В краю морошковой земли
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Бурдаева Марина Павловна

 

Интегрированный урок математики и окружающего мира. Форма урока - экологическое путешествие.

«В краю морошковой земли» (сложение и вычитание в пределах 1000, занятия людей в зоне тундры).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Форма урока:


Тема:


Цель:


Задачи:










Вхождение в урок























Задание №1

Устный счёт













Путеводитель




Задание №2





Путеводитель





Задание №3

(объясни выражения)





Путеводитель






Задание №4

Кроссворд







Путеводитель



Задание №5

 Задача



Путеводитель







Задание №6

Загадки


Путеводитель























Мини-исследование







































Итог урока





Рефлексия




Домашнее задание


Интегрированный урок математики и окружающего мира

экологическое путешествие


«В краю морошковой земли» (сложение и вычитание в пределах 1000, занятия людей в зоне тундры)

формирование  экологического сознания младших школьников


-образовательная: развивать навыки счёта; закреплять умение решать задачи разными способами, решать уравнения; 

-расширить знания о труде людей на севере;


-развивающая: развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции анализа, сравнения, синтеза.


-воспитательная: воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.


Ямал – прекрасный край! Здесь есть всё: и тайга, и горы, и тундра. И есть Море – Карское, которое свои воды несет в океан – Северный Ледовитый. А горы здесь волшебно сказочные! Это Полярный Урал, стоящий со снежными папахами круглый год. А красавица река Обь может поспорить о своих рыбных запасах со многими реками мира. Богаты недра седого Ямала! Но главное богатство края – это его люди. Скромные, неброские, немногословные, но с огромной щедрой и доброй душой.

 Звучит морзянка сигнал SOS.

Я слышу сигнал SOS!  Ребята, а вы слышите?

-Что обозначает этот сигнал?  (это сигнал тревоги или сигнал бедствия)

-В  каких случаях посылается этот сигнал? (терпит крушение самолет, случилась беда в экспедиции, тонет корабль)

- Мы далеко от водных путей, этот сигнал раздаётся из тундры. Кто в тундре может подать такой сигнал? (оленеводы, охотники, рыболовы, газодобытчики, животные и даже растения)

Я вам предлагаю отравиться в путешествие по тундре и найти, кто нуждается в нашей помощи. А на чём мы отправимся в путешествие, вы сейчас узнаете, выполнив задание №1.

Расшифруйте название транспорта

О

(17-7)-5=5

Р

(40+20)-58=2

Т

30-(20+9)=1

Э

40-(70-33)=3

Л

50-(41+3)=6

К

(53+7)-56=4



1

2

3

4

5

6

т

р

э

к

о

л


В путешествие нельзя  отправляться без  путеводителя. Сведения из путеводителя вы будите видеть на экране.

Информация о трэколе.

Чтобы завести  трэкол, нужно узнать количество бензина в баке, если корень всех уравнений, написанных на доске, будет равен одному и тому же числу, то мы сможем отправиться в путь.

Х+24=60      80-У=44      Х-12=24

Верно:  корень всех уравнений равен  36.

-Кроме путеводителя нам понадобится карта путешествия, вы её видите на экране.

-Первая остановка «Стойбище оленеводов».

Чем занимаются оленеводы? Как они заботятся о стаде?

Оленеводы подготовили задачу.
В нашем стаде 60 взрослых оленей и 30 оленят, 12 оленей сейчас ушли на водопой, объясни, что показывают выражения:

(60+30);      (60-30);     (60+30)-12;

1.Сколько всего оленей в стаде;

2. На сколько взрослых оленей больше, чем  оленят;

3.Сколько сейчас оленей в стаде.

-Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?

-НЕТ

 Следующая остановка (по карте)  «Рыбацкий посёлок».           Рыбаки нам приготовили   интересное задание – кроссворд.  Впишите название рыб,  которые  водятся в реках и озёрах Ямала.

1.Эта только что пойманная рыба пахнет свежим огурцом

2.МУКСУН

3.Эта зубастая хищница встречается как на Ямале, так и во многих водоёмах России.

4.Рыба  - героиня ненецкой сказки «Как олени стали рогатыми»

(На экране можно сверить правильно ли мы  разгадали кроссворд)

-Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?

-НЕТ

Следующая остановка «Буровая»

- Кто  трудится на буровой?

 Газодобытчики предлагают вам ответить на какой глубине залегает газ, если они бурили  скважину 2 дня,  в первый день пробурили 34  м,  а во второй на 12 м больше, чем в первый день. (Решите задачу разными способами)

Ответ: газ залегает на глубине 80 метров.

-Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?

-НЕТ

Следующая остановка  «Встреча с охотниками»

Охотники подготовили нам загадки от  матушки-тундры.

Отгадывать будем все вместе, но не произносить отгадку вслух, показывать движениями, а потом проверим по путеводителю, верно или нет.


1.Косолапый великан

Носит белый кафтан

(Белый медведь)


2.Как тебе не лень

Бегать целый день?

Холода придут,

Тебя в нарты запрягут.    

 (Олень)


6.На собаку он похож,

Что ни зуб - то острый нож

Он бежит, оскалив пасть –

На зверей готов напасть

(Волк)


4.Длиннохвостая сестрица

Придет к реке напиться.

Когда утка к ней подплывает,

Она зубами её хватает.     (Лиса)



  1. Летом серая, зимой белая

(Куропатка)


5.Маленький зверек

С пушистым хвостом

На высоком дереве

Выбирает дом.                (Белка)



  1. - Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?

-НЕТ

Следующая остановка  «Экологическая»

- Кто такие  экологи?

В роли  юного исследователя-эколога выступает Баязитова Адель.

-Скажите, пожалуйста, это со станции «Экологическая» раздавался сигнал тревоги?

-Да.

-Что случилось, мы будем рады помочь вам.

-Я сначала хочу задать вопрос ребятам, а знаете ли вы, сколько требуется лет, чтобы на брусничном кустике появились первые ягоды?

-18 лет, это возраст, когда наступает совершеннолетие, учащиеся оканчивают школу, поступают в институт, а юношей призывают в армию. Вот сколько лет надо расти кустику, чтобы принести первые плоды! А жители нашего посёлка в ягодную пору, идут в тундру  с приспособлениями, которые называют «комбайнами»  и нередко, выдирают кустик с корнем. Так страдает не  только брусника, но и другие ягодные растения Ямала. От имени брусничного кустика мы и послали сигнал SOS.

Я подготовила мини-исследование «Самая полезная ягодка».

  1. – Какую ягоду больше всего, любят мои одноклассники? Вывод:  из перечисленных ягод нет ни одной, произрастающей на территории  нашего посёлка.
  2. Какая  ягода на ваш  взгляд, самая полезная?          

Вывод: 1 место – малина, 2 место – шиповник, 3 место – черника.

  1. Назовите ягоды, произрастающие на Ямале.          

       Вывод: ребята называли 3-4  растения. (Это голубика, черника,  брусника, морошка.)

  1. Я решила расширить  этот  список. Посмотрите, сколько ягод!

(Клюква, шиповник, княженика, красная смородина, рябина, шикша или водяника, можжевельник, костяника,  жимолость)

  1. Какая  ягода самая полезная?    С этим вопросом я обратилась к работникам   наших аптек.                  
  2. Вывод: чаще всего в лечебные сборы входит брусника.

Брусника  - используемая часть это ягоды и листья. В ягодах брусники содержатся органические кислоты, витамин С, каротин, глюкоза, фруктоза, сахароза. Поэтому, что с помощью листьев и плодов  брусники  лечат многие   заболевания. Настой листьев брусники оказывает противовоспалительное, антимикробное, желчегонное действие. Применяется для лечения  почек, ревматизма.

Поэтому,  друзья, берегите растения!

- Ребята, вам понравилось исследование Адель?  Почему  брусничный кустик подавал сигнал тревоги? Как нужно относиться к ранимой северной растительности?

- По какому маршруту мы  путешествовали?  

- На какой станции было приготовлено самое трудное задание?

- На какой станции было приготовлено самое интересное задание?

- Что нового вы узнали на  уроке?

- Как ты оцениваешь свою работу?

Придумать задачу про ягодные растения Ямала и решить её разными способами.

Литература

1.Бартенев О.С. Энциклопедия. Я познаю мир.  «Удивительные растения». Чита, «Астрель», 2004.

2.Гольд А. Медвежье: имена и судьбы. Екатеринбург, ИПП «Уральский рабочий», 1996.

3.Дютийоль Э.А. Энциклопедия. Я познаю мир.  «Природа». М., «Астрель», 2002.

4.Завражнов В.И. Лекарственные растения. Воронеж, «Университет», 2008.

5.Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. Издательский Дом «Светлячок», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".

Сценарий внеклассного мероприятия  посвященного Дню  освобождения  Смоленщины  от  немецко-фашистких захватчиков....

Классный час "Край родной - земля Белгородская"

Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

Внеклассное мероприятие "Край донской - земли огромной долька"

Сценарий открытого внеклассного мероприятия "Край донской - земли огромной долька»  Задачи разработки:1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.2...

"Край родной-земля Донская"

Программа по внеурочной деятельности "Край родной-земля Донская" 1 класс...

Интеллектуальная игра « Край родной - земля Нижегородская»

Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, воспитание патриотов «малой родины»....

Проектно - исследовательская работа "Тяжинский край- богатая земля"

Данный проект был подготовлен  учеником  Шицким Ильёй по окружающему миру о своём родном крае в предверии 300- летия Кузбасса...

Край родной-земля Кубанская

Расширение знаний детей об исторических событиях Кубани, жизни, труде и быте казаков, природе края....