Рабочая программа 2 класс (ЗанковЛ.В.)
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме

 

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательский дом «Федоров»:Издательство «Учебная литература», 2012.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx64.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

окружающий мир

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
  2. Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год
  3. Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
  4. Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)
  5. Сборник программ для 4-х летней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд. дом «Фёдоров», 2011г.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательский дом «Федоров»:Издательство «Учебная литература», 2012.

Общая характеристика учебного предмета

 В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

Этот подход к развитию содержания сохраняется во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведе-ния и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

Ценностные ориетиры содержания учебного предмета

        - Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

        - Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

        - Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

        - Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

        - Здоровый образ жизни в единстве состовляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

        - Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане

На предмет «Окружающий мир» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 часов (2 часа в неделю; 34 учебных недель).  

Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требо -ваниям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной   на   наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- смысловому  восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Человек и природа

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику оезопасности;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- различать твердые, жидкие н газообразные вещества;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

- правилам ухода (полива, рыхления) за  комнатными растениями;

- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:

- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

            - Формирование общих представлений о современных профессиях, положительного отношения к труду.

           -  Формирование экологических знаний, правильного поведения в природе.        

 

Содержание программы

2 класс (68 часов)

Общий взгляд на Землю (6 часов)

Человек и природа

Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.

Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир (10 часов)

Человек и общество

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Человек и природа

Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов)

Человек и природа

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.

Взаимодействие сил природы (22 часа)

Человек и природа

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.

Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (18 часов)

Человек и природа

Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мха, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

         Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

Экскурсия в природу.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

 «Окружающий мир»

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2012.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров»2012.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г

Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

- натуральные: гербарии,  коллекции минералов и горных пород, скелет человека,  

- изобразительные:

- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- рисунки, слайды, диафильмы;

- самодельные наглядные пособия;

- интерактивная доска.

Список рекомендуемой литературы:

Литература для учителя

 

Дмитриева Н.Я, Казаков А. Н. Окружающий мир: методическое пояснение к курсу. – М.: Федеральный научно – методический центр им. Л. В. Занкова, 2012г.

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.   Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2ч.- Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.

 Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс.- Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012г.

Мы и окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова -авт. – сост. Г. А. Сафронова.- Волгоград: Учитель, 2012г.

Литература для учащихся

1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.  Окружающий мир. Учебник для 2 класса.  В 2 ч. 1.- Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.

 2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир». 2 класс.- Самара: Издательский дом  «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

http://edu.ru 

Федеральный портал «Российское образование»

http://window.edu.ru/window

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://school.edu.ru 

Российский общеобразовательный портал

http://edu.of.ru/profil/

Информация о проекте «Информатизация системы образования»

http://www.ict.edu.ru

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образование»

http://www.ug.ru

Учительская газета

http://nsc.1september.ru

Газета «начальная школа». Приложение к газете «1 сентября». Сайт для учителей «Я иду на урок»

http://vio.fio.ru

Журнал «Вопросы Интернет-образования»

http://www.ipo.spb.ru/journal/

Журналы «Компьютерные инструменты  в образовании» и «Компьютерные инструменты в школе»

http://www.infojournal.ru

Журнал «Информатика и образование»

http://rys-arhipelag.ucoz.ru/photo/14 -

http://roerih.ru/images/1/book.jpg -

http://s11.radikal.ru/i184/0911/e9/9edddc305725.jpg -

 http://s53.radikal.ru/i140/0911/0c/a7062f63ed8f.jpg -

http://www.goldteam.su/forum/index.php?showtopic=7152 –

http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/pic/2/v2_15.jpg -

http://www.int-edu.ru/history/Holid.htm -

http://www.yugzone.ru/x/audioencsiklopediya-kak-zhili-na-rusi

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ЧЕТВЕРТЬ  8 учебных недель, 4 дня - 17 ч.

№  

по п/п

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Предметные результаты

Внеурочная  форма

Вид контроля

Дата

Дата фактически

1.

1

Общий взгляд на Землю (5 часов).

Введение. Этапы развития планеты Земля.

Зарождение жизни в воде. Выход жизни на сушу. Совершенствование наземных форм жизни.

-работать с физической картой полушарий и глобусом.

-определять связь прошлого с настоящим

1.09

2.

2

Связь прошлого с настоящим.

Что такое история. Зависимость жизни человека от природы и её состояния

-определять связь прошлого с настоящим

 6.09

3.

3

 Россия – родина космонавтики.

Земля – планета Россия – самое большое государство мира.

- работать с научно-познавательным текстом.

- выделять главное знание в тексте (проводится в течение года)

Урок-викторина

8.09

4.

4

Материки и части света.

Практическая работа: работа с географической картой полушарий.

Материки, их названия, расположение на карте. Материки, их названия, расположение на карте

- работать с контурной картой

– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Практ/р

13.09

5.

5

Мировой океан. Человек и океаны.

Океаны, их названия, расположение на карте

- работать с контурной картой

тест

15.09

6.

1

Как изучают окружающий мир (8 часов).

Органы чувств человека.

Система органов чувств. Гигиена органов чувств Зрение и слух. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.

- работать с вопросами и рисунками в учебнике

– понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

20.09

7.

2

Органы чувств человека. Обоняние и вкус.

Осязание.

Практическая работа: определение с помощью органов чувств  разных объектов окружающего мира и их свойств.

- исследовать органы чувств и информацию, которую они сообщают

- использовать язык науки

– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги,

Интернет;

Практ/р

22.09

8.

3

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги.

Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем ми-ре – энциклопедия, справочник

Урок-путешествие

27.09

9.

4

Инструменты и приборы.

Назначение и устройство термометра.

Практическая работа: измерение температуры тела, воздуха, воды.

– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

- соблюдать технику безопасности;

– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

Практ/р

 29.09

10.

5

Что изучают в окружающем мире. Тела и вещества, явления природы.

Разнообразие веществ
в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газообразные.  Примеры веществ

- различать молекулы и и атомы. Схема состава веществ

4.10

11.

6

Три состояния вещества в природе  

Три состояния вещества в природе – твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства.

– различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

6.10

12.

7

Экскурсия в природу.

   Осенние изменения в природе.

Экскурсия в парк. Наблюдения за изменениями в природе осенью.

- наблюдать осенние изменения в природе

Экскурсия

11.10

13.

8

История и историки.

Экология – наука о взаимосвязях  между живыми    организмами и окружающей  средой.

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе (на конкретных примерах)

- ознакомить с наукой экологией.

-понимать роль экологии в защите окружающей природы

тест

13.10

14.

1

Космос и Земля (14 часов).

Зачем изучают небо. Солнце – источник жизни на Земле.

Общие сведения о звездном небе. Значение Солнца для живой природы

– характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

-наблюдать за Солнцем.

- применять на практике полученные человеком знания о Солнце.

- ориентироваться по Солнцу в пространстве и времени (солнечные часы)

 

18.10

15.

2

Планеты и звёзды.  

Общие сведения о планетах

Урок- путешествие

20.10

16.

3

Полярная звезда и созвездия.

Общие сведения о звездах и созвездиях

- уметь ориентироваться по Полярной звезде

25.10

17.

4

Луна – спутник Земли. Фазы Луны.

Солнечные и лунные затмения.

Общее представление
о Луне. Наблюдения
за Луной

-знать планеты и их расположение

- наблюдать за Луной в течение месяца.

- зарисовывать фаз Луны. Месяц, неделя

 К\р

27.10

2 ЧЕТВЕРТЬ    (7 учебных недель, 1 день – 15ч.)  

18.

5

Планета Земля. Строение Земли и её географическая оболочка.

Земля – планета. Общее представление Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление)

- знать строение Земли

 10.11

19.

6

Горизонт. Общее понятие.

Наблюдения и рассуждения о форме Земли. Форма Земли

- знать с понятие «горизонт»

Урок-сказка

15.11

20.

7

Форма Земли.

Открытие шарообразности Земли.

-работать  с глобусом.

Доказательство шарообразности Земли.

17.11

21.

8

Ориентирование. Стороны горизонта.

Определение сторон горизонта. Промежуточные географические направления.

- ориентироваться на местности относительно своего тела;

-знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

22.11

22.

9

Компас, его назначение и устройство.

Народные  приметы ориентирования.

24.11

23.

10

Экскурсия в природу.

 

Ориентирование на местности по компасу.

Наблюдение за высотой Солнца, за изменением  длины тени от предметов.

-уметь определять свое положение на местности.

Экскурсия

29.11

24.

11

Представление о глобусе и географической карте.

Глобус – модель Земли. Географическая карта Практическая работа: нахождение на глобусе и карте  изучаемых объектов.

– показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

Практ/р

1.12

25.

12

Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги.

Урок- путешествие

6.12

26.

13

Ландшафт Земли

Понятие «ландшафт».   Чтение карты. . Красота и разнообразие ландшафтов России.

-моделировать ландшафт и рельеф Земли. Азбука географии.

8.12

27.

14

Формы земной поверхности, свойственные родному краю.

Формы земной поверхности

-знать формы рельефа: горы, равнины, овраги, холмы

тест

13.12

28.

1

Взаимодействие сил природы (22 часа).

Тепловые пояса Земли.

Смена времён года

-работать с контурной и физической картами полушарий.

Урок- игра

15.12

29.

2

Вращение Земли вокруг оси и Солнца.

Смена  времён года.

– определять причины смены

на Земле дня и ночи, смены времен года;

 

20.12

30.

3

Влияние Солнца на сушу.

Рассуждения о воздействии Солнца на сушу

-наблюдать изменение поверхности Земли (рельефа) под воздействием Солнца.

22.12

31.

4

Внутренние силы Земли.

Вулканы и землетрясения, от чего они происходят.

-познакомиться с землетрясениями

и вулканами, с изменением рельефа Земли

под их воздействием. Тихий океан и его вулканы.

-работать с физической и контурной картами

 

к/р

27.12

32.

5

Вода на Земле. Водоёмы естественные и искусственные.

Вода и её свойства. Практическая работа.  Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть

– различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;

Практ/р

29.12

3 ЧЕТВЕРТЬ  ( 9уч. недель, 5 дней – 19ч.)

33.

6

Теплоёмкость  воды.

 Течение Гольфстрим.

Вода и суша.

-объяснять причины круговорота воды в природе;

-определять и сравнивать время, в течение

которого нагревается и остывает вода

и металлическая пластина (камень).

-работать с физической и контурной картами

12.01

34.

7

Три состояния воды.

Вода в твёрдом состоянии. Свойства  льда. Практическая работа.

Практ/р

 17.01

35.

8

Значение снега и льда в природе.

Правила безопасного поведения на водоёмах.

- изучить свойства льда.

- определить значение льда и снега в природе

Урок - путешествие

19.01

36.

9

Экскурсия в природу.

Зимние изменения в природе.

Измерение толщины снежного покрова.

-наблюдать зимние изменения в природе

Экскурсия

24.01

37.

10

Вода – растворитель.

Практическая работа: растворение в воде разных веществ.

-исследовать свойства воды растворять жидкие и твердые вещества

Практ/р

26.01

38.

11

Очистка воды от примесей фильтрованием.

Практическая работа.

Значение очистки воды. Вода в быту человека.

- определить способы очистки воды от примесей

Практ/р

31.01

39.

12

Вода под землёй. Образование пещер.

  Грунтовые воды.

-определять виды подземных вод:

Грунтовые воды, родники. Минеральные источники. Гейзеры.

Урок-исследование

2.02

40.

13

Родники. Минеральные источники.

Свойства воды  

7.02

41.

14

Гейзеры – удивительные явления природы.

9.02

42.

15

Воздух. Как и зачем люди изучают атмосферу Земли.

Воздух – смесь газообразных веществ

– определять основные свойства воздуха, его значение

для растений, животных, человека;

14.02

43.

16

Представление о составе воздуха. Свойства воздуха.

Легко определяемые свойства воздуха: не виден, не имеет запаха, летуч, легко сжимается

Урок-игра

16.02

44.

17

Движение воздуха. Что такое ветер.

Значение воздуха для растений, животных и человека.

 -рассмотреть способ образования ветра.

21.02

45.

18

Ветры Индийского океана. Муссоны.

Значение воздуха для растений, животных и человека.  Три состояния воды

- изучить ветры Индийского океана

28.02

46.

19

Разрушительная и созидательная работа ветра.

Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

- рассмотреть вопросы безопасности в ЧС

тест

 2.03

47.

20

Круговорот воды в природе.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы.

- выявить взаимодействие компонентов неживой природы, осуществляющих круговорот (Солнце, вода, воздух).

 - определить участие живых

организмов в круговороте воды

Урок- путешествие

7.03

48.

21

Изменение поверхности Земли под воздействием  Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

 

Изменение поверхности Земли под воздействием  Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Круговорот отравленной воды

- определить роль Солнца в изменении рельефа.

- рассмотреть изменение рельефа Земли под влиянием воды и ветра

9.03

49.

22

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

- выявить экологические проблемы родного края

К/р

14.03

50.

1

Живая природа (19 часов).

Жизнь – особенность нашей планеты.

Что изучает биология.

 Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.

Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой.

– определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

-иметь представления о взаимосвязи живых организмов с неживой природой

Урок - исследование

16.03

51.

3

Многообразие растений и их роль в жизни человека.

Классы (группы) растений. Водоросли, лишайники.  

– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

 21.03

4 ЧЕТВЕРТЬ  (8 учебных недель, 3дня- 16ч)

52.

4

Классы растений. Мхи, папоротники.

Растения, их разнообразие

- различать классы растений

Урок- путешествие

4.04

53.

5

Хвойные и цветковые растения.

Деревья, кустарники, травы.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений

-различать хвойные и цветковые растения

-определять основные признаки деревьев, кустарников, трав

6.04

54.

6

Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие и культурные растения, их различие Практическая работа: работа с гербарными  экземплярами растений.

– правила ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;

Практ./р

11.04

55.

7

Условия, необходимые для жизни растений.

Практическая работа: проращивание семян.

– определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

-уметь оформлять наблюдения, делать

выводы

Урок - исследование

Практ./р

13.04

56.

8

Части растений, которые мы едим.

Плоды и корнеплоды. Практическая работа: рассматривание и классификация плодов и семян.

- определять плоды и корнеплоды

Практ/р

18.04

57.

9

Растения-путешественники.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к рас-тениям

– различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

– приводить примеры представителей разных групп растений

20.04

58.

10

Грибы. Съедобные и ядовитые грибы, их разнообразие.

знания о грибах как о царстве живой природы, расширить знания детей о многообразии грибов; учить правилам сбора грибов

Урок- викторина

25.04

59

11

Связь растительного и животного мира.

Животные, их разнообразие Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных.

– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

27.04

60.

12

Экскурсия в природу.

Весенние изменения в природе.

Весенние изменения в природе. Наблюдать и анализировать весенние изменения в природе.

- наблюдать и анализировать весенние изменения в природе

Экскурсия

 2.05

61.

13

Особенности размножения разных групп животных.

Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных

- выделять существенные признаки каждой группы

Урок - исследование

4.05

62.

14

Животные и среда их обитания.

Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных

-выявить приспособленность животных к среде обитания.

Внешнее строение: форма тела, ноги, клюв, хвост, глаза, уши. Хищники, травоядные, зерноядные, насекомоядные, всеядные животные. Цепи питания

9.05

 

63.

15

Условия, необходимые для жизни животных.

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)Питание животных.

– определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

– строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных

птиц зимой.

 11.05

64.

16

Дикие и домашние животные. Правила  поведения с домашними  животными.

Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным

– различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

– приводить примеры представителей разных групп животных;

 

тест

 16.05

65

17

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека.

познакомиться с царством бактерий, роль в жизни живой природы и человека.

-познакомиться с царством бактерий, микроорганизмов

-определить их роль в жизни живой природы и человека

 18.05

66

18

Человек и его здоровье..

соблюдать правила личной гигиены.

Иметь представление о том, где могут находиться вредные бактерии

– выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

Урок- Викторина

23.05

67

19

Гигиена  тела и жилища

 25.05

68.

20

Биология и будущее.

Путь от копья до компьютера. Обобщение изученного во 2-м  классе.

соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту(экономия воды и электроэнергии, раздельный

сбор мусора) и природной среде;

к/р

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...

Технологическая карта урока математики по теме: "Производительность труда" 3 класс ЗанковЛ.В.

Технологическая карта урока открытия нового знания по теме: "Производительность труда"...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...