"Юный эколог"
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме

Косоротова Надежда Николаевна

Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.

                                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы кружка

«Юный эколог»


Пояснительная записка

Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.

Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.

Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой,  поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда».

Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на уроках (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума (практическая часть).

Цели и задачи

1.        Формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;

2.        Развивать стремление охранять окружающую среду внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека;

3.        Развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;

4.        Воспитывать экологической культуры учащихся;

Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

В работе кружка рассчитано использовать познавательные игры, экскурсии, диспуты, практическую работу на местности, встречи с интересными людьми (врачами, лесником, агрономом, студентами)


Формы работы

  1. индивидуальная
  2. групповая
  3. коллективная

Прогнозируемые результаты:

  1. учащиеся будут иметь представление об экологических проблемах, катастрофах нашей планеты;
  2. смогут правильно вести себя как в обществе в целом, так и в природе;
  3. смогут применять свои знания на уроках и в жизни.


Тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

1

Природа в наших ощущениях (звуки леса, голоса животных)

2

2

Что такое экология

2

3

Основные науки, союзники экологии

2

4

Экология леса (загадки, ребусы)

2

5

Экология леса (поведение в лесу)

2

6

Викторина «В мире животных»

2

7

Акция «Листок» (уборка территории от опавших листьев)

2

8

Экология рек (охрана, загрязнение)

2

9

Животные, обитающие в реках (просмотр видеофильмов)

2

10

Животные нашей области

2

11

Работа с дополнительной литературой

2

12

Игра – путешествие «Подводное царство»

2

13

Лекарственные растения

2

14

Лекарственные растения нашей местности

2

15

Загадки, ребусы, стихи о растениях

2

16

Загадки, стихи, ребусы о животных

2

17

Охрана животных и растений. Красная книга

2

18

Домашние животные (рассказ о своих питомцах, фотографии)

2

19

Игра – путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили»

2

20

«Экологическая тропа» (игра – бродилка)

2

21

«Турнир всезнаек природы»

2

22

Акция « Создаём уют в школе» (посадка, полив комнатных растений)

2

23

Ситуации в поведении людей на природе (обсуждение ситуаций)

2

24

Права и обязанности человека по охране природы

2

25

Устный экологический журнал «…Земля – наш общий дом»

2

26

«Мир, в котором я живу» (экологическая ситуация города)

2

27

Экология нашего города (экскурсия по улицам города)

2

28

Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения)

2

29

Экология квартиры

2

30

Вырубка берёзовых околков (обсуждение ситуации)

2

31

Акция «Чистодвор»

2

32

Практическая работа « Участие в мероприятиях по уборке территории школы»

2

33

Работа над проектом «Вид из школьного окна»

3

34

Подведение итогов. Выступление с проектом.

1

Итого

68

Список литературы для педагога:

1.        Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.

2.        Берестецкий О.А. « Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос – 1984.

3.        БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-1974.

4.        Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с

5.        Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

6.        Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.

7.        Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии.    М.:Просвещение, 1990. 239с.

8.        Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1

9.        Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.

10.        Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

11.        Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1983. 264 с.

12.        Судаков К.В. и др. Основы физиологии функциональных систем. – М.:1983.

13.        Хрипкова А.Г. Возрастная физиология

14.        Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4

Список литературы для детей и родителей:

1.         Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

2.        Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1

3.        Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998

4.        Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

5.        Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,1985

6.        Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

кружок "Юный эколог"

ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....

Программа детского оздоровительного лагеря юных экологов "Бабочка над заливом"

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети...

Программа "Юный эколог"

программа внеурочной деятельности...