В краю морошковой земли
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Бурдаева Марина Павловна

 

Интегрированный урок математики и окружающего мира. Форма урока - экологическое путешествие.

«В краю морошковой земли» (сложение и вычитание в пределах 1000, занятия людей в зоне тундры).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Форма урока:


Тема:


Цель:


Задачи:










Вхождение в урок























Задание №1

Устный счёт













Путеводитель




Задание №2





Путеводитель





Задание №3

(объясни выражения)





Путеводитель






Задание №4

Кроссворд







Путеводитель



Задание №5

 Задача



Путеводитель







Задание №6

Загадки


Путеводитель























Мини-исследование







































Итог урока





Рефлексия




Домашнее задание


Интегрированный урок математики и окружающего мира

экологическое путешествие


«В краю морошковой земли» (сложение и вычитание в пределах 1000, занятия людей в зоне тундры)

формирование  экологического сознания младших школьников


-образовательная: развивать навыки счёта; закреплять умение решать задачи разными способами, решать уравнения; 

-расширить знания о труде людей на севере;


-развивающая: развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции анализа, сравнения, синтеза.


-воспитательная: воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.


Ямал – прекрасный край! Здесь есть всё: и тайга, и горы, и тундра. И есть Море – Карское, которое свои воды несет в океан – Северный Ледовитый. А горы здесь волшебно сказочные! Это Полярный Урал, стоящий со снежными папахами круглый год. А красавица река Обь может поспорить о своих рыбных запасах со многими реками мира. Богаты недра седого Ямала! Но главное богатство края – это его люди. Скромные, неброские, немногословные, но с огромной щедрой и доброй душой.

 Звучит морзянка сигнал SOS.

Я слышу сигнал SOS!  Ребята, а вы слышите?

-Что обозначает этот сигнал?  (это сигнал тревоги или сигнал бедствия)

-В  каких случаях посылается этот сигнал? (терпит крушение самолет, случилась беда в экспедиции, тонет корабль)

- Мы далеко от водных путей, этот сигнал раздаётся из тундры. Кто в тундре может подать такой сигнал? (оленеводы, охотники, рыболовы, газодобытчики, животные и даже растения)

Я вам предлагаю отравиться в путешествие по тундре и найти, кто нуждается в нашей помощи. А на чём мы отправимся в путешествие, вы сейчас узнаете, выполнив задание №1.

Расшифруйте название транспорта

О

(17-7)-5=5

Р

(40+20)-58=2

Т

30-(20+9)=1

Э

40-(70-33)=3

Л

50-(41+3)=6

К

(53+7)-56=4



1

2

3

4

5

6

т

р

э

к

о

л


В путешествие нельзя  отправляться без  путеводителя. Сведения из путеводителя вы будите видеть на экране.

Информация о трэколе.

Чтобы завести  трэкол, нужно узнать количество бензина в баке, если корень всех уравнений, написанных на доске, будет равен одному и тому же числу, то мы сможем отправиться в путь.

Х+24=60      80-У=44      Х-12=24

Верно:  корень всех уравнений равен  36.

-Кроме путеводителя нам понадобится карта путешествия, вы её видите на экране.

-Первая остановка «Стойбище оленеводов».

Чем занимаются оленеводы? Как они заботятся о стаде?

Оленеводы подготовили задачу.
В нашем стаде 60 взрослых оленей и 30 оленят, 12 оленей сейчас ушли на водопой, объясни, что показывают выражения:

(60+30);      (60-30);     (60+30)-12;

1.Сколько всего оленей в стаде;

2. На сколько взрослых оленей больше, чем  оленят;

3.Сколько сейчас оленей в стаде.

-Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?

-НЕТ

 Следующая остановка (по карте)  «Рыбацкий посёлок».           Рыбаки нам приготовили   интересное задание – кроссворд.  Впишите название рыб,  которые  водятся в реках и озёрах Ямала.

1.Эта только что пойманная рыба пахнет свежим огурцом

2.МУКСУН

3.Эта зубастая хищница встречается как на Ямале, так и во многих водоёмах России.

4.Рыба  - героиня ненецкой сказки «Как олени стали рогатыми»

(На экране можно сверить правильно ли мы  разгадали кроссворд)

-Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?

-НЕТ

Следующая остановка «Буровая»

- Кто  трудится на буровой?

 Газодобытчики предлагают вам ответить на какой глубине залегает газ, если они бурили  скважину 2 дня,  в первый день пробурили 34  м,  а во второй на 12 м больше, чем в первый день. (Решите задачу разными способами)

Ответ: газ залегает на глубине 80 метров.

-Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?

-НЕТ

Следующая остановка  «Встреча с охотниками»

Охотники подготовили нам загадки от  матушки-тундры.

Отгадывать будем все вместе, но не произносить отгадку вслух, показывать движениями, а потом проверим по путеводителю, верно или нет.


1.Косолапый великан

Носит белый кафтан

(Белый медведь)


2.Как тебе не лень

Бегать целый день?

Холода придут,

Тебя в нарты запрягут.    

 (Олень)


6.На собаку он похож,

Что ни зуб - то острый нож

Он бежит, оскалив пасть –

На зверей готов напасть

(Волк)


4.Длиннохвостая сестрица

Придет к реке напиться.

Когда утка к ней подплывает,

Она зубами её хватает.     (Лиса)



  1. Летом серая, зимой белая

(Куропатка)


5.Маленький зверек

С пушистым хвостом

На высоком дереве

Выбирает дом.                (Белка)



  1. - Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?

-НЕТ

Следующая остановка  «Экологическая»

- Кто такие  экологи?

В роли  юного исследователя-эколога выступает Баязитова Адель.

-Скажите, пожалуйста, это со станции «Экологическая» раздавался сигнал тревоги?

-Да.

-Что случилось, мы будем рады помочь вам.

-Я сначала хочу задать вопрос ребятам, а знаете ли вы, сколько требуется лет, чтобы на брусничном кустике появились первые ягоды?

-18 лет, это возраст, когда наступает совершеннолетие, учащиеся оканчивают школу, поступают в институт, а юношей призывают в армию. Вот сколько лет надо расти кустику, чтобы принести первые плоды! А жители нашего посёлка в ягодную пору, идут в тундру  с приспособлениями, которые называют «комбайнами»  и нередко, выдирают кустик с корнем. Так страдает не  только брусника, но и другие ягодные растения Ямала. От имени брусничного кустика мы и послали сигнал SOS.

Я подготовила мини-исследование «Самая полезная ягодка».

  1. – Какую ягоду больше всего, любят мои одноклассники? Вывод:  из перечисленных ягод нет ни одной, произрастающей на территории  нашего посёлка.
  2. Какая  ягода на ваш  взгляд, самая полезная?          

Вывод: 1 место – малина, 2 место – шиповник, 3 место – черника.

  1. Назовите ягоды, произрастающие на Ямале.          

       Вывод: ребята называли 3-4  растения. (Это голубика, черника,  брусника, морошка.)

  1. Я решила расширить  этот  список. Посмотрите, сколько ягод!

(Клюква, шиповник, княженика, красная смородина, рябина, шикша или водяника, можжевельник, костяника,  жимолость)

  1. Какая  ягода самая полезная?    С этим вопросом я обратилась к работникам   наших аптек.                  
  2. Вывод: чаще всего в лечебные сборы входит брусника.

Брусника  - используемая часть это ягоды и листья. В ягодах брусники содержатся органические кислоты, витамин С, каротин, глюкоза, фруктоза, сахароза. Поэтому, что с помощью листьев и плодов  брусники  лечат многие   заболевания. Настой листьев брусники оказывает противовоспалительное, антимикробное, желчегонное действие. Применяется для лечения  почек, ревматизма.

Поэтому,  друзья, берегите растения!

- Ребята, вам понравилось исследование Адель?  Почему  брусничный кустик подавал сигнал тревоги? Как нужно относиться к ранимой северной растительности?

- По какому маршруту мы  путешествовали?  

- На какой станции было приготовлено самое трудное задание?

- На какой станции было приготовлено самое интересное задание?

- Что нового вы узнали на  уроке?

- Как ты оцениваешь свою работу?

Придумать задачу про ягодные растения Ямала и решить её разными способами.

Литература

1.Бартенев О.С. Энциклопедия. Я познаю мир.  «Удивительные растения». Чита, «Астрель», 2004.

2.Гольд А. Медвежье: имена и судьбы. Екатеринбург, ИПП «Уральский рабочий», 1996.

3.Дютийоль Э.А. Энциклопедия. Я познаю мир.  «Природа». М., «Астрель», 2002.

4.Завражнов В.И. Лекарственные растения. Воронеж, «Университет», 2008.

5.Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. Издательский Дом «Светлячок», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".

Сценарий внеклассного мероприятия  посвященного Дню  освобождения  Смоленщины  от  немецко-фашистких захватчиков....

Классный час "Край родной - земля Белгородская"

Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

Внеклассное мероприятие "Край донской - земли огромной долька"

Сценарий открытого внеклассного мероприятия "Край донской - земли огромной долька»  Задачи разработки:1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.2...

"Край родной-земля Донская"

Программа по внеурочной деятельности "Край родной-земля Донская" 1 класс...

Интеллектуальная игра « Край родной - земля Нижегородская»

Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, воспитание патриотов «малой родины»....

Путешествие в страну поэзии ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя "Зов морошковой земли".

Воспитанники 3 группы совершили необычайное путешествие в страну поэзии ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя. Ребята отправились в путешествие по его книге «Зов морошковой земли». Я...

конкурс чтецов "Зов морошковой земли"

Предлагаю вашему вниманию сценарий конкурса стихов, авторами которых являются известные поэты Ненецкого автономного округа. Материал может представлять интерес педагогам начальной школы, библиотекарям...