Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Тимонина Гульнара Ринатовна

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель кафедры

________________/ Смирнова Е.Г.. /

Протокол № ________

от «____» _______________ 2012 г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

______________/Муратова Н.А/

«____» _________________2012 г.

«Утверждено»

Директор

_______________/ Абзянова М.Н./

Приказ № ________

от «____» _______________ 2012 г.

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир» 1А класс

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №3»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № ___

От « ___ » _______ 2012 г.

                            2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной  образовательной программы начального общего образования 2011 года, авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» и обеспечена УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

На изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 66 часов в год (2 часа в неделю  - 33 недели).

 «Окружающий мир» направлено на достижение следующих

Целей:

  1. формирование целостной картины мира и осознание  места в нем человека на основе единства рационально-научного познания;
  2.   эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих

 Задач:

  1. овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
  2. устанавливать причинно- следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  3. осознать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок;
  4. получить начальные навыки экологической культуры;
  5. подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни.

Основное содержание обучения представлено разделами: «Человек и природа», «Человек и общество»,  включены отдельные темы этно-культурного компонента.

Рабочая программа составлена для 1А класса. Программа рассчитана на средний уровень детей. Адаптационный период совпадает по времени

 с сезоном года, где имеются благоприятные возможности  для проведения прогулок, в ходе которых происходит знакомство детей с

окружающим миром. Дети знают время года, знают зимние, весенние, летние, осенние месяцы, но не все дети называют  их по

порядку. Умеют наблюдать сезонные изменения в природе, распознают дерево по листьям, знают

некоторые названия растений и цветов, растущих на клумбах. Также могут назвать диких и домашних

 животных, насекомых, рыб и птиц. Окружающий мир – интегрированный курс обучения, поэтому

дети знакомы с правилами дорожного движения и основами безопасности жизнедеятельности.

Дети знают, что такое зебра и светофор, цвета светофора: красный, жёлтый, зелёный, для чего нужны

светофор и зебра. Знают правила безопасного поведения на улице, в быту. В течение года на уроках

окружающего мира все затронутые темы будут изучаться подробно.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.
  1. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития

     –    уметь объяснять мир:

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития 

     –    уметь определять своё отношение к миру:

  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

При разработке учебно-тематического планирования учитывался этнокультурный компонент. 

                                     

У семилетнего ребенка развито зрительное и пространственное восприятие, зрительно – моторная координация, общая и мелкая моторика, наглядно – образное мышление, основы  логического мышления (операции, классификации, нахождение признака, по которому произведена классификация), уровень общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.

К концу обучения в первом классе учащиеся должны:

называть:

  1. свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  2. основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  3. основные правила здорового образа жизни;
  4. основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
  5. основные условия благополучной жизни растений и животных;
  6. профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
  7. улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  8. основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать (сопоставлять):

  1. знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  2. основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
  3. различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.)
  4. времена года;
  5. животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
  6. произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. выполнять режим дня;
  2. определять время по часам с точностью до часа;
  3. подготавливать свое учебное место к работе;
  4. оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  5. выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
  6. ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  7. выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
  8. составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

В процессе обучения предмету в полном объеме из современных образовательных технологий используется разноуровневое обучение и коллективная система обучения. Из проблемного обучения и здоровьесберегающих технологий используются элементы  и ИКТ.

                                        Учебно-методический комплект     

  1. «Окружающий мир» учебник в двух частях Н.Ф. Виноградова, М.: Вентана – Граф, 2011

   Учебно-тематическое планирование по окружающему миру

( 2 раза в неделю, 66 ч в год )

п/п

Темы урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля

Планируемый результат

Дата проведения

план

факт

1.

Нас окружает удивительный мир.

1

Комбинирован

Приводить примеры живой и неживой природы

Текущий

Уметь проводить сравнительный анализ

3.09

2.

Давай познакомимся.

1

Урок-игра

Составить рассказ о себе

Текущий

Знать имена своих одноклассников

6.09

3.

Мы – школьники.

1

Комбинирован

Общение со сверстниками

Текущий

Знать НОТ школьника

10.09

4.

Правила поведения в школе.

1

Экскурсия

Ориентирование в здании школы

Фронтальный

Знать и выполнять правила поведения

13.09

5.

Сентябрь – первый месяц осени.

1

Изучение нового

Описывать сезонные изменения в природе

Текущий

Знать признаки осени

17.09

6.

Что нам осень подарила.

1

Изучение нового

Различать овощи и фрукты

Текущий

Уметь классифицировать овощи, фрукты

20.09

7.

Грибная пора.

1

Изучение нового

Различать съедобные и ядовитые грибы

Текущий

Знать правила сбора грибов

24.09

8.

Семья.

1

Комбинирован

Составить рассказ о своей семье

Текущий

Уметь выделять главное в заданной теме

27.09

9.

О маме.

1

Комбинирован

Составить рассказ о своей маме

Текущий

Знать полностью Ф И О мамы

1.10

10.

Любимое занятие.

1

Комбинирован

Объяснять и приводить примеры по теме урока

Текущий

Собрать интересный материал

4.10

11.

Воскресный день.

1

Комбинирован

Моделировать ситуацию

Текущий

Иметь представления о проведении воскресного дня

8.10

12.

Как из зерна получилась булка.

1

Изучение нового

Анализировать и оценивать конкретные примеры

Текущий

Уметь рассказать о профессиях хлебороба, механизатора…

11.10

13.

Человек и домашние животные.

1

Комбинирован

Классифицировать объекты по признакам

Текущий

Знать дом.животных своего края

15.10

14.

Октябрь уж наступил.

1

Комбинирован

Описывать сезонные изменения в природе

Текущий

Знать о подготовке животных к зиме

18.10

15.

Явления природы.

1

Изучение нового

Соотносить явления природы со временем года

Текущий

Знать и называть явления природы

22.10

16

Где ты живешь?

1

Комбин.

Выбор безопасного пути в школу

Текущий

Знать свой адрес

25.10

17.

Правила поведения на дорогах.

1

Экскурсия

Моделирование ситуации

Текущий

Соблюдать П Д Д

29.10

18.

Ты и вещи.

1

Комбинирован

Освоение правил поведения в обществе

Текущий

Уметь ухаживать за своими вещами

1.11

19.

Кто работает ночью.

1

Изучение нового

Знакомство с новыми профессиями

Текущий

Уметь оценивать результат своей и чужой работы

12.11

20.

Что такое здоровье.

1

Комбинирован

Приводить примеры из своего опыта

Текущий

Знать и выполнять правила З О Ж

15.11

21.

Твои помощники – органы чувств.

1

Изучение нового

Характеризовать основные функции систем органов

Текущий

Иметь общее представление об органах чувств

19.11

22.

Правила гигиены.

1

Комбинирован

Моделировать ситуацию

Текущий

Соблюдать правила личной гигиены

22.11

23.

О режиме дня.

1

Комбинирован

Составление режима дня

Текущий

Соблюдать режим дня

26.11

24.

О времени и часах.

1

Комбинирован

Определение времени на часах со стрелками

Текущий

Уметь определять время

29.11

25.

Здоровье и спорт.

1

Комбинирован

Составление эстафеты

Текущий

Знать 10 видов спорта

3.12

26.

Ноябрь – зиме родной брат.

1

Комбинирован

Сравнивать времена года на основе наблюдений

Текущий

Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе

6.12

27.

Дикие животные.

1

Комбинирован

Группировать объекты по признакам

Текущий

Знать представителей дикой природы

10.12

28.

Звери – млекопитающие.

1

Изучение нового

Характеризовать особенности зверей

Текущий

Знать зверей своего края

13.12

29.

Что мы знаем о птицах.

1

Комбинирован

Характеризовать особенности птиц

Текущий

Знать перелётных птиц своего края

17.12

30.

Родной край.

1

Комбин

Приводить примеры

Текущий

Знать достопримечательности города

20.12

31.

Дом в котором ты живешь.

1

Комбинирован

Моделировать ситуации и пути  их решения

Текущий

Соблюдать меры безопасности в помещении

24.12

32.

Зачем люди трудятся.

1

Комбинирован

Составлять описательный рассказ по картине

Текущий

Уметь рассказать о профессии папы, мамы

27.12

33.

В декабре все деревья в серебре.

1

Комбинирован

Различать признаки живой и неживой природы

Текущий

Знать признаки зимы

14.01

34.

Какая бывает вода?

1

Изучение нового

Наблюдение разных состояний воды

Текущий

Уметь различать состояние воды

17.01

35.

О дружбе.

1

Комбинирован

Выполнение заданий творческого характера

Текущий

Различать основные нравственно-этические нормы

21.01

36.

Идём в гости.

1

Комбинирован

Инсценирование ситуации

Текущий

Уметь сервировать стол

24.01

37.

С Новым годом!

1

Комбинирован

Составление праздничной программы

Текущий

Различать основные нравственно-этические нормы

28.01

38.

Январь – году начало, зиме – середина.

1

Комбинирован

Сравнивать времена года

Текущий

Знать все месяца календаря

31.01

39.

Хвойные деревья.

1

Комбинированный

Приводить примеры хвойные деревьев

Текущий

Знать хвойные деревья своей местности

4.02

40.

Жизнь птиц.

1

Комбинирован

Описывать внешний вид птиц, условия жизни

Текущий

Знать птиц своей местности

7.02

41.

Наша страна – Россия.

1

Изучение нового

Находить на карте Россию

Текущий

Знать символику страны

11.02

42.

Богата природа России.

1

Изучение нового

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

Текущий

Знать символ России ( берёза, ромашка)

14.02

43.

Мы – Россияне.

1

Изучение нового

Знакомство с народным творчеством

Текущий

Знать достопримечательности столицы

18.02

44.

Народная сказка.

1

Комбинирован

Инсценирование русских народных сказок

Текущий

Проявление творческих способностей

25.02

45.

Февраль – месяц метелей и вьюг.

1

Комбинирован

Особенности зимней жизни птиц и зверей (кормушки)

Текущий

Подкармливать птиц

28.02

46.

Звери – млекопитающие.

1

Комбинирован

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

Текущий

Извлекать информацию из энциклопедии

4.03

47.

Наш уголок природы.

1

Комбинирован

Выполнение трудовых поручений

Текущий

Знать комнатные растения

7.03

48.

Мы – граждане России.

1

Изучение нового

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

Текущий

Знать обязанности школьника

11.03

49.

О правилах поведения.

1

Комбинирован

Общение со сверстниками и взрослыми

Текущий

Различать основные нравственно-этические нормы

14.03

50.

8 марта – праздник всех женщин.

1

Комбинирован

Освоение правил поведения в обществе

Текущий

Различать основные нравственно-этические нормы

18.03

51.

Март -капельник.

1

Комбинирован

Описывать сезонные изменения в природе весной

Текущий

Уметь называть условия благополучной жизни растений и животных

21.03

52.

Здоровая пища.

1

Комбинированн

        Обмен мнениями

Текущий

Отказаться от чипсов и др. вредных продуктов

1.04

53.

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1

Комбинирован

Проанализировать состояние своего здоровья

Текущий

Выполнять элементарные правила закаливания

4.04

54.

Какое бывает настроение.

1

Комбинирован

Моделирование ситуации

Текущий

Различать основные нравственно-этические нормы

8.04

55.

Апрель – водолей.

1

Комбинированный

Хар-ка объектов живой и неживой природы

Текущий

Уметь различать времена года

11.04

56.

Весенние работы.

1

Комбинирован

Анализ трудовой деятельности в городе и селе

Текущий

Знать профессии людей в городе и селе

15.04

57.

Кто работает на транспорте.

1

Комбинирован

Знакомство с видами транспорта

Текущий

Различать виды транспорта

18.04

58.

День космонавтики.

1

Изучение нового

Характеризовать события общественной жизни людей

Текущий

Испытывать чувство гордости за Россиян

22.04

59.

Май весну завершает, лето начинает.

1

Комбинирован

Устанавливать зависимость изменений в живой и неживой природе

Текущий

Уметь объяснить взаимосвязь жизни растений и животных

25.04

60.

Жизнь земноводных весной.

1

Изучение нового

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

Текущий

Называть земноводных

29.04

61.

Животные – живое существо.

1

Изучение нового

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

Текущий

Рассказать о роли животных в природе

2.05

62.

Ты -пешеход.

1

Комбин

Моделирование ситуации

Текущий

Соблюдать П Д Д

6.05

63.

Правила поведения на водоёме.

1

Комбинр

Знакомство с правилами

Текущий

Соблюдать правила поведение на Каме

13.05

64.

Педагогическая диагностика.

1

Систематизация

Контролировать собственные действия

Фронтальный

Уметь применять полученные знания

16.05

65.

Загар.

1

Комбин

Правила безопасного загара

Текущий

Выполнение правил З О Ж

20.05

66.

Скоро лето. Правила поведения в лесу.

1

Комбинирован.

Беседа по технике безопасности

Текущий

Выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...