Программа внеурочной деятельности "Маленький пермяк"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Шишкина Татьяна Валентиновна

Данная программа разработана на основе программы Н.А.Князевой "Маленький пермяк". Эта программа адаптирована для детей школы № 120 г.Перми,т.к.на  занятиях дети знакомятся с традициями школы № 120 и достопримечательностями микрорайона,в котором расположена школа (микрорайон Светлый г.Перми).Основное содержание программы может быть использовано для работы в других школах .К программе прилагается тематическое планирование для 1 класса,из расчёта 1 час в неделю (33ч.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_permyak.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 120»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАЛЕНЬКИЙ ПЕРМЯК»

адаптированная

(автор Князева Н.А.)

1Б КЛАСС

СОСТАВИЛА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ШИШКИНА Т.В.

Пермь, 2011


Пояснительная записка

Рабочая  программа  по курсу « Краеведение » разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.  Программа  направлена на достижение планируемых результатов, реализацию  программы  формирования универсальных учебных действий.

Данная  программа  разработана на основе «Примерных  программ  внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Актуальность данной  программы  заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение  краеведения  в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов  краеведения . И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Цели  программы :

  1. способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
  2. пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;
  3. воспитание любви к природе родного края;
  4. формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:

образовательные

1. формирование представлений о  краеведении , как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  1. системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечение преемственности обучения;
  1. научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  1. доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей,  и их развитию;
  1. наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  2. деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  3. активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  4. прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  1. принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению  краеведения  обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.

В  программах  для каждого класса прослеживается:

  1. преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
  2. теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
  3. умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время. 

Содержание  программы

Первый год обучения.

         Программа  первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Знакомятся с историей микрорайона Светлый. Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении  программы  знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края.


Примерное тематическое планирование 1 класс (33часа, 1час в неделю)

Раздел

Кол-во

часов

Тема

Кол-во

часов

Примечания

Введение в курс « Краеведение »

1

Что изучает « Краеведение »? Я –  маленький  пермяк.

1

Моя школа

3

Экскурсия по территории школы.

1

экскурсия

Из истории школы.

1

Посещение школьного музея

С днем рождения, школа!

1

Торжественная линейка

Моя семья

3

Я и моё имя.

1

Родословная семьи.

1

Наша дружная семья.

1

Выставка семейных поделок.

Мой дом

3

Мой дом. Безопасный и короткий путь домой.

1

экскурсия

Название моей улицы.

1

Мои четвероногие друзья.

1

Я и мои друзья

2

Мы все разные. О дружбе и товариществе

1

Праздник друзей.

1

Микрорайон Светлый

2

Обзорная экскурсия по м\р «Светлый»

1

экскурсия

История микрорайона Светлый. Достопримечательности

1

Мой город Пермь

9

Достопримечательности Перми

1

Обзорная экскурсия по городу

Герб, флаг нашего города. История возникновения Перми.

2

Музеи Перми.

1

Экскурсия в краеведческий музей

Пермь театральная

2

Посещение кукольного театра,ТЮЗа

Знаменитые люди нашего города.

1

Пермские детские писатели.

1

Посещение библиотеки им.Н.В.Гоголя

День Победы. Памятники Великой Отечественной войны.

1

Встреча с ветеранами ВОВ.

Пермский край

5

История возникновения Пермского края.

1

Основные города Пермского края.

1

Достопримечательности нашего края

1

Природа нашего края. Растения. Животные

2

Обобщение

1

Повторение и обобщение по  программе  « Маленький  пермяк

1

Праздник «Я –  маленький  пермяк»

Резерв

4

33

Планируемые результаты первого года изучения курса «Краеведение» .

Учащиеся научатся:

  1. объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;
  1. называть государственные символы Перми и Пермского края;
  2. ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
  3. называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 пермских детских писателей;
  4. рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
  5. охранять природу родного микрорайона;
  6. наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского края;
  7. соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
  8. выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  9. добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  10. ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  11. анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  12. создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  13. вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

На втором году обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями, проводится экскурсия по «Зеленой линии». Дети знакомятся с предприятиями, с известными детскими писателями города. На втором году обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.

При работе на третьем году обучения больше времени отводится на практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, планетарием, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края, встречи с пермскими писателями, ветеранами.

На четвертом году обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. Н.В.Гоголя. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле.

Литература.

  1. «Примерные  программы  внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Агафонов  Н . Н ., Белавин А.М., Крыласова  Н .Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003
  3. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996
  4. Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999
  5. Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001
  6. Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
  7. Л.А.Боровская,  Н .С. Жесткова, М.А.Быховская «Наш Пермский край», Пермь.ПГПУ.2010
  8. Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.Пермь:Пушка, 2002
  9. Горбацевич  Н .П.,Шатрова  Н .В. Прикамье:странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный мир, 2003
  10. Зеленин А.С. Пермь и Пермский край:занимательное  краеведение .Пермь:Пермский край,2009
  1.  Князева   Н . А . Маленький  пермяк (азбука краеведа).Пермь:Книжный мир,2007
  2. Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь:Курсив,2003
  3. Твое Прикамье.Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001