Конспект урока по курсу "Окружающий мир" -"Компас. Ориентирование"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Маркова Ирина Анатольевна

Урок с использованием видеофрагментов, интерактивной доски, работы в группах. Окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

               

В технологии здоровьесбережения входит не только правильное чередование разных видов деятельности на уроке , но и учёт индивидуальных особенностей обучающихся в  процессе обучения.

По типу восприятия все дети  делятся на три группы : кинестетики, визуалы и аудиалы, то есть ведущими каналами восприятия  являются : глаза, уши и тактильные ощущения.  Через эти каналы восприятия  в мозг поступает вся необходимая информация. Важно, чтобы  на уроке работали все каналы восприятия, а проблемная ситуация даст ответ ребёнку на вопрос : «Зачем  мне это знание?»

 Урок  по предмету Окружающий мир.  2 класс.

Учитель : Маркова Ирина Анатольевна

Тема : « Для чего нужен компас? Ориентирование.»

 Цели урока : 1.На основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение , анализ иллюстраций и предметов познакомиться с устройством компаса и принципом его работы.

2. На основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу и местным признакам.

3. Развивать внимание, кругозор, мышление, умение ориентироваться в непривычной и малознакомой ситуации.

Оборудование : индивидуальные компасы, таблица «Ориентирование по местным признакам», репродукции  картин Шишкина И.И.,  видеофрагменты «Магнитная стрелка», «Магнитный полюс Земли», рабочие тетради. Листы для практической работы, компьютерная презентация урока . Интерактивная доска  Intel.

Учебник : Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. в 2-х частях. Ч. 2, с. 74-75.

                                  Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Я предлагаю вам подготовиться к путешествию.

Скажите, с чего начинается любое путешествие? ( подготовка, выбор маршрута и т.д.)

Давайте, выберем  направление движения – ориентацию, назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

Возьмите маршрутные листы и ручки. Чертим маршрут.(Графический диктант)

 1 шаг – 1 клетка: От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад ( 1 шаг- 1 клетка), 2 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад. Что получилось? (5).

У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта. (При проверке –слайд 3).

  1. Целеполагание.

- Молодцы, на карте вы ориентируетесь хорошо, а кто из вас покажет, где направление север, где юг , например, в нашем классе?

            - Что же  поможет в путешествии?

И в тайге, и в океане        На ладонь он ляжет весь.

Он отыщет путь любой.        Не часы, а стрелка есть.

Умещается в кармане,        Он в дороге пригодиться -

А ведёт нас за собой.        С ним нигде не заблудиться.

 Подумайте, что мы   узнаем, чему научимся на уроке? ( слайд 4 )

(Дети сами ставят перед собой цель.)

4. Работа над новым материалом.

 Так что же такое компас? ( Слайд 5). Для чего он нужен? ( Компас – прибор, помогающий   определить стороны горизонта). А по морскому – компас.

2) Из истории возникновения компаса. (слайд 6 и 7 с видеофрагментами е14 и е 20)

 - Посмотрите видеофрагмент :какая часть компаса является самой главной?(намагниченная стрелка) А «тянется она» к магнитным полюсам Земли. (Видеофрагмент  е 14 «Свойства магнита.Магнитная стрелка компаса». Видеофрагмент  «Магнитные полюсы Земли» . С этим вы продолжите знакомство на уроках физики в старших классах. ).

        - Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Учёные  предполагают, что первые компасы  появились в Китае   : уже 2,5 тыс. лет назад китайские учёные    знали свойства магнита и использовали магнитную стрелку для определения сторон горизонта. Древние мастера называли компас - «ведающий югом», так как в начале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали  железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. ( слайд  8   )

Первые компасы были громоздки и не похожи на сегодняшние. Вот ещё один из древних китайских компасов: диск и намагниченная ручка «ложки»(так выглядела  магнитная стрелка) всегда указывала на север.( слайд 8). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их.  

3. Практическая работа . Знакомство с устройством компаса.( слайд 9). Рассмотрите устройство компаса на с. 74 учебника. Сравните с компасами, которые лежат на ваших столах. Из чего состоит компас?

(корпус - коробочка, магнитная стрелка, предохранитель)Как вы думаете,   каким компасом пользоваться удобнее? Почему?

   С правилами пользования компасом вас познакомит помощник – консультант: (слайд 10)

1) Положить  компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга.

2) Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановиться.

3) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

Откройте предохранитель и совместите с помощью вращения корпуса синюю стрелку с буквой  С.

 Организуем 3 группы туристов .  Каждая группа получает задание.( слайд 11 )

1 группа:1) Какие предметы в классе находятся в северном направлении? 2. Ваша группа  вошла в лес . В северном направлении находится ваше место отдыха. В каком направлении  вы  будете возвращаться  обратно домой?

2 группа:1) Какие предметы в классе находятся в южном направлении? 2) Ваш маршрут  пролегает в юго-восточном направлении до места отдыха. В каком направлении вы будете возвращаться обратно ?( с-з).

3 группа: 1) Какие предметы в классе находятся в западном направлении? 2) Что бы вы подарили Машеньке из сказки «Три медведя»? Почему?

- Спортивное ориентирование на местности включено в программу чемпионата мира.

Итак, чтобы знать куда возвращаться, нужно определить направление движения в начале пути : пошёл на юг. Значит, возвращаюсь …на север..)

Физ. Мин.

 Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь полно чудес! (посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали:

Это деревья в лесу.

Руки согнули,кисти встряхнули:

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем:

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся , покажем:

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

5.Постановка проблемной  ситуации.

- Как вы считаете, можно ли обойтись в   незнакомой местности без компаса? (разные мнения детей)

-Известный русский писатель Виктор Петрович  Астафьев родился в Сибири, в таёжном краю. Когда ему было 13 лет, он заблудился в тайге. Этот случай стал сюжетом  первого рассказа для детей  В.П.Астафьева. Послушайте отрывок из рассказа «Васюткино озеро».Ответьте на вопрос : Какие знания  необходимы Васютке, чтобы   найти  выход из огромной тайги?

Васютка,ещё  13-летний подросток, но уже бывалый рыбак и охотник, отправился с разрешения  матери в тайгу , за кедровыми шишками.Он взял с собой спички,ружьё, нож да краюшку хлеба. Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за  затесями : пометками на деревьях. Когда набрал полный мешок кедровых шишек и собрался идти домой по тем же затесям, вдруг впереди что-то сильно захлопало.»Глухарь!»- догадался Васютка и сердце его замерло...Большая, грузная птица улетала от мальчика всё дальше и дальше, а Васютка, забыв обо всём на свете , старался нагнать её. Вдруг он спохватился: «Где же  затеси?» Пора уж  им быть, но знакомых зарубок не было..Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу.Васютка заблудился.Он стал вспоминать рассказы деда, отца и бывалых охотников. Так,... почти голая сторона у ели, значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг. На  юг надо идти, там Енисей ... Третий день брёл Васютка по тайге ...

-Какие знания,   необходимы Васютке, чтобы  найти выход из огромной тайги?

Откр. Стр. 75, прочитайте (вслух),  как определить стороны горизонта по местным признакам.

6. Составьте  памятку путешественнику с помощью   учебника и таблицы. (работа в группах или в парах) - 3  варианта.

                                        Проверка памятки  . (слайд №12)

  1. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны .
  2. У берёзы кора белее и чище с южной стороны .
  3. Мхов и лишайников  на камнях и деревьях больше с северной стороны
  4. Снег  весной быстрее тает на южной  стороне склона  
  5. Муравейник расположен с южной стороны   ближайшего дерева
  6. Трава гуще с южной стороны склона.
  7. Весной лунка в снегу под деревом с южной стороны.
  8. Смола  обычно на сосне с южной стороны.
  9. В полдень тень показывает  на север .

 

Обобщение : «Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу?»(Нет, если нет компаса, то по нескольким признакам.)

Правильно, главное - не теряйтесь. В солнечный день вы можете определить по солнцу стороны горизонта. Если вы в полдень встанете спиной к солнцу, то  впереди вас будет – север.

7.   Подумайте над сказкой  «Про Север, Юг, Запад и Восток», правы ли были герои сказки?

Учитель.Как-то раз высоко в небе на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее и главнее.

Север. Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг. А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я –самый важный, я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.

Восток. Откуда тепло восходит? От Солнца. А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас –я.

Запад. Встаёт –то оно на востоке, да вот потом, на закате, ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравиться. Поэтому самый важный – я.

Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Глупые вы , глупые. Вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете.

- Почему Восток считал себя самым важным? А Запад? Кто прав?

 

8. Закрепление изученного через решение задач.( слайд №13 )

                         А)  Картинная галерея.

Картины великого русского художника  Шишкина И.И., мастера пейзажа  демонстрируются в Третьяковской галерее в Москве, на главной выставке России. Давайте посмотрим  некоторые картины , и попробуем определить стороны горизонта.

1)Посмотрите, какой красивый восход солнца: золото разлилось по лёгким облакам, вершинам деревьев, дальним полям. Крестьянки отправились, возможно, за грибами или ягодами. В каком направлении они движутся? (Солнце встаёт на востоке, значит они идут в южном  направлении)( слайд 14)

2)Полдень. Золотая спелая рожь колосится. В каком направлении идут крестьяне? (Спиной к солнцу. В полдень солнце на юге. Тень указывает на север. Идут на север.)( слайд15 )

3) Очень известная картина «Рожь». Во ржи одинокая сосна. Солнце высоко. Полдень. ( слайд 16)

Посмотрите на ствол сосны. На стороне , обращенной к нам, почти нет сучьев. Какая это сторона может быть? Но солнце в зените. Куда указывает тень? Точно, по одному признаку ,мы можем  определить стороны горизонта?

Умение ориентироваться спасло жизнь лётчику – герою Маресьеву. Во время ВОВ, его самолет был сбит над войсками противника, и он по лесу раненный много суток  шел и полз к линии фронта. Борис Полевой написал о лётчике-герое «Повесть о настоящем человеке»

     Физ. Мин. (ученик проводит)

 На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимайте руки по команде «раз»,

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два». Для  глаз «Если добрый ты».

- Закройте глаза, представьте себя  берёзками, покачайтесь  от ветерка. Молодцы.

      Б)  Подготовка и разбор Д/З с. 29 -32.(Практическая работа в тетрадях, с.31.№6 (слайд №18)

                        Дифференцированное Д/З : в тетради с. 29-32 или самостоятельно  составить маршрут путешествия (по образцу).

  9. Итог урока. Чему сегодня научились на уроке?Кому и когда пригодятся  эти знания?

 10.Рефлексия. Какие  слова, по-вашему ,больше всего соответствуют  нашему путешествию: «красиво, взаимопомощь, отдых, трудности, познавательно, интересно, безопасность, правильный маршрут».(слайд №19)

Литература:

Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».Универсальное планирование.2 класс.М.: «ВАКО», 2005.

Астафьев В.П. Васюткино озеро: Рассказ - М.: дет., лит., 1980 («Книга за книгой»)

Б.Н. Полевой Повесть о настоящем человеке: Петрозаводск, «Карелия», 1984.

                                  Памятка  путешественнику.  Вариант 1.

             Допиши в памятку сторону горизонта.

                                       

  1. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с  ____________стороны .
  2. У берёзы кора белее и чище  с   ___________стороны .
  3. Мхов и лишайников  на камнях и деревьях больше с  _________ стороны .
  4. Снег  весной быстрее тает на  ___________   стороне склона  .
  5.   Муравейник расположен с   ___________ стороны   ближайшего дерева .
  6.   Трава гуще с   ____________    стороны склона.
  7. Весной лунка в снегу под деревом   с  ____________ стороны.
  8. Смола  обычно на сосне  с  ____________ стороны.
  9. В полдень тень показывает на  ____________ .  

 C:\Users\МАМА_2\Pictures\MP Navigator EX\2011_04_09\IMG_0002_NEW.jpg

C:\Users\МАМА_2\Pictures\MP Navigator EX\2011_04_09\IMG_0001_NEW.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием технологии коммуникативно-ориентированного обучения

Конспект урока с использованием технологии коммуникативно-ориентированного обучения...

Конспект урока окружающего мира по теме "Ориентирование на местности"

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по УМК "Школа России". Урок построен в технологии проблемного диалога. Форма работы: групповая. Ведущая дидактическая цель: изучение нов...

Урок по окружающему миру на тему:Компас. Ориентирование по компасу. 2 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок по окружающему миру на тему:Компас. Ориентирование по компасу. 2 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

конспект урока окружающего мира "Компас. Ориентирование на местности"

Конспект урока по программе "Гармония" 4 класс. К конспекту прилагается презентация...

Конспект урока 2 класс "Ориентирование на местности с помощью компаса"

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Ориентирование на местности с помощью компаса"...

Конспект урока по теме "Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...


 

Комментарии

Борисова Елена Александровна

Ирина Анатольевна!Очень понравился Ваш урок окружающего мира "Компас. Ориентирование". Материал подобран замечательно. Грамотно составлена памятка путешественника. Особенно интересно показан этап закрепления материала на основе определения детьми сторон горизонта по картинам известных художников. Возьму себе на заметку. Спасибо, Вам. И дальнейших творческих успехов!

Борисова Елена Александровна

Ирина Анатольевна! Очень понравился Ваш урок окружающего мира "Компас. Ориентирование". Материал подобран замечательно. Грамотно составлена памятка путешественника. Особенно интересно показан этап закрепления материала на основе определения детьми сторон горизонта по картинам известных художников. Возьму себе на заметку. Спасибо, Вам. И дальнейших творческих успехов!