рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по окружающему миру | 35.1 КБ |
учебно методическое обеспечение | 12.73 КБ |
рабочая программа по изо | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир » соответствует следующим нормативным документам:
-Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №373 от 6 октября 2009г;
-Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в МОБУ СОШ д.Дергачевка на 2012-2013 уч .г.(приказ МО РФ № 2885 от 27.12.2011)
-Авторской программе по УМК «Перспектива» А. А. Плешакова «Окружающий мир»,
-Примерному положению о рабочей программе ,разработанной в МОБУ СОШ д.Дергачевка
-Уставу МОБУ СОШ д.Дергачевка
Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
-формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
-воспитание любви к своему городу, к своей Родине,
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе
А.А.Плешакова из расчета 2 ч в неделю.68 часов в год
Требования к уровню подготовки обучающихся
учащиеся должны знать:
– неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
– строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
– имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
– основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
– названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
– различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
– различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
– выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
– использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
– определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
– приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Учебно-тематический план
3 | Раздел | Характеристика деятельности ученика | Всего часов |
1 | Время и календарь | Познавательные :расширять представление о планете во Вселенной. Устанавливать причинно-следственные отношения при наблюдении смены дня и ночи, смены времен года. Наблюдать за небесными телами — основой измерения времени и создания календаря. Выяснять способы измерения времени . Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: развитие навыков экологически грамотного поведения в природной среде; Личностные: усваивать правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. | 15ч |
2 | Осень | Познавательные рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение осенних праздников Личностные: усваивать правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.осенью) знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. | 19ч |
3 | Зима | Познавательные рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.)в зимний период знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение зимних праздников Личностные: усваивать правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. | 15ч |
4 | Весна и лето | Познавательные рассматривают изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.)с наступлением весны и осени . знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные Развитие навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников Личностные усваивать правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Сохранение и укрепление здоровья | 19я |
Содержание курса
Время и календарь(15ч)
(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень (19ч)
(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях
и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением
пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима(15ч)
(13 ч +2ч экскурсии-прогулки)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето(19ч)
(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Календарно — тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Примечание |
1 | 06.09 | Осенние месяцы | ||
2 | 07.09 | Осень в неживой природе | ||
3 | 13.09 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | ||
4 | 14.09 | Звездное небо осенью | ||
5 | 20.09 | Экскурсия на луг | ||
6 | 21.09 | Трава у нашего дома | ||
7 | 27.09 | Старинная женская работа | ||
8 | 28.09 | Деревья и кустарники осенью. | ||
9 | 04.10 | Чудесные цветники осенью | ||
10 | 05.10 | Осенняя прогулка (экскурсия в лес). | ||
11 | 12.10 | Грибы | ||
12 | 18.10 | Шестиногие и восьминогие | ||
13 | 19.10 | Птичьи секреты | ||
14 | 26.10 | Как разные животные готовятся к зиме. проверочная работа | ||
15 | 08.11 | Невидимые нити в осеннем лесу | ||
16 | 09.11 | Осенний труд | ||
17 | 15.11 | Будь здоров! | ||
18 | 16.11 | Будь здоров! (игры на свежем воздухе) | ||
19 | 22.11 | Охрана природы осенью | ||
20 | 23.11 | Мы — союз народов России | ||
21 | 29.11 | Мы — жители Вселенной | ||
22 | 30.11 | Наш «косми-ческий корабль» — Земля практи-ческая работа с компасом | ||
23 | 06.12 | Наш «космический корабль» — Земля | ||
24 | 07.12 | Время | ||
25 | 13.12 | Экскурсия в музей | ||
26 | 14.12 | Сутки и неделя | ||
27 | 20.12 | Месяц и год | ||
28 | 21.12 | Времена года.Проверочная работа | ||
29 | 27.12 | Погода (практи-ческая работа с термо-метром) | ||
30 | 28.12 | Погода | ||
31 | 17.01 | Календарь — хранитель времени, страж памяти | ||
32 | 18.01 | Красные дни календаря | ||
33 | 24.01 | Народный календарь | ||
34 | 25.01 | Экологи-ческий календарь | ||
35 | 31.01 | Зимние месяцы | ||
36 | 01.02 | Зима — время науки и сказок | ||
37 | 07.02 | Зима в неживой природе | ||
38 | 08.02 | Звездное небо зимой | ||
39 | 14.02 | Зимняя прогулка (экскурсия) | ||
40 | 15.02 | Зима в мире растений | ||
41 | 21.02 | Зимние праздники | ||
42 | 22.02 | Зимние праздники. Коляда. | ||
43 | 28.02 | Растения в домашней аптечке | ||
44 | 01.03 | Зимняя жизнь птиц и зверей | ||
45 | 07.03 | Невидимые нити в зимнем лесу Проверочная работа | ||
46 | 14.03 | В феврале зима с весной встречается впервой | ||
47 | 15.03 | Зимний труд | ||
48 | 21.03 | Будь здоров! | ||
49 | 22.03 | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | ||
50 | 04.04 | Охрана природы зимой | ||
51 | 05.04 | Весенние месяцы | ||
52 | 11.04 | Весна в неживой природе | ||
53 | 12.04 | Весна — утро года | ||
54 | 18.04 | Звездное небо весной.
| ||
55 | 19.04 | Весенняя прогулка (экскурсия) | ||
56 | 25.04 | Весеннее пробуждение растений | ||
57 | 26.04 | Чудесные цветники весной | ||
58 | 02.05 | Весна в мире насекомых | ||
59 | 03.05 | Весна в мире птиц и зверей | ||
60 | 10.05 | Невидимые нити в весеннем лесу | ||
61 | 16.05 | Весенний труд Проверочная работа | ||
62 | 17.05 | Старинные весенние праздники | ||
63 | 23.05 | Будь здоров! | ||
64 | 24.05 | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | ||
65 | 30.05 | Охрана природы весной | ||
66 | Лето красное | |||
67 | Летние праздники и труд | |||
68 | Экскурсия в лес |
Средства контроля
четверть | Проверочные работы | экскурсии | дата |
1 | Проверочная работа №1 25.10 | 1 | 05.10 |
2 | Проверочная работа №2 21.12 | 2 | 30.11,13.12 |
3 | Проверочная работа №3 16.03 | 2 | 28.12,16.02 |
4 | Проверочная работа №4 24.05 | 2 | 02.05,26.05 |
Учебно-методическое обеспечение
- Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2004 год.
- Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением». Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.
- М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 год.
- «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009 год.
- Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2007 год.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2009 год.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2009 год.
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое обеспечение
- Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2004 год.
- Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением». Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.
- М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 год.
- «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009 год.
- Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2007 год.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2009 год.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2009 год.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
Рабочая программа по изобразительному искусству соответствует следующим нормативным документам:
-Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №373 от 6 октября 2009г;
-Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в МОБУ СОШ д.Дергачевка на 2012-2013 уч .г.(приказ МО РФ № 2885 от 27.12.2011)
-Авторской программе по УМК «Перспектива» по изобразительному искусству В. С. Кузина и др.
-Примерному положению о рабочей программе ,разработанной в МОБУ СОШ д.Дергачевка
-Уставу МОБУ СОШ д.Дергачевка
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
— овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, но представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе
В.С.Кузина из расчета 1 час в неделю,34 часа
Требования к уровню подготовки ученика
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать\ понимать
- основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
- некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России.
уметь
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Характеристика деятельности обучающегося | Всего часов |
1 | РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ) | Познавательные: рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушки, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные:учитывать разные мнения Личностные:развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. | 9 часов |
2 | РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ е сказок. Передача смысловой связи между объектами композиции. | Познавательные: Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные:учитывать разные мнения Личностные: Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. | 8 ч |
3 | ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА | Познавательные: Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи. Регулятивные:понимать и принимать учебную задачу. Коммуникативные:учитывать разные мнения: Личностные:осознавать необходимость самосовершенствования | 7 часов |
4 | АППЛИКАЦИЯ . | Познавательные: Рисование узоров из геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона). Использование в узоре аппликации трех главных цветов и их смешение Регулятивные:понимать и принимать учебную задачу. Коммуникативные:учитывать разные мнения: Личностные:осознавать необходимость самосовершенствования | 3 часа |
5 | ЛЕПКА (3 ч) | Познавательные: Лепка листьев деревьев, а также фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций Регулятивные :принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные:учитывать разные мнения. Личностные:формировать объемное видение предметов, осмысливать пластические особенности формы, развивать чувство цельности композиции, осознавать необходимость самосовершенствования | 3 часа |
6 | БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС | Познавательные
Регулятивные:понимать и принимать учебную задачу. Коммуникативные: учитывать разные мнения: Личностные: высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник); | 4 часа |
Содержание учебного курса
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ) 9 часов
рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушки, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитиеу детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисованиис натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками.
.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (8 ч)
Создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
От учащихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Важно также совершенствовать умения применять эффекты светотени, передавать пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов
Декоративная работа(7 часов)
В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любитьприроду, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.Произведения декоративно-прикладного искусства передаютдетям представления народа о красоте
Лепка (3) часа
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
Лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
Лепка тематических композиций на темы: «Бегущий спортсмен», «Летчик в комбинезоне»;
Лепка по мотивам народных игрушек несложной формы. Рисование узоров из геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.)
Аппликация 3 (час)
Составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.
вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех главных цветов и их смешении
Беседы об изобразительнои искусстве и красоте вокруг нас (6 ч)
— прекрасное вокруг нас (натюрморты художника Ильи Машкова и других художников);
— родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника-пейзажиста Николая Ромадина, звуки дождя в живописи);
— городские и сельские пейзажи;
— художественно-выразительные средства живописи — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
— композиция в изобразительном искусстве;
— художники-сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин);
— художники-анималисты (творчество Василия Ватагина, животные на картинах и в рисунках Валентина Серова и др.);
— выдающиеся художники второй половины XIX века: Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан;
— главные художественные музеи России;
— русское народное декоративно-прикладное искусство (Жостово, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Тема урока | примечание |
1. | 03.09.12 | «Красота осенних листьев». Рисование с натуры | ||
2. | 10.09.12 | «Дары осени». Рисование с натуры овощей | ||
3. | 17.09.12 | Декоратив-ная работа. «Весёлые узоры». | ||
4. | 24.09.12 | «Осенний узор». Декоратив-ная работа. | ||
5 | 01.10.12 | Рисование на тему «В гостях у осени». | ||
6 | 08.10.12 | Рисование по памяти. «В гостях у осени» | ||
7 | 15.10.12 | Рисование на тему «Богатый урожай». | ||
8 | 22.10.12 | «Что нам осень принесла». Работа с пластилином | ||
9 | 29.10.12 | «Мы рисуем сказочную птицу». Декоратив-ное рисование. | ||
10 | 12.11.12 | «Мы рисуем сказочную птицу». Ра-бота с солё-ным тестом. | ||
11 | 19.11.12 | Рисование гуся. «Мы готовимся к рисованию сказки». | ||
12 | 26.11.12 | Мы готовимся к рисованию сказки. Работа с пластилином | ||
13 | 03.12.12. | Иллюстри- рование русской народной сказки «Гуси-лебеди». | ||
14 | 10.12.12 | Иллюстри- рование русской народной сказки «Гуси-лебеди». Декоратив-ная работа. | ||
15 | 17.12.12. | «Мы рисуем сказочную ветку». Приёмы декоративно-го рисования. | ||
16 | 24.12.12 | «Мы рисуем сказочную ветку». Декоратив-ное рисование. | ||
17 | 14.01.13 | Рисование на тему «Наши зимние забавы». Рисование по памяти и по представ-лению | ||
18 | 21.01.13 | Зимние развлечения с друзьями | ||
19 | 28.01.13 | «Друзья детства». Рисование с натуры | ||
20 | 04.02.13 | «Друзья детства». Завершение рисунка в цвете. | ||
21 | 11.02.13 | «Моя любимая игрушка». Сюжетная аппликация. | ||
22 | 18.02.13 | «Мои любимые животные». Выполнение орнаментальной полосы. | ||
23 | 25.02.13 | «Мои любимые животные». Декоратив-ное рисование. | ||
24 | 04.03.13 | «Рисование на тему «Мои друзья». Тематичес-кое рисование в карандаше. | ||
25 | 11.03.13 | «Мои друзья». Работа над рисунком в цвете. | ||
26 | 18.03.13 | «С чего начинается Родина» Тематичес-кое рисование в карандаше. | ||
27 | 01.04.13 | «С чего начинается Родина». Тематичес-кое рисование в цвете. | ||
28 | 08.04.13 | Рисование с натуры бабочек | ||
29 | 15.04.13 | «Цветы нашей Родины». Рисование с натуры. | ||
30 | 22.04.13 | «Цветы нашей Родины». Рисование с натуры. | ||
31 | 29.04.13 | «Здравствуй, весна!» Подготовка к коллектив-ной работе | ||
32 | 06.05.13 | «Здравствуй, весна!» выполнение коллектив-ной работы – фриза. | ||
33 | 13.05.13 | «Празднич-ный салют». Подготовка к аппликации | ||
34 | 21.05.13 | «Празднич-ный салют». Составление сюжетной аппликации. |
Учебно-методические средства обучения.
1.Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.
2.Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
3. В.В.Асеева. ИЗО. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
4.Приложение к журналу «Начальная школа». Ребёнок и творчество.. 2010 г
5. Репродукции картин известных художников
6.Электронные учебные пособия:
7.Музыкальная фонохрестоматия. «Слушаем музыку, поём». Приложение к журналу «Начальная школа», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...