Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс, Школа России) ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Калинина Оксана Александровна

КТП содержит контрольно-измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okruzhayushchiy_mir_3.doc408 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА

2014 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Наименование раздела и тем

№ урока в разделе

Дата проведения

Характеристика основной

деятельности учащихся

Примеча-ние

Как устроен мир (6ч.)

1

Природа  (с.4-9)

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей

1

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

Человек (с.10-15)

Человек - часть природы.

Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

2

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке человека.

3

Проект «Богатства, отданные людям» (с.16-17)

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

3

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта;

- распределять обязанности по проекту в группах;

- собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;

- подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

- презентовать проект;

- оценивать результаты работы

4

Общество   (с.18-23)

Человек как член общества.

Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России

4

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять место человека в мире;

характеризовать семью, народ, государство как части общества;

обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

сопоставлять формы правления в государствах мира;

работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации: описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5

Что такое экология (с.24-28)

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие

5

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

6

Природа в опасности! (с.29-34)

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории

6

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу: рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным приводить примеры такого отношения из современной жизни; - моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Эта удивительная природа (18ч.)

7

Тела, вещества, частицы. (с.36-40)

Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку: моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8

Разнообразие веществ.  (с.41-45)

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди

2

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;

работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9

Воздух и его охрана.  (с.46-50)

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

3

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод: фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

10

Вода и ее свойства. (с.51-54)

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

4

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

Превращения и круговорот воды    (с.55-58)

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

5

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12

Берегите воду!  (с.59-61) Контрольное тестирование №1

Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному

 

6

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе);

13

Как разрушаются камни.  (с.61-63) Анализ результатов теста.

Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия использованию

7

высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;

наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении;

характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них;

работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14

Что такое почва  (с.64-68)

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы

8

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна,  обосновывать их;

практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента,  использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез,

анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева);

обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15

Разнообразие растений  (с.69-73)

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях

9

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

знакомиться с группами растений по материалам учебника;

работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;

приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;

используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

16

Солнце, растения и мы с вами  (с.74-77)

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека

10

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 

выполнять тестовые задания;

выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

моделировать процессы дыхания и литания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17

Размножение и развитие растений  (с.78-81)

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян

11

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18

Охрана растений  (с.82-86)

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе

12

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях. Красной книге, правилах поведения в природе;

характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19

Разнообразие животных (с.87-93)

Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных

13

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

приводить примеры животных разных групп;

с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

работать с электронным приложением к учебнику;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

20

Кто что ест?  Проект «Разнообразие природы родного края»  (с.94-99)

Классификация животных по способу питания: растительно-ядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

14

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать животных по типу питания; 

приводить примеры животных по типу питания;

анализировать схемы цепей питания;

характеризовать защитные приспособления растений и животных; - обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;

обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

определять цель и этапы работы;

распределять обязанности;

совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

21

Размножение и развитие животных  (с.100-105)

Размножение и развитие животных разных групп

15

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать животных разных групп по способу размножения;

моделировать стадии размножения животных разных групп;

рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22

Охрана животных  (с.106-111)

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира

16

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Красной книге России, полученные в 1—2 классах;

характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;

обсуждать меры по охране животных;

обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

создать книжку-малышку «Береги животных»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23

В царстве грибов  (с.112-117)

Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники

17

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать строение шляпочных грибов;

с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя

различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из

книги «Великан на поляне»;

моделировать различие грибов-двойников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24

Великий круговорот жизни (с.118-120)

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ

18

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

моделировать круговорот веществ в природе;

рассказывать о круговороте веществ на Земле;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Мы и наше здоровье (10ч.)

25

Организм человека (с.122-125)

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

характеризовать системы органов человека (их части и назначение); - обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26

Органы чувств  (с.126-129)

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств

2

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента

формулировать правила гигиены органов чувств;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27

Надёжная защита организма (с.130-133)

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмо. раживание) 

3

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

практическая работа: изучить свойства кожи;

характеризовать средства гиг иены и ухода за кожей;

характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

подготовить рассказ об уходе за кожей;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

Опора тела и движение  (с.134-137)

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц

4

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

выполнять физкультминутки;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

29

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров». (с.138-143)

Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

5

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

моделировать строение пищеварительной системы;

характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

обсуждать правила рационального питания;

составлять меню здорового питания;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

30

Дыхание и кровообращение (с.144-146)

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота

6

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

моделировать строение дыхательной системы;

характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

моделировать строение кровеносной системы;

обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31

Умей предупреждать болезни  (с.147-149) Контрольное тестирование №2.

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания

7

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать факторы закаливания;

формулировать правила закаливания;

составлять памятку по закаливанию;

составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

работать с терминологическим словариком;

регулярно проводить закаливание своего организма;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

32

Здоровый образ жизни. Анализ результатов теста №2  (с.150-153)

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников 

8

Выполнять тесты с выбором ответа;

оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами 

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие . Итоговое контрольное тестирование №1

 (с. 154-170)

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

9

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Анализ тестирования №1

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

10

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Наша безопасность (7 ч.)

35

Огонь, вода и газ (с.4-7)

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа

1

Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;

характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей:

работать с терминологическим словариком;

анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

36

Чтобы путь был счастливым  (с.8-13)

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте

2

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные

в 1—2 классах;

работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

37

Дорожные знаки  (с.14-17)

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса

3

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знание дорожных знаков, полученное в I—2 классах;

анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

38

Проект «Кто нас защищает» (с.18-19)

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

4

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

- интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

- оформлять собранные материалы в виде  стендов, альбомов и т.д.;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

39

Опасные места  (с.20-24)

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

5

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

40

Природа и наша безопасность  (с.25-30)

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки

6

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать опасности природного характера;

находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

отличать гадюку от ужа;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

41

Экологическая безопасность (с.31-36)

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

7

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать по схеме цепь загрязнения;

приводить примеры цепей загрязнения;

моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Чему учит экономика (12 ч.)

42

Для чего нужна экономика (с.38-41)

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;

раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

43

Природные богатства и труд людей — основа экономики (с.42-45)

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике

2

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

раскрывать роль науки в экономическом развитии;

работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

44

Полезные ископаемые  (с.46-50)

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых

3

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах;

 определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

45

Растениеводство  (с.51-55)

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов

4

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах;

практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

различать и классифицировать культурные растения;

определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

 характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

выявлять связь растениеводства и промышленности;

работать с терминологическим словариком;

исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;

работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

46

Животноводство  (с56-59)

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие,

птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов

5

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах;

классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике  и труд животноводов;

выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

работать с терминологическим словариком;

исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47

Какая бывает промышленность  (с.60-63) Контрольное тестирование №3.

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добы-вающая, электро-энергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность

6

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

соотносить продукцию и отрасли промышленности;

выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

характеризовать труд работников отраслей промышленности;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48

Проект «Экономика родного края» (с.64-65) Анализ результатов теста №3.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

7

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего края (города, села);

- оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

- коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

49

Что такое деньги  (с.66-70)

Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения

8

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

раскрывать роль денег в экономике;

различать денежные единицы разных стран;

практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

50

Государственный бюджет  (с.71-74)

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

9

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

51

Семейный бюджет  (с.75-78)

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи

10

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие - менее важными;

моделировать семейный бюджет;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52

Экономика и экология  (с.79-84)

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии.

11

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду полученные в 1—2 классах;

характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; 

моделировать экологические прогнозы;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

53

Экономика и экология  (с.79-84)

Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику

12

Путешествия по городам и странам (15ч.)

54

Золотое кольцо России  (с.86-97)

Золотое кольцо России —слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский. Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во

просы и оценивать достижения на уроке

55

Золотое кольцо России  

2

56

Золотое кольцо России  

3

57

Проект «Музей путешествий» (с.98-99)

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

4

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

работать с терминологическим словариком;

с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

   58

Наши ближайшие соседи (с.100-107)

Государства, граничащие с Россией, их столицы

5

59

На севере Европы.  (с.108-117)

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

6

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

соотносить государства и их флаги;

узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран: её замечательных людей;

  • составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

60

Что такое Бенилюкс.  (с.118-124)

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды. Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

7

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

выполнять задания электронного приложения к учебнику;

используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

61

В центре Европы.  (с.125-131)

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечател ьности, знамен итые люди

8

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;

выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

моделировать достопримечательности из пластилина;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62

По Франции и Великобритании (Великобритания). (с.132-137)

Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

9

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

составлять вопросы для викторины о Франции;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

63

По Франции и Великобритании (Франция). (с.138-141)

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

10

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

составлять вопросы для викторины о Великобритании;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании;

работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

64

На юге Европы.  (с.142-148)

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города

11

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

выполнять задания электронного приложения к учебнику;

используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;

работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из 1реции и Италии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

65

Контрольное тестирование №4

12

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-

соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

обсуждать цели международного туризма;

работать с картой;

описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности-

находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

66

По знаменитым местам мира.  (с.149-153) Анализ результатов тестирования №4.

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

13

Выполнять тесты с выбором ответа;

оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

67

  "Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие". Итоговая контрольное тестирование №2.         (с. 154-170)  

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

14

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

68

Презентация проектов  «Кто нас защищает»,  «Экономика родного края»,  «Музей путешествий».  Анализ результатов итогового тестирования №2.

Представление резуль-татов проектной деятельности.

15


Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру для 3 класса

2014-2015 учебный год

(Учитель – Калинина Оксана Александровна)

Основание- планирование составлено на основе  программы «Окружающий мир» Плешаков А. А. (Сборник рабочих программ  «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).

 Количество часов –  всего- 68 часов;  в неделю - 2 часа (федеральный компонент)

Формы контроля –   контрольное тестирование - 6 ч.

Тематический план

№п\п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Как устроен мир

6

2

Эта удивительная природа

18

3.

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5.

Чему учит экономика

12

6.

Путешествия по городам и странам

15

ИТОГО

68 ч


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

      Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учётом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Необходимо использовать проверочные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников и рассчитаны на 5-10 минут. Целесообразны поэтому тестовые задания. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания необходимо строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по окружающему миру

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

№ п/п

Виды работ

I чет

II чет

III чет

IVчет

Кол-во

1

Контрольное тестирование

1

1

1

1

4

2

Итоговое контрольное тестирование

1

1

2

3

Проекты

1

2

2

1

6

Контрольно-измерительные материалы:

Контрольный тест №1 за I четверть*

Вариант 1.

А1.  Что относится к природе?

□ 1) манная каша                                    □ 3) ромашка

□ 2) иголка                                              □ 4) забор

А2.  Чем человек отличается от животных?

□ 1) человек – разумное существо

□ 2) человек способен сам добывать пищу

□ 3) человек много двигается

□ 4) человек стареет

А3.  Какой признак относится к характеристике народа?

□ 1) совместное хозяйство                                □ 3) национальный костюм

□ 2) территория                                                  □ 4) Государственный гимн

А4.  Что даёт растениям почва?

□ 1) углекислый газ

□ 2) воду с минеральными солями

□ 3) энергию

□ 4) свет

А5.  Какой предмет относится к естественным телам?

□ 1) клей                                                □ 3) вилка

□ 2) берёза                                             □ 4) доска

А6.  Что относится к веществам?

□ 1) комета                                            □ 3) вода

□ 2) муравей                                          □ 4) гвоздь

А7.  Что при нагревании происходит с воздухом?

□ 1) превращается в облако

□ 2) расширяется

□ 3) сжимается

□ 4) превращается в пар

А8.  Что входит в состав почвы?

□ 1) дождевой червь                             □ 3) личинки жуков

□ 2) корни                                              □ 4) воздух

В1.  Как называется наука, изучающая связи между организмами и окружающей средой?

□ 1) химия                                              □ 3) биология

□ 2) астрономия                                     □ 4) экология

В2.  Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир?

□ 1) органы чувств                                □ 3) все органы

□ 2) сердце                                             □ 4) органы движения

В3.  Какие животные играют решающую роль в образовании почвы?

□ 1) муравьи                                          □ 3) дождевые черви

□ 2) кузнечики                                      □ 4) личинки жуков

С1.  Что не относится к символам государства?

□ 1) государственный танец

□ 2) Государственный герб

□ 3) государственный язык

□ 4) Государственный флаг

С2.  Какие утверждения верны?

□ 1) Воздух загрязняют выхлопные газы с заводов и фабрик.

□ 2) Водитель, который моет машину в реке, не наносит вреда природе.

□ 3) Школьники могут помочь очищению воздуха, высаживая деревья.

□ 4) Пресной воды на Земле мало, её нужно экономить.

Вариант 2.

А1.  Что относится к живой природе?

□ 1) солнечный луч                                  □ 3) скала

□ 2) медведь                                              □ 4) лёд на пруду

А2.  Какой орган у человека развит сильнее, чем у других организмов

□ 1) головной мозг                                   □ 3) пищевод

□ 2) сердце                                                □ 4) лёгкие

А3.  Какой признак относится к характеристике страны?

□ 1) государственные символы

□ 2) народные песни

□ 3) совместное хозяйство

□ 4) родной язык

А4.  Какое растение относится к цветковым?

□ 1) мох                                                    □ 3) морская капуста

□ 2) кедр                                                   □ 4) мать-и-мачеха

А5.  Что не относится к телам?

□ 1) планеты                                             □ 3) волк

□ 2) гранит                                                □ 4) сода

А6.  Какое вещество иногда выпадает вместе с дождём?

□ 1) крахмал                                             □ 3) кислота

□ 2) вода                                                   □ 4) кислород

А7.  Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?

□ 1) вода прозрачна

□ 2) вода не имеет запаха

□ 3) вода – хороший растворитель

□ 4) вода – сладкая на вкус

А8.  Выбери правильное утверждение?

□ 1) Лёд твёрже камня, поэтому легко разрушает горные породы.

□ 2) Лёд разъедает камни.

□ 3) Расширяясь, лёд давит на стенки трещин, и горные породы разрушаются.

□ 4) Лёд не может разрушать камни.

В1.  Благодаря какому прибору учёным удаётся изучать крошечные организмы, не видимые простым глазом?

□ 1) микроскопу                                         □ 3) фоноскопу

□ 2) телескопу                                            □ 4) микрофону

В2.  Что позволяет делать воображение?

□ 1) запоминать                                          □ 3) представлять

□ 2) делать выводы                                    □ 4) чувствовать

В3.  Какое из этих веществ газообразное?

□ 1) уксус                                                  □ 3) глюкоза

□ 2) кислород                                            □ 4) вода

С1.  Найди среди утверждений доказательства того, что Земля – дом для человечества?

□ 1) На Земле есть воздух.

□ 2) На Земле есть вода.

□ 3) Природа на Земле даёт нам материалы для хозяйства.

□ 4) Земля – планета.

С2.  Укажи все «маски» воды?

□ 1) почва                                                   □ 3)дождь

□ 2) иней                                                     □ 4) туча

Контрольный тест №2 за II четверть*

Вариант 1.

А1.  Как люди могут помочь охране растений?

□ 1) собирать красивые букеты и ставить их в вазы

□ 2) выкапывать их с корнем и высаживать на клумбы

□ 3) выращивать их в ботанических садах и заповедниках

□ 4) уничтожать травоядных животных

А2.  Какое животное относится к группе насекомых?

□ 1) паук                                                  □ 3) бабочка

□ 2) трясогузка                                        □ 4) морской ёж

А3.  Какое животное относится к растительноядным?

□ 1) лось                                                  □ 3) лев

□ 2) сова                                                  □ 4) жаба

А4.  Как появляются детёныши рыб?

□ 1) развиваются из икры

□ 2) вылупляются из яиц

□ 3) рыбы рождают живых детёнышей

□ 4) по-разному в зависимости от вида рыб

А5.  Какая из птиц занесена в Красную книгу?

□ 1) воробей                                           □ 3) орёл-беркут

□ 2) грач                                                 □ 4) кукушка

А6.  Какие части отсутствуют у гриба?

□ 1) грибница и корень                          □ 3) шляпка и ножка

□ 2) стебель и корень                            □ 4) грибница и стебель

А7.  Какого звена круговорота жизни не существует?

□ 1) потребители                                    □ 3) производители

□ 2) вредители                                        □ 4) разрушители

А8.  Какие органы отвечают за опору и движение тела?

□ 1) спинной мозг и нервы

□ 2) сердце и кровеносные сосуды

□ 3) скелет и мышцы

□ 4) желудок и кишечник

В1.  Какие животные предупреждают хищников о том, что они несъедобные, с помощью яркой окраски?

□ 1) кузнечики                                        □ 3) божьи коровки

□ 2) бабочки                                           □ 4) дятлы

В2.  Какие животные рождают детёнышей, выкармливают их молоком, заботятся о своём потомстве?

□ 1) млекопитающие                              □ 3) птицы

□ 2) земноводные                                   □ 4) иглокожие

В3.  Какую первую помощь нужно оказать при ранении кожи?

□ 1) промыть холодной водой                                            

□ 2) промыть ранку и смазать йодом

□ 3) приложить холод                                          

□ 4) смазать кремом

С1.  Какие действия людей приводят к исчезновению некоторых видов растений?

□ 1) вытаптывание

□ 2) сбор букетов

□ 3) работа в ботанических садах и заповедниках

□ 4) выращивание комнатных растений

С2.  Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: сосна, осина, лось, мышь, волк, сова?

□ 1) сосна – мышь – сова

□ 2) осина – лось – волк

□ 3) волк – лось – осина

□ 4) лось – мышь – волк

Вариант 2.

А1.  Какие насекомые опыляют цветы?

□ 1) шмели                                              □ 3) муравьи

□ 2) стрекозы                                          □ 4) мухи

А2.  Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

□ 1) ящерица                                           □ 3) лягушка

□ 2) тритон                                              □ 4) осьминог

А3.  Какое животное относится к хищникам?

□ 1) кабан                                                □ 3) муха

□ 2) сова                                                  □ 4) бегемот

А4.  Кто находится ниже всех в экологической пирамиде?

□ 1) растения

□ 2) насекомоядные животные

□ 3) растительноядные животные

□ 4) хищники

А5.  Какая группа животных развивается так: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь?

□ 1) земноводные                                     □ 3) рыбы

□ 2) пресмыкающиеся                              □ 4) насекомые

А6.  Какая часть гриба всасывает из почвы воду и минеральные соли?

□ 1) ножка                                                 □ 3) грибница

□ 2) шляпка                                               □ 4) все части

А7.  К каким организмам относятся грибы?

□ 1) к разрушителям

□ 2) к производителям

□ 3) к потребителям

□ 4) это зависит от того, ядовиты они или нет

А8.  Какие органы относятся к системе пищеварения?

□ 1) желудок и пищевод

□ 2) сердце и сосуды

□ 3) скелет и мышцы

□ 4) спинной мозг и нервы

В1. Что насекомые-опылители помогают делать растениям?

□ 1) дышать                                            □ 3) размножаться

□ 2) питаться                                          □ 4) выделять кислород

В2.  Какое животное защищается от хищников благодаря тому, что способно отбрасывать хвост?

□ 1) волк                                                 □ 3) ящерица

□ 2) медведь                                           □ 4) синица

В3.  Какое слово пропущено: икринка  -  …  -  щука?

□ 1) куколка                                           □ 3) головастик                            

□ 2) личинка                                           □ 4) малёк

С1.  Какие цепи питания можно составить из этих живых существ: волк, ель, заяц, куница, осина, белка?

□ 1) куница – белка – ель

□ 2) осина – заяц – волк

□ 3) ель – белка – куница

□ 4) ель – куница – волк

С2.  Какую роль играет опорно-двигательная система?

□ 1) обеспечивает опору и движение организма

□ 2) защищает многие внутренние органы от повреждений

□ 3) обеспечивает процесс пищеварения

□ 4) выводит из организма вредные вещества

Контрольный тест №3 за III четверть*

Вариант 1.

А1.  Какие вещества наиболее необходимы детям для роста и развития?

□ 1) витамины                                      □ 3) углеводы

□ 2) жиры                                             □ 4) белки

А2.  Где остатки пищи выводятся из организма?

□ 1) в желудке

□ 2) в пищеводе

□ 3) в кишечнике

□ 4) в ротовой полости

А3.  Органом какой системы являются лёгкие?

□ 1) пищеварительной

□ 2) дыхательной

□ 3) кровеносной

□ 4) опорно-двигательной

А4.  Из-за чего возникают инфекционные болезни?

□ 1) из-за переутомления

□ 2) из-за нарушения режима

□ 3) из-за заражения болезнетворными бактериями и вирусами

□ 4) от переохлаждения

А5.  Что ты будешь делать, если в квартире что-то загорится?

□ 1) спрячусь под кровать                                              

□ 2) открою окна

□ 3) убегу                                            

□ 4) наброшу на огонь одеяло

А6.  Что относится к услугам?

□ 1) массаж                                              □ 3) лекарства

□ 2) зубная паста                                     □ 4) шкаф

А7.  Назови три кита экономики.

□ 1) промышленность, растениеводство, животноводство

□ 2) товары, услуги, потребности

□ 3) природные богатства, капитал, труд

□ 4) растения, животные, полезные ископаемые

А8.  Какое растение относится к зерновым культурам?

□ 1) рис                                                    □ 3) хлопок

□ 2) морковь                                            □ 4) укроп

В1.  Что производит лёгкая промышленность?

□ 1) игрушки                                                

□ 2) легковые автомобили

□ 3) продукты питания                                      

□ 4) топливо

В2.  Для чего люди закаляются?

□ 1) чтобы быть красивыми

□ 2) чтобы очистить воздух

□ 3) чтобы реже болеть

□ 4) чтобы лучше работать и учиться

В3.  Что делать, если увидел чужую собаку?

□ 1) остановиться                                            

□ 2) напугать её

□ 3) громко кричать                                          

□ 4) ударить её палкой

С1.  Какие телефоны должны быть в твоей записной книжке на случай опасности?

□ 1) 01                                                       □ 3) 025

□ 2) 04                                                       □ 4) 03

С2.  Что относится к полезным ископаемым?

□ 1) бензин                                                □ 3) каменный уголь

□ 2) нефть                                                  □ 4) гранит

Вариант 2.

А1.  Какие вещества необходимы для укрепления здоровья?

□ 1) жиры                                                 □ 3) углеводы

□ 2) белки                                                 □ 4) витамины

А2.  Какой внутренний орган выделяет желчь в тонкую кишку?

□ 1) печень                                                 □ 3) кишечник

□ 2) желудок                                              □ 4) трахея

А3.  К какой системе органов относятся артерии и вены?

□ 1) к дыхательной

□ 2) к опорно-двигательной

□ 3) к кровеносной

□ 4) к пищеварительной

А4.  Как называется чувствительность к некоторым веществам?

□ 1) инфекция                                                □ 3) обоняние

□ 2) аллергия                                                 □ 4) вкус

А5.  Чего нельзя делать, если чувствуешь запах газа в квартире?

□ 1) звонить по телефону 04

□ 2) открывать форточку

□ 3) перекрывать газ на трубе

□ 4) зажигать спички

А6.  Что относится к товарам?

□ 1) химчистка                                           □ 3) автомобиль

□ 2) стрижка                                               □ 4) отопление

А7.  Какая профессия относится к умственному труду?

□ 1) учитель                                           □ 3) дворник

□ 2) рабочий                                           □ 4) животновод

А8.  Какое полезное ископаемое жидкое?

□ 1) известняк                                           □ 3) торф

□ 2) кварц                                                  □ 4) нефть

В1.  Какое растение относится к прядильным культурам?

□ 1) лён                                           □ 3) ландыш

□ 2) капуста                                    □ 4) ячмень

В2.  Какое правило надо выполнять при закаливании солнцем?

□ 1) чаще бывать на солнце летом

□ 2) не загорать

□ 3) загорать лучше в полдень

□ 4) загорать в меру 

В3.  Чем опасны домашние животные?

□ 1) плохо пахнут

□ 2) портят вещи и мебель

□ 3) на них могут быть яйца глистов

□ 4) могут съесть твой обед

С1.  Какие правила ты будешь выполнять, став велосипедистом?

□ 1) не буду кататься по проезжей части до 14 лет

□ 2) чтобы пересечь дорогу, сойду с велосипеда и перевезу его за руль

□ 3) не буду ездить, не держась за руль

□ 4) буду катать друзей на раме или багажнике

С2.  Что получает человек от пчёл?

□ 1) мёд                                         □ 3) нектар

□ 2) прополис                               □ 4) воск

Контрольный тест №4 за IV четверть*

Вариант 1.

А1.  Что такое бартер?

□ 1) то же, что купля-продажа

□ 2) прямой способ обмена товарами

□ 3) обмен старых вещей на новые

□ 4) вещи, взятые на прокат

А2.  Для чего составляют бюджет?

□ 1) чтобы повышать зарплату

□ 2) чтобы заранее рассчитать доходы и расходы

□ 3) чтобы понизить налоги

□ 4) чтобы не тратить свои деньги

А3.  Что относится к доходам семьи?

□ 1) покупка пальто

□ 2) плата за воду

□ 3) папина зарплата

□ 4) поход в кино

А4.  Что такое экологическая катастрофа?

□ 1) нанесение тяжкого вреда природе

□ 2) автомобильная авария на скользкой дороге

□ 3) плохая погода в течение долгого времени

□ 4) кораблекрушение

А5.  Улицы какого города расположены веером?

□ 1) Углича

□ 2) Сергиева Посада

□ 3) Костромы

□ 4) Ярославля

А6.  В какой стране больше всего жителей?

□ 1) в США

□ 2) в Китае

□ 3) в России

□ 4) в Австралии

А7.  Какая достопримечательность есть в Париже?

□ 1) Тадж-Махал

□ 2) статуя Свободы

□ 3) Эйфелева башня

□ 4) Биг-Бен

А8.  Какая достопримечательность есть в Греции?

□ 1) Парфенон

□ 2) Колизей

□ 3) Версаль

□ 4) Букингемский дворец

В1.  Что такое легенда?

□ 1) лицевая сторона монеты

□ 2) обратная сторона монеты

□ 3) надпись на монете

□ 4) номинал монеты

В2.  Что составляет доходы государственного бюджета?

□ 1) зарплата                                         □ 3) налоги

□ 2) нефть и газ                                    □ 4) труд людей

В3.  Назовите столицу Германии.

□ 1) Стокгольм                                    □ 3) Париж

□ 2) Рим                                                □ 4) Берлин  

С1.  Какие города входят в Золотое кольцо?

□ 1) Санкт-Петербург                         □ 3) Владимир

□ 2) Суздаль                                         □ 4) Углич

С2.  Какие страны находятся на территории Европы?

□ 1) Швеция                                         □ 3) Люксембург

□ 2) Италия                                          □ 4) Япония

Вариант 2.

А1.  Как называется обмен, в котором участвуют деньги?

□ 1) бартер                                        □ 3) купля-продажа

□ 2) покупка                                      □ 4) прямой обмен

А2.  Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?

□ 1) план бюджета                            □ 3) налоги

□ 2) доходы                                       □ 4) расходы

А3.  Чем занимается экология?

□ 1) изучает живые организмы

□ 2) подсказывает, как вести хозяйство, чтобы не повредить природе

□ 3) обеспечивает потребности населения

□ 4) борется с экономикой

А4.  Назови столицу Финляндии.

□ 1) Хельсинки                                      □ 3) Осло

□ 2) Люксембург                                   □ 4) Копенгаген

А5.  Какая страна граничит с Россией на севере?

□ 1) Казахстан                                  □ 3) Норвегия

□ 2) Грузия                                       □ 4) Япония

А6.  Какая страна считается родиной лыж?

□ 1) Швеция                                     □ 3) Германия

□ 2) Норвегия                                   □ 4) Италия

А7.  Какой достопримечательности нет в Лондоне?

□ 1) Биг-Бена

□ 2) Тауэрского моста

□ 3) здания Парламента

□ 4) пирамид

А8.  В какой стране находится город Венеция?

□ 1) во Франции                                 □ 3) в Греции

□ 2) в Исландии                                  □ 4) в Италии

В1.  Что коллекционируют нумизматы?

□ 1) мягкие игрушки

□ 2) марки

□ 3) драгоценные камни

□ 4) монеты

В2.  Кто получает деньги из бюджета?

□ 1) врач

□ 2) предприниматель

□ 3) учитель

□ 4) воспитатель

В2.  Какие расходы являются регулярными?

□ 1) покупка машины

□ 2) поездка в отпуск

□ 3) ужин в ресторане

□ 4) плата за газ

С1.  Какие названия относятся к деньгам на Руси?

□ 1) динар                                           □ 3) копейка

□ 2) рубль                                           □ 4) гривна

С2.  Кто может приносить доход семье?

□ 1) сын-дошкольник                          □ 3) папа

□ 2) дочь-школьница                          □ 4) мама

Ключи к итоговым тестам

те-

ста

Ва-

ри-

ант

А1

А2

А3

А4

А5

А6


А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

С1

С2

1

1

3

1

3

2

2

3

2

4

-

-

4

1

3

1,3

1,3,4

2

2

1

1

4

4

3

3

3

-

-

1

3

2

1,2,3

2,3,4

2

1

3

3

1

1

3

2

2

3

-

-

3

1

2

1,2

1,2

2

1

1

2

1

4

3

1

1

-

-

3

3

4

2,3

1,2

3

1

4

3

2

3

4

1

3

1

-

-

1

3

1

1,2,4

2,3,4

2

4

1

3

2

4

3

1

4

-

-

1

4

3

1,2,3

1,2,4

4

1

2

2

3

1

3

2

3

1

-

-

3

3

4

2,3,4

1,2,3

2

3

4

2

1

3

2

4

4

-

-

4

2

4

2,3,4

3,4

Литература

 *  Плешаков А.А., ГараН.Н., НазароваЗ.Д. Окружающий мир. Тесты. – М.: Просвещение, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, "Школа России" ФГОС

Тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, "Школа России" ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС...

Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС

Материал содержит тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе по программе "Школа России", автор Плешаков А.А. Соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начальн...

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно- тематическое планирование с описанием предметных, метапредметных и личностных УУД...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.Школа России. ФГОС.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс "Школа России" ФГОС

Календарно-тематическое планирование с УУД по окружающему миру. 4 класс "Школа России" ФГОС...

Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Школа России" ФГОС 2022

Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Школа России" ФГОС 2022...