Календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса Школа Росии ФГОС 2012-2013 уч.г.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования и авторской программы под редакцией А.А. Плешакова «Окружающий мир».
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2ч в неделю. 1 класс —66ч (33 учебные недели).
Цели и задачи преподавания учебного курса
Цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) помочь ребенку осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём;
3) формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основные содержательные линии
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром..
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.
Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- свой домашний адрес;
- элементарные правила личной гигиены;
- элементарные правила поведения на улице: ходить по тротуару (обочине), переходить улицу со взрослыми;
- элементарные правила поведения на водоёмах, в лесу, на лугу;
- правила перехода улицы (значение каждого цвета светофора, основные части улицы (дороги);
- основные правила поведения в школе (на уроке и переменах);
- основные требования к внешнему виду ученика;
- части растений;
- разнообразие животного мира;
- основные свойства и функции компьютера;
- название родной страны, родного села;
- названия больших рек, свойства воды;
- общие условия для жизни живых организмов;
- зимующих и перелётных птиц;
- профессии своих родителей;
- понятие «осадки»;
- последовательность расположения цветовой гаммы в радуге;
- названия 2-3 растений и животных;
- режим дня школьника;
- правила поведения в транспорте;
- имя первого космонавта.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять элементарные правила личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в школе, на дороге, водоёме, на лугу, в лесу;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений;
- приводить примеры представителей разных групп животных;
- выполнять элементарные операции на компьютере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir.odt | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Тема | Кол-во часов по плану | Цель обучения | Ожидаемый результат | ||||||
1 | Вводный урок. «Задавайте вопросы!» | 1 | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба»,). | Должен научиться основным правилам поведения в окружающей среде. Называть окружающие предметы и их признаки. | ||||||||
2 | Что такое Родина? | 1 | Расширение представлений о стране и посёлке, в котором мы живём. Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Познакомить с народами, населяющими наше государство, с тем, что нас связывает и чем мы отличаемся. | Знать названия родной страны, родного села, рассказывать о малой родине, отвечать на вопросы. | ||||||||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | ||||||||||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Познакомить с некоторыми достопримечательностями Москвы | Извлекать нужную информацию со страниц учебника. | ||||||||
5 | Проект «Моя Малая Родина» | 1 | Познакомить с прошлым и настоящим родного края с помощью экскурсии по своему селу, к историческим памятникам Научить находить дополнительную информацию из разных источников, обсуждать с классом. | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:составлять устный рассказ; - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); | ||||||||
6 | Что у нас над головой? | 1 | Научить различать неживую природу от живой | Научатся различать объекты неживой и живой природы Умения ухаживать за растениями. | ||||||||
7 | Что у нас под ногами? | 1 | ||||||||||
8. | Что общего у разных растений? | 1 | Узнать о роли растений в природе и жизни людей. Находить общие части разных растений. | Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. | ||||||||
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) | Развитие готовности к сотрудничеству. Работа в группах по составлению картинок с изображением растений. | ||||||||
10 | Что растет на клумбе? | 1 | ||||||||||
11 | Что это за листья? | 1 | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения) | Уметь находить отличительные признаки с использованием сравнения. Умение описывать объекты окружающего мира устно | ||||||||
12 | Что такое хвоинки? | 1 | ||||||||||
13 | Кто такие насекомые? | 1 | Формирование познавательных интересов, чувства прекрасного. Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например: перья у птиц, шерсть у зверей) | Уметь приводить примеры представителей разных групп животных ( 2-3 представителя), знать среду их обитания, разнообразие животного мира. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов. | ||||||||
14 | Кто такие рыбы? | 1 | ||||||||||
15 | Кто такие птицы? | 1 | ||||||||||
16 | Кто такие звери? | 1 | ||||||||||
17 | Что окружает нас дома? | 1 | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Выполнять изученные правила безопасного поведения. | ||||||||
2 четверть | ||||||||||||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | Развитие познавательного интереса. | Узнать основные свойства и функции компьютера, их назначение, уметь выполнять элементарные операции на компьютере. | ||||||||
19 | 13,11 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Познакомить с правилами пожарной безопасности, правилами обращения с газом, электричеством, водой, телефонами экстренной помощи. | Умение помогать друг другу в трудную минуту,Составление плана и последовательности действий. Оптимальные формы поведения в случае пожара | |||||||
20 | 16,11 | На что похожа наша планета? | 1 | Развитие познавательных интересов. Земля - планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли | Знать название нашей планеты, узнать понятие -Солнечная система, планеты Солнечной системы. | |||||||
21 | 20,11 | Проверочная работа. Презентация проекта «Моя малая Родина» | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами? | ||||||||
Раздел «Как, откуда и куда?» | ||||||||||||
22 | 23,1 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | Познакомить с тем, что семья – это самые близкие люди. | Рассказывать о жизни семьи. Научиться называть по имени, отчеству и фамилии всех членов семьи, рассказывать о своей семье. | |||||||
23 | 27,11 | Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит? | 1 | Познакомить со свойствами воды. Очистительные сооружения. | Составление по парам схему пути воды от реки до реки. | |||||||
24 | 30,11 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Основные правила обращения с электричеством. | Составление группами электрической цепи. | |||||||
25 | 3,12 | Как путешествует письмо? | 1 | Познакомиться с работой почты | Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. | |||||||
26 | 4,12 | Куда текут реки? | 1 | Научиться выполнять изученные правила безопасного поведения, правила обращения с водой | Знать названия больших рек, их значение в жизни человека. Правила обращения с водой | |||||||
27 | 10,12 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | Узнать основные свойства снега и льда ( цвет, прочность).Формирование чувства прекрасного. | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, придумывание формы снежинки. | |||||||
28 | Как живут растения? | 1 | Познакомить с общими условиями, которые необходимы для жизни живых организмов, с ролью животных в жизни людей. Формирование чувства прекрасного и бережного отношения к животным и птицам, развитие сопереживания Способы познания окружающего мира | Уход группами за комнатными растениями. Доброжелательное отношение к животным. Изготовление группами кормушек. Способность к мобилизации воли Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. | ||||||||
29 | Как живут животные? | 1 | ||||||||||
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | ||||||||||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | ||||||||||
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | ||||||||||
33 | Проверочная работа по разделу «Как ? Откуда и куда?» | 1 | Проверка знаний и умений Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами? | ||||||||
З четверть | ||||||||||||
Где и когда? (11ч) | ||||||||||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | Создать условия для успешной учебы, благоприятного климата в классе | Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения на улице. | ||||||||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | ||||||||||
36 | Когда придёт суббота? | 1 | Развитие познавательных интересов. Времена года, их особенности (на основе наблюдений) | Научиться определять времена года, их особенности, устанавливать причинно – следственной связи. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий | ||||||||
37 | Когда наступит лето? | 1 | ||||||||||
38 | Где живут белые медведи? | 1 | Научить различать связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Уметь аргументировать свое предложение. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | ||||||||
39 | Где живут слоны? | 1 | ||||||||||
40 | Где зимуют птицы? | 1 | ||||||||||
41 | Когда появилась одежда? | 1 | Развитие познавательных интересов. Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена | Установление причинно следственных связей. Отнесение предметов к группе на основе заданного признака. | ||||||||
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Познакомить с Устройством велосипеда, сравнение велосипедов, определение общих признаков. | Работа в парах по сбору модели велосипеда, сотрудничество. | ||||||||
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Формирование чувства уважения к людям разных профессий. Ознакомление с миром профессий. | Поиск необходимой информации (профессии родителей).Постановка учебной задачи: «Кем ты хочешь стать?» «Почему именно эту профессию ты хочешь выбрать?» | ||||||||
44 | Проверочная работа. Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Проверка знаний и умений Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами? | ||||||||
Почему и зачем? (22 ч) | ||||||||||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью? | 1 | Общее представление о форме Земли, Луны. Установление причинно следственных связей.Земля - планета, общее представление о форме | Умение использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете. | ||||||||
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | ||||||||||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Способы познания окружающего мира | Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно следственных связей. | ||||||||
48 | Почему звенит звонок? | 1 | Установить причинно следственные связи, установить аналогии. | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опытыУмение слышать и слушать. | ||||||||
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Показать,что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Научить воспроизводить последовательность цветов радуги. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Работа в группах по составлению радуги. | ||||||||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Познакомить с правилами ухода за кошками и собаками | Ценностное отношение к природному миру. Выступать с сообщениями, оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||||||||
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | ||||||||||
52 | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах) Познакомить с голосами лесных жителей. Научить объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину. | Правила поведения в природе. Установление причинно следственных связей. Оценка своего и чужого поведения | ||||||||
53 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | 1 | ||||||||||
54 | Зачем мы спим ночью? | Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной позитивной самооценки. Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня | Поиск и выделение нужной информации. Отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Правила сохранения и укрепления здоровья. Групповая работа. Деление на части овощи, фрукты. Первоклассники научаться различать средства связи и средства массовой информации Научатся объяснять назначение автомобиля, различать по внешнему виду основные группы автомобилей. Запомнят, что детям запрещено ездить на переднем сиденье. | |||||||||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | ||||||||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | ||||||||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | ||||||||||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Установка на здоровый образ жизни. Мотивация учебной деятельности. | |||||||||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | Познакомить с устройством автомобиля, самолета, поезда. Формирование самооценки. Ознакомление с техникой. Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю Научить классифицировать самолёты по их назначению | Усвоят различия между товарным и пассажирским поездами. Научаться соблюдать правила поведения вблизи железной дороги. | ||||||||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | Познакомятся с основными группами судов. Научаться различать по внешнему виду основные группы судов, объяснять, зачем строят корабли. | |||||||||
61 | Зачем строят самолеты? | 1 | Познакомятся с устройством самолёта. | |||||||||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта | Знать правила безопасности; участвовать в ролевой игре; обобщать сведения о транспорте | ||||||||
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | Правила безопасности. Спасательные средства на корабле и в самолете | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; работать в группе | |||||||||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Научить различать естественный спутник и искусственные спутники. | Усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. Научаться работать в группах. | ||||||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Познакомить с термином экология, научить составлять цепи питания. Зависимость жизни человека от природы и ее состояния | Первоклассники познакомятся с тем, чему учит экология, научаться находить взаимосвязи между человеком и природой. | ||||||||
Заключение | ||||||||||||
66 |
| Как мы находили ответы на свои вопросы? Итоги года. | 1 | Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с ууд. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по новым стандартам с ууд по окружающему миру, Плешаков, 1 класс (Школа России)...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс с ууд. ФГОС
УМК "Школа России", А. Плешаков...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно- тематическое планирование с описанием предметных, метапредметных и личностных УУД...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.Школа России. ФГОС.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс, Школа России) ФГОС
КТП содержит контрольно-измерительные материалы....