.

7.

Как растения расселяются на новые места

14.

8.

Обобщение по теме «Живая природа».

15.

1.

Природа и её сезонные изменения.

16.

2.

Осенние изменения в неживой природе.

17.

3.

Жизнь растений осенью.

18.

4.

Экскурсия . Где я живу.

19.

5.

Практическая работа. Получение знаний окружающего мира с помощью органов чувств.

20.

6.

Животные – дикие и домашние. Повторение.

21.

7.

Насекомые – часть живой природы. Повторение.

22.

8.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

23.

9.

Знакомство с разнообразием плодов и семян.

24.

10.

Посадка семян. Наблюдения за прорастанием и ростом.

25.

11.

Хвойные и лиственные деревья осенью.

26.

12.

Листопад.

27.

13.

Труд людей осенью.

28.

14.

Как животные готовятся к зиме.

29.

1.

Зимние изменения в неживой природе.

30.

2.

Урок-экскурсия Изменения в природе.

31.

3.

Пришла зима.

32.

4.

Снежные загадки.

33.

5.

Жизнь лесных зверей зимой.

34.

6.

Как помочь птицам зимой.

35.

7.

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

36.

8.

Экскурсия в зимний парк.

37.

9.

Как зимуют травы. Кустарники и деревья.

38.

10.

Учимся различать деревья и кустарники зимой.

39.

11.

Труд людей зимой.

40.

12.

Обобщение по теме «Зима».

41.

1.

Пришла весна.

42.

2.

Экскурсия в весеннюю природу.

43.

3.

Весенние изменения в неживой природе.

44.

4.

Какие растения весной цвести торопятся.

45.

5.

Какие животные весну встречают.

46.

6.

Про больших и маленьких.

47.

7.

Труд людей весной.

48.

8.

Обобщение по теме «Весна».

49.

1.

Лето пришло.

50.

2.

В лес по ягоды пойдем.

51.

3.

С лукошком за грибами.

52.

4.

Зеленая аптека.

53.

5.

Труд людей летом.

54.

6.

Природа и мы.

55.

7.

Обобщение по теме «Лето».

56.

1.

Первоначальное знакомство с термином «экология».

57.

2.

Красная книга России.

58.

1.

Наша Родина – Россия.

59.

2.

Наша Родина – Россия.

60.

3.

Столица нашей Родины – Москва

61.

4.

Достопримечательности Москвы

62.

5.

Знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн

63.

6.

Экскурсия в город.

64.

7.

Экскурсия в город.

65.

8.

Закрепление материала.

66.

9.

Обобщение по теме. Летние задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 1класса

Рабочая программа по окружающему миру  разработана   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...

Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

урок по окружающему миру в 1классе "Мы-граждане России"(УМК "21ВЕК")

Тема урока «Мы - граждане России» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему челов...

Игры на интерактивной доске к уроку окружающего мира в 1классе

Игровой материал к уроку окружающего мира в 1 классе...

урок окружающего мира в 1классе "Кто такие насекомые"

"Кто такие насекомые?" Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе...

Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...