Урок по окружающему миру на тему:Компас. Ориентирование по компасу. 2 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Малкина Марина Алексеевна

Урок по окружающему миру на тему:Компас. Ориентирование по компасу. 2 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока66 КБ
Файл презентация2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по  теме:Компас.Ориентирование по компасу. 

Предметные результаты:

Научится: Различать основные стороны горизонта. Определять направление с помощью устных команд. Знакомиться с правилами пользования компасом. Определять основные стороны горизонта по компасу.

Получит возможность научиться: Различать основные стороны горизонта(промежуточные направления).Ориентироваться на местностис помощью команд (вперед, назад, вправо, влево) или называния сторон горизонта.

Оборудование: видеофрагмент мультфильма; презентация; компасы; швейная игла, магнит, нитки, лист бумаги; задания для групповой работы и необходимый материал; компас «настроения (20 шт.).

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Дети готовы к уроку.

 

 

 

2.Постановка проблемы.

-Внимание на экран.

- Ребята, что случилось с Машей?

-Как вы считаете, необходимо ей помочь?

-Что предлагаете?

Дети просматриваютвидеоролик.

Варианты ответов (Маша заблудилась).

Дают советы.

3.Работа над новым материалом.

1) -Обратите внимание на предметы, которые лежат на ваших столах в стаканчиках. Может они нам помогут? Предлагаю при помощи этих предметов провести практическую работу, результат которой поможет Маше найти верный путь домой.

-Согласны?

-Работать будем в парах по определённому алгоритму.

-Для начала вспомним правила работы в паре.(слайд)

1.Работать должны оба.

2.Один говорит, другой слушает.

3.Своё несогласие высказывай вежливо.

4.Если не понял – переспроси.

 

-Внимание на экран.(слайд)

Алгоритм:

При выполнении практической работы соблюдай технику безопасности с колющими предметами. Будь осторожен!

1.Положите иглу на магнит, чтобы она намагнитилась.

2.Возьмите листок с ниткой.

3.Проткните намагниченной иглой листок по центру.

4.Держа за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть.

 

-Ребята, бумага на нитке покрутится, а затем установится в каком-то определённом положении. Дайте своему товарищу – пусть он попробует покрутить нитку.

-Ребята, как вы думаете, а что это мы с вами сделали?

-А что это такое?

-Давайте сверим свои высказывания с авторскими в учебнике. Откройте учебник на с.81. Прочитайте запись, выделенную жирным шрифтом.

-Так что же такое компас?

 

-Ребята, сейчас вы своими руками сделали простейший компас. Концы иглы указывают на два направления: север и юг. Это так? Попробуйте.

 

-Я думаю, вы догадались о теме нашего урока? Назовите её.

Компас.

Ориентирование по компасу.(слайд)

 

 

-Помогите мне сформулировать цели нашего урока. Вставьте недостающие слова.(слайд)

 

А. Познакомиться с устройством … и правилами пользования.

Б.  Определять основные стороны горизонта по …    .

В. Научиться … по компасу.

 

-Давайте посмотрим, что у нас получилось.(слайд)

 

А. Познакомиться с устройством компаса и правилами пользования.

Б.  Определять основные стороны горизонта по компасу.

В. Научиться ориентироваться по компасу.

 

-Какие молодцы! Весь наш урок мы с вами построим на достижение этих целей.

 

-Давайте вернёмся к Маше. Известно, что заходила она в лес, направляясь на север. Возьмите свой компас. Если бы у Маши был такой прибор, то в какую сторону ей следует идти домой?

-Почему?

-Как вы считаете, мы помогли Маше? Молодцы!

-Но ведь не всегда у нас есть возможность иметь под рукой эти предметы? Может есть другой выход?

 

2)-Да, наверняка, многие из вас видели настоящий прибор.(слайд)

Первый компас был изобретён в Китае более 2000 лет назад. Он состоял из «ложки», которая делалась из магнитного железняка. «Ложка» крепилась на бронзовой пластине. При вращении её острый конец показывал на юг. Древние мастера называли компас «сызань» или «ведающий югом». С 17-18 веков компас получает широкое распространение среди мореплавателей.

Первые компасы совсем не были похожи на теперешние, были очень громоздкие, но уже имели 4 основные стороны горизонта.

В современном компасе появились промежуточные направления. Он стал небольшим. И практически в любой ситуации, в любых условиях поможет точно определить направление.

 

-Я думаю, настало время познакомиться с современным прибором для ориентирования, устройством и принципом работы.(слайд)

-Как же устроен компас? Он состоит из:

*Магнитной стрелки, один конец которой указывает на север, другой – на юг. Почему именно так? Земля – это большой магнит. Вы уже немного знаете о магнитных свойствах Земли. С севера на юг проходят невидимые магнитные линии, а т.к. стрелка компаса намагничена, она устанавливается по направлению этих линий.

*Металлического стержня, на котором держится стрелка.

*Шкала с делениями, на которую нанесены основные стороны горизонта.

*Корпус.

 

-Предлагаю вам поближе рассмотреть устройство компаса (учитель раздаёт на парту один компас)

-Рассмотрите прибор. Найдите:

корпус, шкалу с делениями, стержень и магнитную стрелку.

 

-Ребята, а вы умеете этим прибором пользоваться? Почему?

-Как думаете, кто нам может помочь?

-Давайте обратимся за помощью к учебнику. С.82.

-Прочитайте (по пунктам). Применим на практике.

 

-Постарайтесь установить компас на одном месте и не трогать его, только смотреть на направления.

 

-Ребят, напомните, какая была первая цель урока? Напомню её:

Познакомиться с устройством компаса и правилами пользования.Достигли этой цели? Умницы! Идём дальше?

 

-Узнали как устроен компас, узнали правила. Может и всё на этом?

-Вторая и третья цель? -Хотите научиться определять основные стороны горизонта по компасу и ориентироваться? А может получится и промежуточные стороны определить? Давайте попробуем.

-Для этого предлагаю выполнить несколько заданий.

1. Определите, в каком направлении находится:

* дверь

* мой стол

* окна класса

* Стёпа

* географ.карта на стене

2. В каком направлении я сейчас нахожусь? А сейчас?

3. Кабинет Е.К.?

-Подведём итог этого этапа нашей работы.

-Скажите, в повседневной жизни, где и когда вы можете воспользоваться полученными знаниями и умениями?

 

 

 

 

 

 

Дети озвучивают правила.

 

 

 

 

 

 

 

Работают по алгоритму, который «пошагово» проговаривает учитель, сопровождая свою речь показом.

 

Получают результат практической работы.

 

 

Высказывают предположения

(компас)

Работают с учебником.

Читают определение по учебнику.

 

 

 

 

 

Дети сообщают тему урока.

 

 

 

 

Формулируют цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы: на юг, в противоположную сторону.

Доказывают.

 

 

Предположения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают.

 

 

 

Коллизия. Граница незнания.

 

Читает ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа.

 

Используют в работе «розу ветров»

(мера помощи)

 

 

 

 

 

 

 

Дети приводят примеры.

4.Первичное закрепление.

-Ребята, действительно, ситуации в жизни бывают разные. Предлагаю вам сейчас поработать в группах, выполнив несколько интересных заданий. Заданий, направленных на применение полученных знаний как сегодня, так и ранее, а также на применение этих знаний в нестандартных ситуациях.

-Для начала вспомним правила работы в группе.(слайд)

 

1.Выберите представителя группы.
2.Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
3.Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
4. Умей слушать других. 
Один говорит, а остальные слушают.
5.
В группе согласуется общее решение.Представитель группы защищает его перед классом.

 

Итак, задания для каждой группы находится в файле. Доставайте материал, знакомьтесь с ним и приступайте к работе. На работу 4 минуты. Успехов!

 

1 группа: Определите, какие предметы в классе находятся в данных направлениях. Запишите в таблицу.

С

Ю

З

В

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

 

 

 

 

 

3 группа: Подготовьте краткий рассказ о растении-компасе, прочитав текст «Палочка-выручалочка» из книги «Тайны далёкие и близкие» на с.55. Заполните таблицу.

название растения

где растёт

как выглядит

почему прозвали «компасом»

 

 

 

 

 

2 группа: Найдите на карте наш родной Ноябрьск. Определите, в каком направлении от него находится г.Салехард?

В каком направлении мы должны двигаться, чтобы попасть в столицу нашей Родины Москву? На Чёрное море? В г.Якутск, Омск? Заполните таблицу, поставив «+».

 

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

г.Салехард

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

Чёрное море

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Омск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 группа: Миша поехал с бабушкой на дачу на автобусе, на восток от города. Было очень жарко, и Миша опасался за бабушкино здоровье. Когда садились в автобус, он не растерялся и правильно выбрал место у окна. Догадайтесь и расскажите, с какой стороны (по ходу автобуса) они сели? Используя «розу ветров», наклейте картинку автобуса.

 

Проверка. Выступления ребят. Внимание! Отложите работу. Слушаем выступающих от групп.(слайд)

 

 

 

 

 

Работают в группах.

Правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка. Выступления представителей от групп.

 

 

 

 

 

 

 

5.Итог.

Рефлексия.

-Какие открытия сделали для себя на уроке?

-Чему научились?

-Что показалось трудным? А интересным?

-Предлагаю вам отобразить своё настроение на уроке на «Компасе настроения». Выберите подходящее для себя слово и нарисуйте стрелку.

-Покажите друг другу. И мне. Может кто-то хочет высказаться?

-И мне, ребята, было с вами интересно и радостно работать. Спасибо за работу!

Подводят итог урока.

Создают свой «компас настроения»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компас. Ориентирование по компасу. 2 «Б» класс Классный руководитель: Малкина М.А.

Слайд 2

-Ребята, что случилось с Машей?

Слайд 3

Правила работы в паре Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял - переспроси у товарища.

Слайд 4

Будь острожен! При выполнении практической работы соблюдай технику безопасности с колющими предметами!

Слайд 5

Компас. Ориентирование по компасу.

Слайд 6

Познакомиться с устройством … и правилами пользования . Определять основные стороны горизонта по …. Научиться … по компасу.

Слайд 7

Познакомиться с устройством компаса и правилами пользования . Определять основные стороны горизонта по компасу . Научиться ориентироваться по компасу.

Слайд 10

Первый компас был изобретён в Китае

Слайд 11

Такие были компасы раньше.

Слайд 13

Компас – это прибор, который помогает определить стороны горизонта. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

Слайд 14

Металлический стержень Шкала с делениями

Слайд 16

Осторожно поверните компас так, чтобы конец стрелки, окрашенный в синий цвет, установился против буквы «С» (север).

Слайд 17

Работа в группах Выберите представителя группы. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. Чётко высказывай предлагаемый способ решения. Умей слушать других. Один говорит, а остальные слушают. В группе согласуется общее решение. Представитель группы защищает его перед классом.

Слайд 19

Итог урока Сегодня на уроке я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 20

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование и конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса. "Система развивающего обучения Л.В. Занкова"

Вашему вниманию представлены:- тематическое планирование;- конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса, по системе Л.В. Занкова....

Урок математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Тема «Выбор задачи из текста»

Цель: распознавание понятия задача на основе анализа объекта, сравнения выделенных признаков с признаками понятия «задача»Задачи: Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сра...

Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»

Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить  учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями  и их достижениями, учить использова...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Окружающий мир, 2 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова

Тема урока. Животные и их среда обитания.Урок знакомит обучающихся с названием среды обитания животных (наземно-воздушная, водная, почвенная. Формируется навык работы в группах. Учитель прививает инте...

Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : «Рыбы» 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок по окружающему миру по теме «Рыбы», учебный комплект Дмитриевой, Казаковой с 1 по 4 класс, входит в учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.ЗанковаТип урока: изучение новых...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо, коллега, за интересный материал!

Малкина Марина Алексеевна

Уважаемая Людмила Андреевна, я очень рада, что вам понравился мой материал. Всегда рада помочь!!!