Окружающий мир, 2 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Светлана Владимировна Швецова

Тема урока. Животные и их среда обитания.

Урок знакомит обучающихся с названием среды обитания животных (наземно-воздушная, водная, почвенная. Формируется навык работы в группах. Учитель прививает интерес к изучению природы родного края. Данный урок, как и другие уроки, способствует развитию речи школьников, их мышления.

Это урок изучения нового материала. Форма работы: коллективная и групповая работа обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Швецова   287-316-240                                                                                                                

Окружающий мир, 2 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Учебник   Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Тема урока.     Животные и их среда обитания.

Цель урока

                 познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно-   воздушная, водная, почвенная);

способствовать развитию речи школьников, их мышления;

формировать навык работы в группах;

      прививать интерес к изучению природы родного края.                                                                  

                                                                                                                                                             Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.                                                                                                                

Тип урока: изучение нового.                                                                                                                    Форма: коллективная  и групповая работа обучающихся.

Ход урока

  1. Организационный момент                                                                                                      «Настраиваемся на серьёзную работу»                                                                                Перед детьми лежат памятки: «Настраиваемся на серьёзную работу».
  • Принять удобную позу.
  • Убрать все посторонние предметы.
  • Успокоиться.
  • Смотреть во время рассказа на учителя.
  • Усилием воли отогнать посторонние мысли.
  • Стремиться усвоить материал.
  • Следить за планом.
  • Задавать вопросы при непонимании.

Учитель: Что необходимо вам  для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?                                                                                                         (Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем  на дальнейшую работы на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).

  1. Повторение пройденного.                                                                                                               Игра [1]

1. Учитель:   Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.

(Учитель выходит из класса  на 30 секунд, затем   входит в класс и начинается  диалог).

Учитель:- Это дикое животное?                                                                                                                      Ответ: - Нет.                                                                                                                                                    Учитель:- Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?                                                                                Ответ: - Да.                                                                                                                                                 Учитель: -  Млекопитающее?                                                                                                                               Ответ: - Да.                                                                                               Швецова     287-316-240                                                                    Учитель: - Это хищник?                                                                                                                       Ответ: - Да.                                                                                                                                                       Учитель: - Это кошка?                                                                                                                         Ответ: - Да.                                                                                                                                                  Приложение  Слайд 1                                                                                                                       (Желательно  подготовить картинки с разными животными для этой загадки)

  1. Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?                                                                 (Ответы детей сопровождаются  материалом слайда 2)                                                                Приложение  Слайд 2
  1. Физкультминутка  [2]                                                                                                                                       (Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).

Этот странный дом без окон,                                                                                                               У людей зовётся кокон.                                                                                                                    Свив на ветке этот дом,                                                                                                             Дремлет гусеница в нём.                                                                                                                 Спит без просыпа всю зиму.                                                                                                                Но зима промчалась мимо -                                                                                                                          Март, апрель, капель, весна -                                                                                                             Просыпайся, соня-Сонюшка!                                                                                                                                Под весенним ярким солнцем                                                                                                                   Гусенице не до сна -                                                                                                                                    Стала бабочкой она!

  1. Ввод в новую тему.

1. Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.     Приложение  Слайд 3                                                                                                                                (Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).                                                            - Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?                                                                                                                                                Слайд 4                                                                                                                                                 (Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).                                                                                               Заяц.  Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!                                                                                                                     Крот.  О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!  Щука.  Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!

2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?                                                           Дети высказывают своё мнение.

Приложение  Слайд 5                                                                                                                                        (Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)                                                                        - Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.

  1. Работа над новым материалом.                                                     Швецова 287-316-240                                            Объявление темы урока.

Учитель: Познакомимся  со средой обитания животных и её названием.                                              ( До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут  по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).                                                                                                                                          Наземно-воздушная среда                                                                                                                         Водная среда                                                                                                                                   Почвенная среда

  1. Наземно-воздушная среда

1.1                                                                                                                                                                  Учитель:  Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь                        в …наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.                                                Учитель: - Какие животные обитают в этой среде?

О: - Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.

О: (перечисление животных).

Учитель: - Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?

О: - Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.

О: - Есть, где спрятаться от врагов.

О: - Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.

Учитель: - Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?

О: - Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.

О:-  У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…

  1. Детям предлагается посмотреть начало  фильма « Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео» и  определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке мною использовался диск). [3]                                Отгадка  ( о льве)  Приложение Слайд 7                                                                                                                            Рассказы школьников о львах.                                                                                                                              На этом уроке Саша показал снимок с изображением льва. Он сам сделал его в одном из зоопарков.

2. Минутка отдыха.

3. Водная среда.                                                                                                                              Приложение  Слайд 8  [4]                                                                                                                                                     Слайд 9

Учитель: - В водной среде чего-чего, а воды хватает.

 - Назовите заметную особенность многих водных животных.                 Швецова 287-316-240

О:- Плавники (рыбы, дельфины, киты).

  ( Яна  рассказывает  о дельфинах)

О: - Ласты (моржи, тюлени).

(Никиты рассказывает  о черепахах).

О: - Перепонки между пальцами (бобры, выдры, водоплавающие птицы, лягушки).

Учитель:-  Плавательные ножки у жуков- плавунцов, похожие на вёсла.

4.Почвенная среда

Учитель: - Обитатели почвы находят в этой среде необходимые условия - воздух, воду, корм. Перед вами один из представителей почвенной среды

Приложение Слайд 10

(Обучающиеся рассказывают о кроте).                                                                                                               У:- А сейчас мы побываем в гостях у крота и полевой мыши.                                               Приложение Слайд 11                                                                                                                                       (Демонстрируется отрывок из мультфильма «Дюймовочка»)  [5]

5.Физкультминутка. [6]

(Каждая строка сопровождается движением).

Маленький кролик по имени Кролик,                                                                                                      Всех нас смеяться заставил до колик:                                                                                             Прыгал за белкой, за уткой скакал.                                                                                                      Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.                                                                                                       Ах, как смешно его уши торчали!                                                                                                                      Мы хохотали, души в нём не чая,                                                                                                                               Но на опушке заметив лису,                                                                                                                                 Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

6. Работа с тетрадью.                                                                                                                                       В словаре записываются названия среды обитания (в этом помогают заготовленные карточки).

       VI. Групповая работа

  1. Дети разделились на три группы. На столах у каждой группы находятся картинки с изображением животных.                                                                                                                         Задание.                                                                                                                                                          1 группа - создать водную среду обитания;                                                                                                                    2 группа – создать почвенную среду обитания;                                                                                                              3 группа – создать наземно-воздушную среду.                                                                                                       Школьники выбирают нужную картинку с животными и наклеивают на лист ватмана. По желанию,  добавляют свои  рисунки.

                                                                                                                    Швецова 287-316-240

VII. Итог урока.                                                                                                                                                  Приложение Слайд 12                                                                                                                            Учитель: - Кто же прав? Почему?

       VIII. Домашнее задание.                                                                                                                                      Составить акротекст со словами: почва, вода, воздух (по выбору).

Предлагаю  Вашему вниманию фотографии групповой работы детей на этом уроке.            Приложение  слайд 13

                                               Литература и другие источники                                                                             1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3 класс.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.                               2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М:, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 256с.: ил.- (Подготовка детей к школе).                                                                               3. Твоя первая  DVD- коллекция о жизни природы. ВВС. «Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео» №2.                                                                                                                                                      4. DVD- диск. Релаксация с музыкой и природой. Наша планета «Жизнь глубин океана».                  5. DVD- диск. Сказка «Дюймовочка». Режиссёр: Амальрик Л.                                                                    6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М:, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 256с.: ил.- (Подготовка детей к школе).                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование и конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса. "Система развивающего обучения Л.В. Занкова"

Вашему вниманию представлены:- тематическое планирование;- конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса, по системе Л.В. Занкова....

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»

Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить  учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями  и их достижениями, учить использова...

Урок по окружающему миру на тему:Компас. Ориентирование по компасу. 2 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок по окружающему миру на тему:Компас. Ориентирование по компасу. 2 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

Окружающий мир "Профессии" система развивающего обучения Л.В.Занкова

Тип урока: обобщение и систематизация знаний обучающихсяТема урока: Люди разных профессий.Цель урока:обучающая – формирование представлений первоклассников о различных профессиях;развивающая – формиро...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : «Рыбы» 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок по окружающему миру по теме «Рыбы», учебный комплект Дмитриевой, Казаковой с 1 по 4 класс, входит в учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.ЗанковаТип урока: изучение новых...