Рабочая программа по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Абзалиева Алсу Галимулловна

Рабочая программа по окружаюему миру  на татарском языке (Әйлән-тирә дөнья) 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yln_tirbezdge_donya-4_klass.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 4 класс

Утверждаю                                                        Согласовано                                        Рассмотрена на заседании

Директор школы                                                на МС школы                                        МО учителей начальных классов

____________                                                протокол № 1                                        протокол №1

Маннапова Э.Н.                                                от  29.08.2012                                        от 29.08.2012

Приказ №  50/5 «ОД»                                                Заместитель директора по УР                        руководитель МО

От 1.09.12.                                                        ___________                                         ___________________

Латыпова Л.Р.                                        Губайдуллина Р.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школа имени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Абзалиевой Алсу Галимулловны, учителя начальных классов

первой квалификационной категории

по окружающему миру

4класс

                                                                                                                                                                             Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                         педагогического совета

                                                                                                                                                        протокол №1

                                                                                                                                                        от 31.08.2012

2012-2013 учебный год.

Учебно-тематическое планирование.

Окружающий мир. 4 класс

Абзалиева Алсу Галимулловна

2 часа в неделю, 68  часов  в год

Планирование составлено на основе:

«Закон об образовании» РТ.

- Ст.9,14,15,32 Закона РФ «Об образовании» ;

- Приказ МОРФ от 9 марта 2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ МОиН РТ от 28.04.2010 г. № 1743/10 «Об   утверждении  регионального  учебного плана   для образовательных учреждений  Республики Татарстан, реализующих программы  среднего (полного) общего образования»;

-Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.№ 1089. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального  общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования»;

- Приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. №373  «Об утверждении и введений в действие   федерального   государственного образовательного стандарта начального  общего образования»;

- Приказ МО и Н РФ от 19 октября 2009 г. №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов  начального  общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального  общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования»;

- Письмо МО и Н РФ от 4 сентября 2010 г № 03 -1905  Примерные программы начального общего образования;

-Инструктивно-методическое письмо МО и Н РТ от 09.12.2008 г № 7756/8 «Об организации обучения в начальной школе в 2008-2009 учебном году

Учебник: Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2004 ,Казан , “Мәгариф” 2010

Литература для учителя: Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Просвещение», 2008

Литература для учащихся: Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

Энциклопедии, справочники, словари, художественная литература.

 Интернет ресурсы. Тренажёр "Отличник";

Мегаэнциклопедия животных;  

 Детские электронные презентации и клипы 

APUS.RU

Иллюстрированная Энциклопедия Животных ;   Детский поисковик QUINTURA 

Детский поисковик AGAKIDS;     Детский браузер ГОГУЛЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» (“Әйләнә - тирәбездәге дөнья”) для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»(“Әйләнә - тирәбездәге дөнья”), утверждённой МО РФ (Москва 2010 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г).

 - Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Ст.9,14,15,32 Закона РФ «Об образовании» ;

- Приказ МОРФ от 9 марта 2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ МОиН РТ от 28.04.2010 г. № 1743/10 «Об   утверждении  регионального  учебного плана   для образовательных учреждений  Республики Татарстан, реализующих программы  среднего (полного) общего образования»;

-Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.№ 1089. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального  общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования»;

- Приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. №373  «Об утверждении и введений в действие   федерального   государственного образовательного стандарта начального  общего образования»;

- Приказ МО и Н РФ от 19 октября 2009 г. №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов  начального  общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального  общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования»;

- Письмо МО и Н РФ от 4 сентября 2010 г № 03 -1905  Примерные программы начального общего образования;

-Инструктивно-методическое письмо МО и Н РТ от 09.12.2008 г № 7756/8 «Об организации обучения в начальной школе»

Курс  “Основы безопасности  жизнедеятельности" включён в программу как интегрировнный курс : 34 часа(ПДД 14 часов+ поведение на воде-2;безопасное поведение на приоде-6;первая медицинская помощь- 5;основные мероприятия гражданской обороны и защите населения-1;Основы здорового образа жизни-4;защита человека в чрезвычайных ситуациях-4), которые выделены буквами  ПДД , ОБЖ. При выборе тематики руководствовалась программой курса «Основы безопасности  жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. УМК «Школа России»)

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2004 ,Казан , “Мәгариф” 2010

Плешаков, А А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011_.

Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс». –

М.: Просвещение», 2008.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений;  при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. 

           Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

 - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 - освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.

          Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.

 Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданскиориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".

         Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

         Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.

         Уважение к миру - это применяемая автором формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности  сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

 В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

 - распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

 - моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

 - эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В структуру планирования включён материал краеведческого характера. Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, мастер-класс специалистов, заочное путешествие. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям, практическим работам, демонстрации опытов, организации учебного диалога в ходе урока, созданию долгосрочных и краткосрочных проектов, презентаций

Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

– наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);

– выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

– проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

– работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

– работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  1. человек – часть природы и общества;
  2. что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  3. основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  4. основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы;
  5. взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;
  6. взаимосвязи между природой и человеком;
  7. строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  8. правила гигиены, основы здорового образа жизни;
  9. правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;
  10. потребности людей, товары и услуги;
  11. роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  12. некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы(с опорой на карту).

      Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  3. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
  5. выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  6. владеть элементарными приемами чтения карты;
  7. приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Нормы оценок по окружающему миру.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-    нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
-    неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
-    ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
-    незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
-    отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
-    ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
-    неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

-    преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
-    неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;
отсутствие обозначений и подписей;
-    отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:

ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

тематическое планирование


п/п

Приме-чания

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата прове-дения

план

факт

Наименование  раздела программы :                                                                Земля и человечество (10 ч)     Җир һәм кешелек

1

Мир глазами астронома

Астроном дөньяны нинди итеп күрә?


ПДД: Юл аркылы чыгу кагыйдәләре.

1

Комбиниро-ванный

Солнце.

Земля – планета,
общее представление о форме и размерах Земли


Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Текущий

Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)

С. 4–8, вопросы «Проверь себя»

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

Кояш системасына кергән планеталар. Практик эш


ПДД:Велоси-педта йөрү кагыйдәләре.

1

Комбиниро-ванный

Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели

Фронтальный опрос

Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете.

Практическая работа

С. 9–15, вопросы
с. 15, задания 1, 2

3

Звездное небо – великая книга Природы

Йолдызлы күк – табигатьнең иң бөек китабы


ПДД:юл.элементлары, юл билгеләре, юл тамгалары.

1

Комбиниро-ванный

Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий

Фронтальный опрос

Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия

С. 16–21,

«Проверь себя», написать памятку

4

Мир глазами географа. Глобус
и географии-ческая карта

Географ дөньяны нинди итеп күрә?


ПДД:Юл аркылы чыгу.Чатлар.

1

Комбиниро-ванный

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе
и карте

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

Фронтальный опрос

Наука «география». История создания глобуса. Первооткрыватели

С. 22–29, вопросы

«Проверь себя», задания 1, 2

5

Пояса Земли

Җир пояслары




ПДД: Транспорт йөртүчеләр сигналлаы

1

Практического применения знаний

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

Фронтальный опрос

Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли»

С. 30–34, вопросы, задания
1, 2

 6

Мир глазами историка

Тарихчы дөньяны нинди итеп күрә?


ПДД:Юлда имгәнүләрнең сәбәбе.

1

Комбиниро-ванный

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тест

(10 мин)

Науки «история» и «археология»

С. 35–41, вопросы,

задания
1, 2

7

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

Кайчан һәм кайда? Тарих – борынгы заманга сәяхәт.



ПДД:Юл һәм без-уртак тел табабыз

1

урок-игра

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

Фронтальный опрос

Счет лет в истории. Работа с лентой времени

С. 42–46, вопросы,

задания
1, 2

8

Прошлое и настоящее глазами эколога

Эколог дөньяның үткәнен һәм хәзергесен нинди итеп күрә?


ПДД:Регулировщик һәм светофор.


1

Комбиниро-ванный

Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния

Уметь использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране

Тест (5 мин)

Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)

С. 47–53, вопросы,
с. 52 «Подумай»

 9

Сокровища Земли под охраной человечества

Җирдәге кыйммәтле хәзинәләрне кешелек саклый


ОБЖ:Пожар куркынычсызлыгы кагыйдәләре.

1

Комбиниро-ванный

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения
в природе

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры

Фронтальный опрос

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

С. 54–62, вопросы, задания
по выбору

10

Минем әйләнә-тирә дөньяны нинди итеп күрәсем килә?


ОБЖ:Табигатьнең авыруы.

Комбиниро-ванный

Охрана растительного и животного мира

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

Самостоятельная
работа
(10 мин)

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»

Природа России (11 ч)  Россиянең табигате

11

Равнины и горы России

Россиянең тигезлекләре һәм таулары


ОБЖ:Урында ориентлашу.

1

Экскурсия

Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пласти-лина

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Фронтальный опрос

Образование гор

С. 64–71, вопросы «Проверь себя!», текст «Заповедники России» прочитать

12

Моря, озера и реки России

Россиянең диңгезләре, күлләре һәм елгалары


ОБЖ:Сулык-ларны саклау

1

Комбиниро-ванный

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тест

(10 мин)

Великие озера России

С. 72–77,
задание 4

 13

Зона арктических пустынь

Арктик чүллекләр зонасы

1

Комбиниро-ванный

Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Фронтальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

С. 78–86,

вопросы «Проверь себя!»,
задание 2

14

Тундра. Природа тундры

Тундра. Тундраның табигате

1

Комбиниро-ванный

Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры

Фронтальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

С. 87–97,

задания 1, 3 (по вариантам)

15

Леса России

Россиянең урманнары



ОБЖ: Урман-нарны саклау

1

Урок- игра

Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

Графический диктант

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

С. 98–105, задание 1

 16

Лес и человек.

Проверочная работа по теме «Леса России»
«Урман һәм кеше» Россиянең урманнары. Тикшерү эше


ОБЖ: Урман бабай бүләкләре.

1

Комбиниро-ванный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Проверочная работа

Природные зоны

С. 106– 113,
вопросы «Проверь себя»,

составить памятку

17

Зона степей

Дала зонасы

1

Комбиниро-ванный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

Фронтальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

С. 114– 122,
задания
1, 2

18

Пустыни

Чүлләр





1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни

Фронтальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

С. 122–131,
ответы на вопросы,

задания
1, 2

 19

У Черного моря

Кара диңгез буенда


ОБЖ:Сулыкларда үз-үзеңне тоту кагыйдәләре.

1

Комбиниро-ванный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Фронтальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

С. 132–140,

задания
1, 4

20

Экологическое равновесие

Экологик тигезләнеш


ОБЖ: Табигатьтә хуҗа булма,кунак бул!

1

Комбиниро-ванный

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения
в природе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения
в природе

Работа с Красной книгой родного края

Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)

С. 141–142, подготовить сообщение по проблеме

21

Обобщение по разделу «Природа России»

«Россиянең табигате»  темасы буенча гомумиләштерү


ОБЖ:Көтелмәгән хәлләрдән чыгу юллары.

1

Урок-игра

Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных

Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране

Тест
(10 мин).

Тематический

Природные зоны России

Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем  городе»

Родной край – часть большой страны (12 ч) Туган як – зур илебезнең бер өлеше

22

Наш край

Туган як



ОБЖ:Һәр көнне булырга мөмкин көтелмәгән хәлләр.

1

Комбиниро-ванный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города.

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

Текущий

Природные сообщества родного края (2–3)

Устный рассказ «Мой край»

 23

Поверхность нашего края

Туган якның җир өсләре



ОБЖ:Туган як табигатенең чисталыгы минем кулда.

1

Экскурсия

Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Текущий

Изменение поверхности родного края

С. 147– 153, задания 1–3,  вопросы «Проверь себя!»

24

Водоемы нашего края

Туган якның сулыклары


ОБЖ:Сулыкларны кичү.

1

Комбиниро-ванный

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря,
реки

Графический диктант

Природные сообщества родного края (2–3)

С. 154– 158, вопросы, задание 2

25

Наши подземные богатства

Җир асты байлыклары



ОБЖ:Җир асты байлыкларын саклыйк!

1

Комбиниро-ванный

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Текущий

Природные ископаемые родного края. Их использование человеком

С. 159– 170, вопросы, задание 3

26

 

Земля – кормилица

Җир – ана – туендыручы


ОБЖ:Туфрак-ны саклау.

1

Комбиниро-ванный

Почва, ее  состав

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Текущий

Почва, ее значение для жизни

С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы,

загадки
о земле

27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Урмандагы тереклек


ОБЖ:Урманга кызыл әтәч кермәсен.


1

Комбиниро-ванный

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения

в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана
(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания

для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

Работа с Красной книгой

Растения и животные красной книги: сообщества
лес, Грибы.

Съедобные и несъедобные (узнавание)

С. 175– 182, вопросы, задание 3

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

Болындагы тереклек

ОБЖ:елан, бал коры, башка бөҗәк чакса...

1

Комбиниро-ванный

Графический диктант

Растения и животные красной книги: сообщества луг

С. 182– 190, вопросы, задание 5

29

Жизнь пресного

Водоема

Төче сулыклардагы тереклек


ОБЖ:Суда батучыларны коткару.Берен-че медицина ярдәме.

1

Урок-игра

Текущий. Фронтальный опрос

Растения и животные красной книги: сообщества водоем

С. 191– 200, вопросы, задание 3

 30

Растениеводство в нашем крае

Туган якта үсемлекчелек



ОБЖ:Имгәнү-ләр .Беренче медицина ярдәме.

1

Комбиниро-ванный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

Фронтальный опрос

Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства

С. 201– 207,
вопросы

31

Незаметные защитники урожая

Тест эшләү.

Сиздерми генә уңышны саклаучылар

1

Комбиниро-ванный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение
к животным

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

Тест

(10 мин)

Виды растениеводства

С. 208– 213, вопросы, задание 2

32

Животноводство в нашем крае

Туган якта терлекчелек


ОБЖ:Киселүләр.Беренче медицина ярдәме.

1

Комбиниро-ванный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными

Фронтальный опрос

Виды животноводства. Ветеринария

С. 214– 222, вопросы, задание 3

Страницы всемирной истории (5 ч) Бөтендөнья тарихы битләреннән

33

Начало истории человечества

Кешелек тарихының башы


ОБЖ:Сәламәтлек.Сәламәт яшәү рәвеше.

1

Комбиниро-ванный

Человек – часть природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

Фронтальный опрос

История первобытного человека. Счет лет в истории

С. 4–7,
вопросы,

задания
1–3

 34

Мир древности: далекий и близкий

Борынгы заман: ерактагысы һәм якындагысы

1

Комбиниро-ванный

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

Фронтальный опрос

История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории

С. 8–14, вопросы,

задание 2

35

Средние века: время рыцарей
и замков

Урта гасырлыр: рыцарьлар һәм замоклар заманы


ОБЖ:Начар гадәтләрнең сәламәтлеккә йогынтысы.

1

Комбиниро-ванный

Знать историю средних веков

Фронтальный опрос

История феодального общества. Рыцарь

С. 15–21, вопросы,

задания
1–3

36

Новое время: встреча Европы
и Америки

Яңа чор: Европа һәм Американың очрашуы

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой

Фронтальный опрос

Открытие
Америки

С. 22–27, вопросы,

задания
1, 2

37

Новейшее время: история продолжается сегодня

Иң яңа чор: тарих бүген дә дәвам итә

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей новейшего времени

Фронтальный опрос

Новейшая история

С. 28–32, вопросы,

задания
1, 2

Страницы истории Отечества (20 ч)

38

Жизнь древних славян

Борынгы славяннар тормышы

1

Комбиниро-ванный

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Фронтальный опрос

Древняя Русь

С. 34–39,

вопросы,

задания
1–4

 39

Во времена Древней Руси

Борынгы Русь чорында

1

Комбиниро-ванный


Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры


Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Фронтальный опрос

Древняя Русь

С. 40–45, вопросы,

задание 2

40

Страна городов

Шәһәрләр иле

1

Комбиниро-ванный


Россия на карте (границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры


Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы

Тематический

Столицы Древней Руси

С. 46–54,     вопросы, задание 2 (по вариантам)

41

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Борынгы Русьның китап хәзинәсеннән

1

Комбиниро-ванный

Фронтальный опрос

Музеи. Экспонаты Древней Руси

С. 55–58,     вопросы, задания

42

Трудные времена на Русской земле

Рус җирендә болгавыр заманнар

1

Комбиниро-ванный

Фронтальный опрос

Жизнь древних славян на Руси

С. 59–64,     вопросы,

задание 2

 43

Русь расправляет крылья

Русь канатларын ныгыта

1

Комбиниро-ванный



Фронтальный опрос

Историческая
карта

С. 65–69,     вопросы,

задание 2

44

Куликовская
битва

Куликово сугышы

1

Комбиниро-ванный


Выдающиеся люди разных эпох

. Города России. Санкт-Петербург


Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Фронтальный опрос

Историческая
карта

С. 70–74,     вопросы,

задания
1, 2

45

Иван Третий

Иван Өченче

1

Комбиниро-ванный

Фронтальный опрос

Реформы Ивана Третьего

С. 75–81,     вопросы,

задания1, 2

46

Мастера печатных дел

Китап басу осталары

1

Комбиниро-ванный

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

Фронтальный опрос

История книгопечатания на Руси

С. 82–86,     вопросы,

задание 2

47

Патриоты России

Россия патриотлары

1

Комбиниро-ванный


Выдающиеся люди разных эпох


Знать историю развития образования на Руси

Фронтальный опрос

С. 87–93,     вопросы

 48

Петр Великий

Бөек Пётр

1

Комбиниро-ванный


Выдающиеся люди разных эпох


Знать реформы Екатерины Великой

Тест (8 мин)

Реформы Петра Великого

С. 94–100,   вопросы, задание по вариантам

49

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Комбиниро-ванный

Фронтальный опрос

Образование на Руси

С. 101– 104, вопросы

50

Екатерина Великая

Бөек Екатерина

1

Комбиниро-ванный

Тематический

Правление Екатерины Великой

С. 105–111,

вопросы,

задания
1, 2

51

Отечественная война 1812 года

1812 елгы Ватан сугышы

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

Фронтальный опрос

Историческая
карта

С. 112– 121, вопросы, задание 2

52

Страницы истории XIX века

XIX гасыр тарихы сәхифәләре

1

Комбиниро-ванный

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий)

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

Фронтальный опрос

Историческая
карта

С. 122– 126,             вопросы,

задание 2

53

Россия вступает
в XX век

Россия ХХ гасмырга аяк баса

1

Комбиниро-ванный

Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тематический

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

С. 127– 135,             вопросы,

задание 2

 54

Страницы истории 1920–1930-х

Годов

1920-1930 нчы еллар тарихы сәхифәләре

1

Комбиниро-ванный

Россия на карте (границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России

Фронтальный опрос

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

С. 136– 139,             вопросы,

задание 2

55

Великая война  
и Великая Победа

Бөек Сугыш һәм Бөек Җиңү

1

Комбиниро-ванный

Государственные праздники (День Победы)

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей

Фронтальный опрос

Историческая
карта

С. 140– 146,             вопросы,

задание 2

56

Страна, открывшая путь в космос

Космоска юл ачкан ил

1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой

Фронтальный опрос

История покорения космоса

С. 147– 152,             вопросы,

задание 3

 57

История вокруг нас

Әйләнә - тирәбездәге тарих

1

Комбиниро-ванный

Охрана памятников истории и культуры

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Тест

(10 мин).

Тематический

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

С. 150,
задание 2

58

Обобщение по разделу «Страницы истории Отечества» Тема буенча кабатлау дәресе

«»


1

Комбиниро-ванный

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой

Фронтальный опрос

История покорения космоса

Стр.34-159, читать, отвечать на вопросы

59

Основной закон России и права человека

Россиянең Төп Законы һәм кеше хокуклары

1

Комбиниро-ванный

Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции)

Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

Фронтальный опрос

Конституция – Основной закон Российской Федерации

С. 154– 159,             вопросы,

задание 2

Современная Россия (9 ч)

60

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

«Балалар аерым кайгыртуга һәм ярдәмгә хокуклы»+ ОБЖ

1

Комбиниро-ванный

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Фронтальный опрос

Права ребенка

С. 160– 163,             вопросы,

задание 2 (по выбору)

 61

Мы – граждане России

Без – Россия гражданнары

1

Комбиниро-ванный

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

Тематический.

Тест (5 мин)

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

С. 164– 167,             вопросы,

задания
1, 2

62

Славные символы России

Россиянең данлы символлары

1

Комбиниро-ванный

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага

Фронтальный опрос

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

С. 168– 174,             вопросы,

задание
12

63

Такие  разные праздники

Шундый төрле бәйрәмнәр

1

Комбиниро-ванный

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

Фронтальный опрос

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3):

обычаи, характерные особенности быта

С. 175– 179,             вопросы,

задание 2

64


Путешествие по России

Россия буйлап сәяхәт

2


Комбиниро-ванный

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Текущий


Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные

С. 180–186,    
пересказ




65

Россия буйлап сәяхәт

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий).

Охрана памятников истории и культуры


Графический диктант

 особенности быта

66

Что мы узнали и чему научились за год?

Повторение

Ел буена без ниләргә өйрәндек? Кабатлау

ПДД: Авыл читендәге юллар.

2

Урок-игра

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

Фронтальный опрос

Важнейшие события происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3):

обычаи, характерные особенности быта,

С. 187–194 читать, отвечать на вопросы

,

67

 Ел буена без ниләргә өйрәндек? Кабатлау

ПДД:Сак булыгыз!Юлда уйнамагыз!

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России


Тест (15 минут)

 Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

С. 194–205,      вопросы,

задание

68


Экскурсия на природу

Табигатькә сәяхәт


ПДД:Юллары-гыз имин  булсын!

1

Урок-экскурсия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...