Водоёмы Красноярского края
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Шпедт Татьяна Александровна

Урок для 4 класса с включением в проектную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок составлен учителем начальных классов МОУ «Лицей №6» Шпедт Т.А.

Тема урока: Водоёмы Красноярского края

Цели урока:

  1. познакомить учащихся со строением рек.
  2. сформировать представления учащихся о  водоёмах родного края;
  3. развить умение работать с картой и дополнительной литературой;
  4. развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, делать выводы;
  5. воспитывать любовь к своему краю.

Оборудование:

Ход урока:

В классе с начала года ведётся активная проектная деятельность и практически к каждому уроку дети самостоятельно готовят презентации, соответствующие теме.

Учитель: Сегодня мы узнаем много нового о нашем крае. На прошлом уроке мы говорили о его поверхности, а на этом поговорим о водоёмах, расположенных в Красноярском крае. Каждый из вас получит план индивидуальной работы. Он состоит из двух частей. В первой части вопросы, касающиеся пройденной темы, на них вы ответите в начале урока. На эту работу даётся 6 минут. Во второй части вопросы, отвечать на которые вы будете в течение всего урока, слушая ответы товарищей. Будьте внимательны. Желаю вам успеха! (Раздаются планы индивидуальной работы (Приложение №1)).

            Учитель: Отложите планы и давайте вспомним, с какими видами водоёмов вы знакомы.

             Ответы учеников:  (Искусственные: пруды, водохранилища. Естественные: реки моря океаны и т.д.)

             

 Открывается презентация «Строение реки» (Приложение №2).

Учитель: Посмотрите на строение реки. Все ли понятия вам знакомы?  Назовите те части, которые вам известны.

Ответы учеников.

Учитель: Чтобы узнать значение незнакомых терминов, предлагаю эксперту найти их в энциклопедии. (Ученику даётся план поиска понятий (Приложение№3), и он отправляется в зону свободной работы)

Учитель: А теперь посмотрите на карту Красноярского края (презентация «Строение реки»). Какие реки вы можете показать?

(Ученики выходят и показывают, называют реки, отмеченные на карте)

Красноярский край относится к благополучным по обеспеченности водными ресурсами регионам России. На территории края расположена естественная транспортная система, состоящая из хорошо развитой речной сети. Это, прежде всего, крупнейшая в России речная система Енисея и его притоков (Ангара, Абакан, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска), а также реки Пясина, Таймыра, Хатанга, впадающие в Карское море и море Лаптевых. На юго-западе - реки Чулым и Кешь-Кеть. С юга на север по территории края протекает одна из крупнейших рек мира - Енисей.  О ней мы и послушаем рассказ.

 (Ученик выступает с приготовленной им презентацией (Приложение №4))

Кроме Главной реки, в Красноярском крае множество больших и малых рек, часть из которых являются притоками Енисея. О нескольких таких реках нам расскажет...

(Ученик выступает с приготовленной им презентацией (Приложение №5), затем в дополнение более подробная информация о реках (Приложение №6))

Учитель: Мы очень много узнали о реках нашего края. Думаю, все вы слушали внимательно и  правильно ответили на вопросы в своём плане. Пришло время послушать нашего эксперта. (Открывается презентация «Строение реки», ученик, работавший по отдельному плану – заданию объясняет значение незнакомых терминов)

Сегодня на уроке мы познакомились с водоёмами нашего края. Природа нашего края необыкновенно красива. Немало поэтов воспели её в своих стихах. В мире высоких технологий очень важно помнить, что красоту природы ничего не может заменить. Вот и я, покоренная этой красотой, сочинила стихотворение, которое предлагаю вам послушать. И не просто послушать, но и ещё раз полюбоваться  красотами нашего края

 (Включается презентация с видами рек (Приложение №7)и звучит стихотворение(Приложение №8))

Учитель:

К сожалению не всегда люди относятся к природе как рачительные хозяева, не всегда берегут её богатства. Мы забываем, что природа живая и нуждается в бережном отношении. Многочисленные свалки, выбросы отходов с предприятий – это боль, которую люди бездумно причиняют природе. Скажите как человек может навредить водоёмам?

Ответы учеников.

 (Презентация загрязнение рек (Приложение №9))

Я предлагаю к следующему уроку сделать такие плакаты, которые заставили бы людей задуматься над тем, что природа нуждается в нашей охране.

Подведение итогов урока.



Предварительный просмотр:

План – задание на урок «Окружающий мир».

Тема: «Водоёмы Красноярского края»

Задание состоит из двух частей. В первой части вопросы о поверхности края. На них ты ответишь в начале урока. На ответ даётся 6 минут. Во второй части вопросы, ответы на которые ты должен найти на протяжении всего урока, слушая  сообщения товарищей. Будь внимателен. Постарайся ответить на все вопросы. Если вдруг ты пропустишь какую – то информацию, ты можешь получить консультацию у учителя после урока. Постарайся работать тихо и не отвлекать других.

Будь внимателен. Желаю тебе удачи!

1 часть. (Повторение)

  1. Какие бывают равнины?______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2.Как называется равнина в Красноярском крае?

  1. Восточно-Европейская
  2. Западно –Сибирская

3Что такое овраг?_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое балка?____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. На каком плоскогорье находится большая часть Красноярского края? _______________________

______________________________________________________________________________________

6. Терриконы – это

  1. Самые высокие скалы.
  2. Глубокие ямы на равнинах.
  3. Кучи отходов от  переработки полезных ископаемых.

2 часть (Новый материал)

  1. При слиянии каких рек образовался Енисей?

        а) Бий-Хем(Большой Енисей) и Каа-Хем(Малый Енисей),

                  б)Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска

                  в)Чуна и Бирюса

  1. Самое крупное озеро в бассейне Енисея?

                    а) Байкал

                    б)Шира

                    в)Хантайское.

  1. В какой океан впадает Енисей?

                      а) Тихий

                      б) Атлантический

                      в) Северный Ледовитый

  1. Перечислите виды рыб, обитающих в Енисее_______________________________________________
    ______________________________________________________________________________________
  2. В каком году построена Красноярская ГЭС?

                 а)1970г

                 б)1962г

                 в)1992г

  1. Устье какой реки ближе всего находиться к заповеднику «Столбы»? __________________________
  2. От какого слова произошло название реки Кача?

                  а) Люди

                  б) Вода

                  в) Качели

  1. Запишите второй по величине правый приток Енисея________________________________________
  2. Какое известное событие произошло в районе протекания Нижней Тунгуски?

                   а) Сильное наводнение

                    б)Падение метеорита

                    в)Запуск ракеты

  1. Как ой левый приток Енисея популярен у туристов – водников?

                   а) Кантеги́р

                    б) Кача

                    в)Курейка

  1. В бассейне какой реки 112 озёр? _______________________________________________________________
  2. На какой реке находится город Абакан ? ________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение реки Излучина Пороги Пойма Старица исток Устье Водопад Притоки


Предварительный просмотр:

План работы по поиску значений слов

  1. Открой энциклопедию «География» на странице 2
  2. В содержании найди раздел «Как вода создаёт форму земли»
  3. В этом разделе найди заголовок «Реки»
  4. Открой предложенную страницу
  5. Найди все необходимые значения слов. Попробуй составить определения.
  6. Излучина-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пойма-_________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Старица-_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Водопад-________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пороги - ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Притоки- _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Енисей Я к Енисею прихожу, как к другу , Мне трудно жить без голубой реки. На всю необозримую округу Поют разноголосые гудки.

Слайд 2

Енисей-одна из крупнейших рек России ИСТОК РЕКИ . Енисей образован слиянием двух рек Бий-Хем(Большой Енисей) и Каа-Хем(Малый Енисей), которые протекают недалеко от города Кызыла. Именно с этого места река получила своё название-Енисей. Длина от истока до устья равна 3487км.

Слайд 3

Притоки Енисея-Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска

Слайд 4

Течение в Енисее быстрое. В некоторых местах оно достигает 4-5 метров в секунду.В бассейне Енисея много озёр. Самое крупное- озеро Хантайское.Енисей впадает в Северный Ледовитый океан.

Слайд 5

Енисей прекрасен в любое время года . Зимой Енисей покрывается льдом, протоки не замерзают, поэтому в морозы над рекой стоит туман.

Слайд 6

Растения . Енисей-река с быстрым и холодным течением, поэтому лишь немногие водоросли растут в таких условиях.

Слайд 7

Енисей богат рыбой. 46 видов рыбы обитают в Енисее. Ленок, хариус, таймень, форель, осетр, омуль, стерлядь, пескарь и многие другие.

Слайд 8

Силу воды человек использует для выработки энергии . На Енисее в1962году была построена Красноярская ГЭС. Строительство станции отрицательно сказалось на условия обитания животных и рыб, изменился климат в крае.

Слайд 9

Охрана Енисея Енисей радует нас своей красотой. Красноярцы здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде путешествуют и перевозят грузы. Воду используют в быту и на производстве. Поэтому, река должна быть чистой! К сожалению, ее загрязняют фабрики и заводы. Многие горожане , после отдыха на берегу, не убирают за собой мусор. Нужно следить за чистотой воды и берегов, оберегать растения и животных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реки

Слайд 2

Мана МАНА, река в горах Юж. Сибири, правый приток Енисея. 475 км, площадь бассейна 9320 км2. Средний расход воды ок. 100 м3/с. Близ устья — заповедник «Столбы».

Слайд 4

Нижняя Тунгуска НИЖНЯЯ ТУНГУСКА, река в Вост. Сибири, правый приток Енисея. 2989 км, площадь бассейна 473 тыс. км2. Средний расход воды 3680 м3/с.

Слайд 6

Подкаменная Тунгуска ПОДКАМЕННАЯ ТУНГУСКА (в верховье — Катанга), река на западе Вост. Сибири, правый приток Енисея. 1865 км, площадь бассейна 240 тыс. км2. Многочисленные шиверы и пороги. Средний расход воды 1750 м3/с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Мой край.

Остановись, постой тебя прошу.

Ты потерялся в бесконечной суете!

Остановись, послушай тишину,

С самим собой побудь наедине!

Ты в круговерти дел и замкнут круг.

А отдых - нереальная мечта.

Остановись и оглянись вокруг:

Какая неземная красота!

Я не о той холодной красоте

Домов высотных и стальных мостов.

Я о холмах, что тают  вдалеке

И о тайге. Её ты слышишь зов?

В тебе уже давно романтик спал.

Его ты поскорее разбуди!

Стань покорителем вершин клыкастых скал,

И терпкий запах кедрача скорей вдохни!

Преодолей порогов шумный строй.

Пусть груз проблем, напастей и забот

Бурля и пенясь, унесёт с собой

Коварной Маны ледяной водоворот!

А после, даже если чуть устал,

Взойди на сопку и попробуй ощутить

Те чувства, что Дубенский испытал

Когда задумал здесь острог срубить.

Ты покоритель, ты воитель, ты творец.

Ты растворяешься в звенящей тишине!

Лишь здесь услышать можно стук сердец,

С природою побыв наедине.

Остановись,  постой тебя прошу!

И не ищи в краях заморских рай.

Нигде не сыщешь ты такую красоту!

Он жизнь сама, мой Красноярский край!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 12

Помогите!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края "

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 3 класс Автор программы:РаицкаяГ.В....

Национальный Региональный компонент "Художественная культура Красноярского края "

Представлена рабочая программа по предмету "Художественная культура Красноярского края" 3 класс...

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края " 2 класс

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 2 класс. Автор программы: Раицкая Г.В...

Национальный Региональный компонент "Природа и экология Красноярского края " 2 класс

Представлена рабочая программа по предмету "Природа и экология Красноярского края" 2 класс Автор программы: Раицкая Г.В...

Карта родного края. Поверхность и водоёмы Ставропольского края 4 класс ПНШ конспект урока с презентацией

Уитель: Остренко Л.П.,МКОУ СОШ № 8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского краяТип урока: Урок ознакомления с новым материаломПланируемые результаты:сформируется уважительное отношение к иной точке ...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...