Календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса Школа Росии ФГОС 2012-2013 уч.г.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего обра­зования и авторской программы под редакцией А.А. Плешакова «Окружающий мир».

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2ч в неделю. 1 класс —66ч (33 учебные недели).

Цели и задачи преподавания учебного курса

 

Цели:

формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

 

Задачи:

1) формировать уважительное отношение к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) помочь ребенку осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём;

3) формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    1. формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

Основные содержательные линии

 

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром..

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.

 

 

Результаты изучения курса

 

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

    1. формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

    2. 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    1. формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

       

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Обучающиеся должны знать:

- свой домашний адрес;

- элементарные правила личной гигиены;

- элементарные правила поведения на улице: ходить по тротуару (обочине), переходить улицу со взрослыми;

- элементарные правила поведения на водоёмах, в лесу, на лугу;

- правила перехода улицы (значение каждого цвета светофора, основные части улицы (дороги);

- основные правила поведения в школе (на уроке и переменах);

- основные требования к внешнему виду ученика;

- части растений;

- разнообразие животного мира;

- основные свойства и функции компьютера;

- название родной страны, родного села;

- названия больших рек, свойства воды;

- общие условия для жизни живых организмов;

- зимующих и перелётных птиц;

- профессии своих родителей;

- понятие «осадки»;

- последовательность расположения цветовой гаммы в радуге;

- названия 2-3 растений и животных;

- режим дня школьника;

- правила поведения в транспорте;

- имя первого космонавта.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять элементарные правила личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в школе, на дороге, водоёме, на лугу, в лесу;

- различать объекты живой и неживой природы;

- различать части растений;

- приводить примеры представителей разных групп животных;

- выполнять элементарные операции на компьютере.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.odt24.77 КБ

Предварительный просмотр:

урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Тема

Кол-во часов по плану

Цель обучения

Ожидаемый результат

1

Вводный урок.

«Задавайте вопросы!»

1

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба»,).

Должен научиться основным правилам поведения в окружающей среде. Называть окружающие предметы и их признаки.

2

Что такое Родина?

1

Расширение представлений о стране и посёлке, в котором мы живём. Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Познакомить с народами, населяющими наше государство, с тем, что нас связывает и чем мы отличаемся.

Знать названия родной страны, родного села,

рассказывать о малой родине, отвечать на вопросы.

3

Что мы знаем о народах России?

1

4

Что мы знаем о Москве?

1

Познакомить с некоторыми достопримечательностями Москвы

Извлекать нужную информацию со страниц учебника.

5

Проект «Моя Малая Родина»

1

Познакомить с прошлым и настоящим родного края   с помощью экскурсии по своему селу,  к историческим памятникам  Научить находить дополнительную информацию из разных источников, обсуждать с классом.

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

6

Что у нас над головой?

1

Научить различать неживую природу от  живой

Научатся различать объекты неживой и живой природы

Умения ухаживать за растениями.

7

Что у нас под ногами?

1

8.

Что общего у разных растений?

1

Узнать о роли растений в природе и жизни людей. Находить общие части разных растений.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать.

9

Что растёт на подоконнике?

1

Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

Развитие готовности к сотрудничеству. Работа в группах по составлению картинок с изображением  растений.

10

Что растет на клумбе?

1

11

Что это за листья?

1

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения)

Уметь находить отличительные признаки с использованием сравнения.

Умение описывать объекты окружающего мира устно

12

Что такое хвоинки?

1

13

Кто такие насекомые?

1

Формирование познавательных интересов, чувства прекрасного.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении

(например: перья у птиц, шерсть у зверей)

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных ( 2-3 представителя), знать среду их обитания, разнообразие животного мира. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов.

14

Кто такие рыбы?

1

15

Кто такие птицы?

1

16

Кто такие звери?

1

17

Что окружает нас дома?

1

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Выполнять изученные правила безопасного поведения.

2 четверть

18

Что умеет компьютер?

1

Развитие познавательного интереса.

Узнать основные свойства и функции компьютера, их назначение, уметь выполнять элементарные операции на компьютере.

19

13,11

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Познакомить с  правилами пожарной безопасности, правилами обращения с газом, электричеством, водой, телефонами экстренной помощи.

Умение помогать друг другу в трудную минуту,Составление плана и последовательности действий.

Оптимальные формы поведения в случае пожара

20

16,11

На что похожа наша планета?

1

Развитие познавательных интересов.

Земля - планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли

Знать название нашей планеты, узнать понятие -Солнечная система, планеты Солнечной системы.

21

20,11

Проверочная работа.

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами?

Раздел «Как, откуда и куда?»

22

23,1

Как живет семья?

Проект «Моя семья»

1

Познакомить с тем, что семья – это самые близкие люди.

Рассказывать о жизни семьи. Научиться называть по имени, отчеству и фамилии всех членов семьи, рассказывать о своей семье.

23

27,11

Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит?

1

Познакомить со свойствами воды. Очистительные сооружения.

Составление по парам схему пути воды от реки до реки.

24

30,11

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Основные правила обращения с электричеством.

Составление группами электрической цепи.

25

3,12

Как путешествует письмо?

1

Познакомиться с работой почты

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

26

4,12

Куда текут реки?

1

Научиться выполнять изученные правила безопасного поведения, правила обращения с водой

Знать названия больших рек, их значение в жизни человека. Правила обращения с водой

27

10,12

Откуда берутся снег и лед?

1

Узнать основные свойства снега и льда ( цвет, прочность).Формирование чувства прекрасного.

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, придумывание формы снежинки.

28

Как живут растения?

1

Познакомить с общими условиями, которые  необходимы для жизни живых организмов, с ролью животных в жизни людей. Формирование чувства прекрасного и бережного отношения к животным и птицам,  развитие сопереживания

Способы познания окружающего мира

Уход группами за комнатными растениями. Доброжелательное отношение к животным. Изготовление группами кормушек.

Способность к мобилизации воли

Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

29

Как живут животные?

1

30

Как зимой помочь птицам?

1

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

32

Откуда в снежках грязь?

1

33

Проверочная работа по разделу «Как ? Откуда и куда?»

1

Проверка знаний и умений

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами?

З четверть

Где и когда? (11ч)

34

Когда учиться интересно?

1

Создать условия для успешной учебы, благоприятного климата в классе

Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице.

35

Проект «Мой класс и моя школа»

1

36

Когда придёт суббота?

1

Развитие познавательных интересов.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

Научиться определять времена года, их особенности, устанавливать причинно – следственной связи. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий

37

Когда наступит лето?

1

38

Где живут белые медведи?

1

Научить различать связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Уметь аргументировать свое предложение. Умение  с помощью вопросов получать необходимые сведения от  партнера по деятельности.

39

Где живут слоны?

1

40

Где зимуют птицы?

1

41

Когда появилась одежда?

1

Развитие познавательных интересов. Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена

Установление причинно следственных связей. Отнесение предметов к группе на основе заданного признака.

42

Когда изобрели велосипед?

1

Познакомить с Устройством велосипеда, сравнение велосипедов, определение общих признаков.

Работа в парах по сбору модели велосипеда, сотрудничество.

43

Когда мы станем взрослыми?

1

Формирование чувства уважения к людям разных профессий. Ознакомление с миром профессий.

Поиск необходимой информации (профессии родителей).Постановка учебной задачи: «Кем ты хочешь стать?» «Почему именно эту профессию ты хочешь выбрать?»

44

Проверочная работа. Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

Проверка знаний и умений

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами?

Почему и зачем? (22 ч)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?

1

Общее представление о форме Земли, Луны. Установление причинно следственных связей.Земля - планета, общее представление о форме

Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете.

46

Почему Луна бывает разной?

1

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Способы познания окружающего мира

Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно следственных связей.

48

Почему звенит звонок?

1

Установить причинно следственные связи, установить аналогии.

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опытыУмение слышать и слушать.

49

Почему радуга разноцветная?

1

Показать,что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.

Научить воспроизводить последовательность цветов радуги.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Работа в группах по составлению радуги.

50

Почему мы любим кошек и собак?

1

Познакомить с правилами ухода за кошками и собаками

Ценностное отношение к природному миру.

Выступать с сообщениями, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

51

Проект «Мои домашние питомцы»

1

52

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

1

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах)

Познакомить с голосами лесных жителей.

Научить объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.

Правила поведения в природе. Установление причинно следственных связей. Оценка своего и чужого поведения

53

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

54

Зачем мы спим ночью?

Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной позитивной самооценки.

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня

Поиск и выделение нужной информации. Отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Правила сохранения и укрепления здоровья. Групповая работа. Деление на части овощи, фрукты.

Первоклассники научаться различать средства связи и средства массовой информации

Научатся объяснять назначение автомобиля, различать по внешнему виду основные группы автомобилей.

Запомнят, что детям запрещено ездить на переднем сиденье.

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

57

Зачем нам телефон и телевизор?

1

58

Зачем нужны автомобили?

1

Установка на здоровый образ жизни. Мотивация учебной деятельности.

59

Зачем нужны поезда?

1

Познакомить с устройством автомобиля, самолета, поезда. Формирование самооценки. Ознакомление с техникой.  Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю

Научить классифицировать самолёты по их назначению

Усвоят различия между товарным и пассажирским поездами.

Научаться соблюдать правила поведения вблизи железной дороги.

60

Зачем строят корабли?

1

Познакомятся с основными группами судов.

Научаться различать по внешнему виду основные группы судов, объяснять, зачем строят корабли.

61

Зачем строят самолеты?

1

Познакомятся с устройством самолёта.

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта

Знать правила безопасности;

участвовать в ролевой игре;

обобщать сведения о транспорте

63

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности. Спасательные средства на корабле и в самолете

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;

работать в группе

64

Зачем люди осваивают космос?

1

Научить  различать естественный спутник и искусственные спутники.

Усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований.

Научаться работать в группах.

65

Почему мы часто слышим слово  «экология»?

1

Познакомить с термином экология, научить составлять цепи питания. Зависимость жизни человека от природы и ее состояния

Первоклассники познакомятся с тем, чему учит экология, научаться находить взаимосвязи между человеком и природой.

Заключение

66

 

Как мы  находили ответы на свои  вопросы? Итоги года.

1

Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с ууд. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по новым стандартам с ууд по окружающему миру, Плешаков, 1 класс (Школа России)...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО...

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно- тематическое планирование с описанием предметных, метапредметных и личностных УУД...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.Школа России. ФГОС.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс....