Национальный Региональный компонент "Художественная культура Красноярского края "
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Архипова Светлана Владимировна

Представлена рабочая программа по предмету "Художественная культура Красноярского края" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_kultura_krasnoyarskogo_kraya_3_klass.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

 «Ачинская санаторная школа интернат»

УТВЕРЖДАЮ:                         СОГЛАСОВАНО:                               РАССМОТРЕНО:

  Директор школы                          Зам.Директора поУР                            На заседании МО

   _______________                          __________________                          _________________

«___»____________                        «___»______________                         «___»____________

                                                                                     Протокол от «___»________2011года №

Рабочая программа

Учебного курса «Художественная культура Красноярского края».

3 класс

                                                                     Учителя начальных классов, II КК

                                                                        Архиповой Светланы Владимировны

2010 – 2011 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы учебных предметов, реализующих краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае, авторской программы Г.В.Раицкой, Л. Н. Лохман, Е. Ю. Безызвестных, Г. С. Левченко, М. В. Савченко  «Художественная культура Красноярского края»

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

  Предназначением учебного предмета «Художественная культура Красноярского края» является изучение младшими школьниками художественного наследия Красноярского края в области искусства, которое будет способствовать поднятию культурного уровня учащихся, сохранению национальной самобытности, культурных традиций народностей родного края и взаимодействию культур.

         На изучение учебного материала по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края» на ступени начального общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведен 51 час: по 17 часов в каждом классе.
    Изучение учебного предмета «Художественная культура Красноярского края» на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с основными видами искусства (изобразительным, театральным, музыкальным, декоративно-прикладным) и культурой народов, проживающих на территории Красноярского края, и направлено на достижение следующих
целей:

  • формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;
  • формирование общих представлений о художественной культуре Красноярского края;
  • воспитание интереса к творчеству выдающихся деятелей искусства и культуры Красноярского края;
  • воспитание уважения к истории художественной культуры народов, проживающих на территории Красноярского края;
  • формирование умения работать с природным и художественным материалом.

   Программа предусматривает организацию педагогом учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся находились в ситуации открытия новых знаний, выдвигали предположения и гипотезы, проводили исследования, умели оценивать собственные и коллективные продукты труда. Разнообразные виды деятельности учащихся в рамках данных модулей позволят им находиться в активной позиции «творец», что позволит формированию ключевых компетенций (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, креативной), развивая творческий потенциал.

Уроки по данным темам могут проходить в виде бесед, игр викторин, КВНов,    конкурсов   знатоков   с   использованием    ребусов, кроссвордов. Особое значение отводится нахождению и использованию материалов познавательного характера в энциклопедиях, что позволяет формировать информационную компетентность у учащихся.

Содержание  

В программу по учебному предмету включены следующие разделы: «Изобразительное искусство», «Театральное искусство», «Музыка», «Декоративно-прикладное искусство».

В каждом классе на изучение сведений по изобразительному искусству отводится 5 часов, театральному искусству – 3 часа, музыке – 2 часа, декоративно-прикладному искусству – 7 часов.

Раздел «Изобразительное искусство» дает обучающимся младшего школьного возраста представление о жизни и творчестве известных художников Красноярского края, достопримечательностях Красноярского края (природных и рукотворных).  Предложенный для изучения материал позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания обучающихся. При изучении материала по изобразительному искусству желательно обращать внимание обучающихся на средства художественной выразительности: композицию, пространство, светотень, тон, объем, силуэт, контраст и другие. Программой предусмотрено посещение художественных музеев и выставочных залов, расположенных на территории своей местности и краевого центра.

В разделе «Театральное искусство» предложены первоначальные сведения об истории создания театра в Красноярском крае, о людях, стоявших у истоков театрального искусства, о ведущих детских театрах Красноярского края. Особое внимание при изучении учебного материала уделяется овладению театральным этикетом (требования к поведению в театре во время спектакля и антракта). Программой предусмотрено посещение театров, концертных залов, расположенных на территории своей местности и краевого центра, просмотр видеозаписей спектаклей и театральных постановок.

Раздел «Музыкальное искусство» дает обучающимся младшего школьного возраста первоначальное представление о музыкальном фольклоре Красноярского края и о профессиональном музыкальном творчестве (сочинениях известных композиторов Красноярского края: Ф. П. Веселкове, Н. А. Черемных, С. М. Трусове и других), а также знакомит их с исполнителями музыкальных произведений. Программой предусмотрено посещение музыкальных центров, концертных залов, расположенных на территории своей местности и краевого центра, просмотр видеозаписей оперных и балетных спектаклей, симфонических и камерных концертов.

 Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит обучающихся младшего школьного возраста с традициями и бытом народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов. При изучении данного раздела учитель должен дать обучающимся представление о жилище, предметах обихода, традиционных ремеслах и промыслах коренных малочисленных народов Севера.
При изучении материала по декоративно-прикладному искусству большое значение уделяется проведению уроков в форме практических занятий.


В результате изучения учебного предмета «Художественная культура Красноярского края» обучающийся должен:

  • знать имена известных художников Красноярского края;
  • знать произведения известных художников Красноярского края и называть имена их авторов (не менее 2-3);
  • знать ведущие художественные музеи Красноярского края;
  • уметь выражать собственное мнение о произведении изобразительного искусства;
  • знать ведущие театры Красноярского края и их наиболее известные постановки;
  • уметь воспринимать театральные постановки и выражать собственное мнение о них;
  • знать имена известных композиторов Красноярского края;
  • знать образцы музыкального фольклора, обрядовые музыкальные традиции Красноярского края;
  • знать исполнителей музыкальных произведений (2-3);
  • уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • знать традиции, быт, промыслы и ремесла народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
  • знать ведущие краеведческие музеи Красноярского края;
  • уметь изготавливать декоративные композиции из художественных и природных материалов, добываемых в Красноярском крае;
  • уметь декоративно оформлять изделия с использованием национального орнамента.

Содержание программного материала

Изобразительное искусство 5 ч

Первоначальные сведения о творчестве известного художника Красноярского края В. И. Сурикова (2 часа).
Экскурсия в Мемориальный музей-усадьбу В.И. Сурикова (очная или заочная).
Енисей в произведениях художников Красноярского края (2 часа).
В.И. Суриков «Енисей у Красноярска», Т.В. Ряннель «Верховья Енисея», В.А. Сергин «На Енисее. Осеннее утро» и другие. Образ Енисея – образ величественной сибирской реки. Воплощение образа реки в рисунке.
Ведущие музеи Красноярского края (1 час).
Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова, Ачинский городской выставочный зал, Дивногорский художественный музей, Норильская художественная галерея и другие.  Экскурсия в музей (очная, заочная)

Театральное искусство 3 ч

Ведущие театры Красноярского края. Красноярский краевой театр кукол, Театр юного зрителя, театр кукол «Золотой ключик», Норильский Заполярный театр драмы, Минусинский драматический театр и другие.
Экскурсия (очная, заочная)

Музыка 2 ч

Музыкальный фольклор народов, проживающих на территории Красноярского края (песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки).
Народные музыкальные инструменты и их звучание (по выбору).
Музыкальные произведения, связанные с календарными праздниками (колядки, масленичные, покосные, колыбельные песни и другие)

Декоративно-прикладное искусство 7 ч

Промыслы народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера (5 часов).
Рыболовство, оленеводство, охота.
Работа с природным материалом при изготовлении поделок (листья, береста, веточки, семена, соломка, шишки, мох).
Ведущие художественные и краеведческие музеи Красноярского края. Экскурсия в близлежащий краеведческий музей (очная, заочная) (2 часа)

Учебно – тематический план.

Изобразительное искусство 5 ч

1-2

Творчество  В. И. Сурикова.
Экскурсия в Мемориальный музей-усадьбу В.И. Сурикова (очная или заочная).

3

Енисей в произведениях художников Красноярского края.

4

Образ Енисея – образ величественной сибирской реки.

5

Ведущие музеи Красноярского края

Театральное искусство 3 ч

6

Ведущие театры Красноярского края.

7

Экскурсия (очная, заочная) в театр.

8

Посещение спектакля. Театральный этикет.

Музыка 2 ч

9

Музыкальный фольклор народов, проживающих на территории Красноярского края

10

Народные музыкальные инструменты и их звучание.

Декоративно-прикладное искусство 7 ч

11

Промыслы народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

12

Рыболовство.

13

Оленеводство.

14

Охота.

15

Работа с природным материалом.

16

Ведущие художественные и краеведческие музеи Красноярского края.

17

Экскурсия в Ачинский краеведческий музей.

Календарно-тематическое планирование

Класс: 3

Учитель: Архипова.С.В.

Количество часов на второе полугодие:  17ч

в неделю: 1 час.

Планирование составлено на основе программы учебных предметов, реализующих краевой (национально - региональный) компонент государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае. Начальная школа. Автор: Г.В. Раицкая. Красноярск -2006.

Учебник:         

Авторы: Г.В.Раицкая, С……

 Предмет: Художественная культура Красноярского края.

Дата

№ урока

Наименование  разделов и тем

Форма организации

уч/занятий

2 полугодие

Изобразительное искусство 5 ч

11.01

18.01

1-2

Творчество  В. И. Сурикова.
Экскурсия в Мемориальный музей-усадьбу В.И. Сурикова (очная или заочная).

Беседа

Видеоэкскурсия

Просмотр произведений,

иллюстрирование,

чтение стихов  

25.01

3

Енисей в произведениях художников Красноярского края.

1.02

4

Образ Енисея – образ величественной сибирской реки.

8.02

5

Ведущие музеи Красноярского края

Театральное искусство 3 ч

15.02

6

Ведущие театры Красноярского края.

Беседа

Экскурсия

Посещение театра

1.03

7

3 триместр

Экскурсия (очная, заочная) в театр.

15.03

8

Посещение спектакля. Театральный этикет.

22.03

Музыка 2 ч

29.03

9

Музыкальный фольклор народов Севера.

Слушание произведений

Иллюстрирование

5.04

10

Народные музыкальные инструменты и их звучание.

Декоративно-прикладное искусство 7 ч

19.04

11

Промыслы народов Севера.

Беседа

Инсценирование

Иллюстрирование  

26.04

12

Экскурсия в краеведческий музей.

3.05

13

Рыболовство.

10.05

14

Оленеводство.

17.05

15

Охота.

Практическая работа

24.05

16

Ведущие художественные и краеведческие музеи Красноярского края.

Беседа

Экскурсия

31.05

17

Обобщающий урок – викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края "

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 3 класс Автор программы:РаицкаяГ.В....

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края " 2 класс

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 2 класс. Автор программы: Раицкая Г.В...

Национальный Региональный компонент "Природа и экология Красноярского края " 2 класс

Представлена рабочая программа по предмету "Природа и экология Красноярского края" 2 класс Автор программы: Раицкая Г.В...

Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры.

В статье рассматриваются особенности народных игр адыгов, способствующие, развитию личностных качеств ребёнка: самостоятельности, активности, любознательности, физическому развитию....

Инновационный проект «Мой край родной – Ямал!» (национально-региональный компонент).

Методический паспорт проекта Тема         Инновационный проект «Мой край родной – Ямал!»(национально-региональный компонент) на базе МБДО...

Рабочая программа духовно-нравственного развития по курсу внеурочной деятельности "Мой край" с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ» С УЧЁТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ...